Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Административно-правовой статус гражданина
Общий административно-правовой статус индивида принято называть статусом гражданина. До 1992 г. все ученые вслед за законодателем различали три разновидности граждан: граждане СССР (РСФСР), иностранцы и лица без гражданства'. Но после распада СССР и образования СНГ положение изменилось. Согласно российскому Закону о гражданстве Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. всех лиц по признаку гражданства необходимо поделить на шесть групп: 1) граждане Российской Федерации; 2) лица с двойным гражданством; 3) почетные граждане; 4) граждане «ближнего зарубежья» (республик СНГ, кроме РФ); 5) иностранцы; 6) лица без гражданства. Конечно, внутри каждой из названных родовых общностей есть особенности. Так, административно-правовые статусы постоянно проживающих в России и временно прибывших иностранцев не идентичны. В настоящее время можно говорить о трех категориях граждан России (обычных, почетных и с двойным гражданством), о двух категориях иностранных граждан («ближнего» и «дальнего зарубежья») и лицах без гражданства (апатридах). В зависимости от степени связанности гражданина при реализации им своих прав можно различать 6 степеней (ступеней) свободы: ' Как недоразумение можно рассматривать мнение А. В. Смирнова, который, анализируя норму, устанавливающую ответственность граждан за то, что они не ведут учет доходов, утверждает, что «лица без гражданства к указанной ответственности привлечены быть не могут, так как гражданами не являются» (Смирнов А. В. Административная ответственность за нарушения налогового законодательства. М., 1995. С. 44). § 2. Административно-правовой статус гражданина 33 1. Полная свобода. 2. Свобода, связанная с обязанностью уведомления субъектов власти (явочный порядок реализации прав). 3. Свобода, связанная с обязанностью регистрировать действия. 4. Свобода, ограниченная обязанностью получать разрешение. Субъект власти обязан рассмотреть заявление, отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке. 5. Свобода, ограниченная дискреционными полномочиями власти при выдаче разрешений на осуществление прав'. Правоприменительные акты, принятые на основе дискреционных полномочий, судебному обжалованию не подлежат. А поскольку вышестоящие органы во многих случаях вправе отменять акты подчиненных им органов только по мотивам законности, то и обжалование дискреционных актов в административном порядке часто не имеет смысла. 6. Полная несвобода. Анализируя законодательство последних лет,.нетрудно проследить, как идет процесс развития прав граждан. Свобода уверенно восходит на более высокие ступени. Так, например, право на демонстрации поднялось на вторую ступень свободы, право на предпринимательскую деятельность —с 6 на 2(3 ступень), право заниматься каратэ —с 5 на 1. С точки зрения механизма реализации, можно выделить права абсолютные (безусловные) и относительные. К абсолютным относятся права, которыми лица пользуются по своему усмотрению, а субъекты власти обязаны создавать условия и не мешать их реализации, защищать их. Это, например, право на административную жалобу, выбор имени, трудоустройство, пользование публичными библиотеками, получение общего среднего образования. Реализация абсолютных прав зависит, главным образом или даже исключительно, от воли гражданина. Относительными следует считать такие права, для реализации которых нужен акт государственного органа. Например, приказ о назначении на должность, лицензия на осуществление определенной деятельности. Воля гражданина должна быть опосредована волей субъекта власти, актом применения права. Если взять за основу повод (процессуальное основание) предо-'авления (признания) права, то можно говорить о правах, кото-> 1е актом субъекта исполнительной власти: ' С. С. Алексеев этот вариант взаимоотношений власти с гражданами называет сключительным разрешительным порядком». См.: Алексеев С. С. Общие дозво-ния и общие запреты в советском праве. М.. 1989. С. 168. 34 Глава 3. Индивидуальные субъекты административного права России — признаются, реализуются без заявления лица, имеющего право (назначение стипендии, присвоение военнослужащему очередного звания, вещевое обеспечение сотрудников органов внутренних дел и т. д.); — предоставляются (признаются) по заявлению, которое субъект исполнительной власти обязан удовлетворить, если отсутствуют предусмотренные юридической нормой основания для отказа (например, назначить пенсию, выдать паспорт, лицензию, принять отставку); — предоставляются по усмотрению субъекта исполнительной власти, реализующего свои дискреционные полномочия (например, назначение на государственную должность). В зависимости от круга лиц, которым права предоставляются, и оснований их возникновения можно различать общие и специальные права. Последние чаще всего являются льготами, которые даются по признакам: а) социально-демографическим (больным, многодетным, вынуж ценным переселенцам и т. д.); б) общественно полезной деятельности (ветеранам, военнослу кащим, Героям России, государственным служащим и др.). С учетом территориального фактора льготы могут быть федеральными, региональными, локальными. По содержанию различаются следующие группы прав граждан: 1) на участие в государственном управлении. Это права: на государственную службу; на внесение предложений; на получение необходимых документов и информации в установленной форме; организовывать, участвовать, выходить из общественных объединений; пресекать противоправные действия; учреждать газету и др.; 2) на государственное участие, содействие, помощь компетентных организаций. Речь идет, например, о праве получать платные блага, получать и пользоваться бесплатными благами (библиотеками и др.), получать организационную (в трудоустройстве, например), техническую, санитарно-эпидемиологическую, медицинскую и иную помощь; 3) право на защиту. Основные формы его реализации — административная жалоба; жалоба (иск в суд); защита в администра-тивно-юрисдикционном производстве; необходимая оборона (в том числе право на газовое оружие); право на помощь негосударственных организаций (коллегий адвокатов, обществ защиты прав потребителей, профсоюзов и др.). Среди административно-правовых обязанностей индивидуальных субъектов можно выделить абсолютные и относительные. § 3. Административно-правовой статус иностранных граждан 35 Первые не зависят от каких-то конкретных обстоятельств, они безусловно, возлагаются на каждого (соблюдение правил дорожного движения, санитарии и т. п.). Относительные обязанности возникают из правомерных действий, направленных на приобретение прав и пользование ими (обязанности абитуриента, читателя библиотеки, собственника автомобиля и т. д.), и правонарушений (например, уплатить штраф).
|