Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Административно-правовой статус гражданина






Общий административно-правовой статус индивида принято называть статусом гражданина. До 1992 г. все ученые вслед за законодателем различали три разновидности граждан: граждане СССР (РСФСР), иностранцы и лица без гражданства'. Но после распада СССР и образования СНГ положение изменилось. Со­гласно российскому Закону о гражданстве Российской Федера­ции от 28 ноября 1991 г. всех лиц по признаку гражданства необ­ходимо поделить на шесть групп: 1) граждане Российской Федерации; 2) лица с двойным гражданством; 3) почетные граж­дане; 4) граждане «ближнего зарубежья» (республик СНГ, кроме РФ); 5) иностранцы; 6) лица без гражданства. Конечно, внутри каждой из названных родовых общностей есть особенности. Так, административно-правовые статусы постоянно проживающих в России и временно прибывших иностранцев не идентичны.

В настоящее время можно говорить о трех категориях граж­дан России (обычных, почетных и с двойным гражданством), о двух категориях иностранных граждан («ближнего» и «дальнего зарубежья») и лицах без гражданства (апатридах).

В зависимости от степени связанности гражданина при реализа­ции им своих прав можно различать 6 степеней (ступеней) свободы:

' Как недоразумение можно рассматривать мнение А. В. Смирнова, который, анализируя норму, устанавливающую ответственность граждан за то, что они не ведут учет доходов, утверждает, что «лица без гражданства к указанной ответ­ственности привлечены быть не могут, так как гражданами не являются» (Смир­нов А. В. Административная ответственность за нарушения налогового законода­тельства. М., 1995. С. 44).


§ 2. Административно-правовой статус гражданина 33

1. Полная свобода.

2. Свобода, связанная с обязанностью уведомления субъектов власти (явочный порядок реализации прав).

3. Свобода, связанная с обязанностью регистрировать действия.

4. Свобода, ограниченная обязанностью получать разрешение. Субъект власти обязан рассмотреть заявление, отказ в регис­трации может быть обжалован в судебном порядке.

5. Свобода, ограниченная дискреционными полномочиями власти при выдаче разрешений на осуществление прав'.

Правоприменительные акты, принятые на основе дискрецион­ных полномочий, судебному обжалованию не подлежат. А пос­кольку вышестоящие органы во многих случаях вправе отменять акты подчиненных им органов только по мотивам законности, то и обжалование дискреционных актов в административном по­рядке часто не имеет смысла. 6. Полная несвобода.

Анализируя законодательство последних лет,.нетрудно про­следить, как идет процесс развития прав граждан. Свобода уве­ренно восходит на более высокие ступени. Так, например, право на демонстрации поднялось на вторую ступень свободы, право на предпринимательскую деятельность —с 6 на 2(3 ступень), пра­во заниматься каратэ —с 5 на 1.

С точки зрения механизма реализации, можно выделить пра­ва абсолютные (безусловные) и относительные. К абсолютным относятся права, которыми лица пользуются по своему усмотре­нию, а субъекты власти обязаны создавать условия и не мешать их реализации, защищать их. Это, например, право на админис­тративную жалобу, выбор имени, трудоустройство, пользование публичными библиотеками, получение общего среднего образо­вания. Реализация абсолютных прав зависит, главным образом или даже исключительно, от воли гражданина.

Относительными следует считать такие права, для реализа­ции которых нужен акт государственного органа. Например, при­каз о назначении на должность, лицензия на осуществление оп­ределенной деятельности. Воля гражданина должна быть опосредована волей субъекта власти, актом применения права. Если взять за основу повод (процессуальное основание) предо-'авления (признания) права, то можно говорить о правах, кото-> 1е актом субъекта исполнительной власти:

' С. С. Алексеев этот вариант взаимоотношений власти с гражданами называет сключительным разрешительным порядком». См.: Алексеев С. С. Общие дозво-ния и общие запреты в советском праве. М.. 1989. С. 168.


34 Глава 3. Индивидуальные субъекты административного права России

— признаются, реализуются без заявления лица, имеющего право (назначение стипендии, присвоение военнослужащему оче­редного звания, вещевое обеспечение сотрудников органов внут­ренних дел и т. д.);

— предоставляются (признаются) по заявлению, которое субъ­ект исполнительной власти обязан удовлетворить, если отсут­ствуют предусмотренные юридической нормой основания для отказа (например, назначить пенсию, выдать паспорт, лицензию, принять отставку);

— предоставляются по усмотрению субъекта исполнительной власти, реализующего свои дискреционные полномочия (напри­мер, назначение на государственную должность).

В зависимости от круга лиц, которым права предоставляются, и оснований их возникновения можно различать общие и специ­альные права. Последние чаще всего являются льготами, кото­рые даются по признакам:

а) социально-демографическим (больным, многодетным, вынуж ценным переселенцам и т. д.);

б) общественно полезной деятельности (ветеранам, военнослу кащим, Героям России, государственным служащим и др.).

С учетом территориального фактора льготы могут быть феде­ральными, региональными, локальными. По содержанию различаются следующие группы прав граждан: 1) на участие в государственном управлении. Это права: на государственную службу; на внесение предложений; на получе­ние необходимых документов и информации в установленной форме; организовывать, участвовать, выходить из общественных объединений; пресекать противоправные действия; учреждать газету и др.;

2) на государственное участие, содействие, помощь компетен­тных организаций. Речь идет, например, о праве получать плат­ные блага, получать и пользоваться бесплатными благами (биб­лиотеками и др.), получать организационную (в трудоустройстве, например), техническую, санитарно-эпидемиологическую, меди­цинскую и иную помощь;

3) право на защиту. Основные формы его реализации — адми­нистративная жалоба; жалоба (иск в суд); защита в администра-тивно-юрисдикционном производстве; необходимая оборона (в том числе право на газовое оружие); право на помощь негосудар­ственных организаций (коллегий адвокатов, обществ защиты прав потребителей, профсоюзов и др.).

Среди административно-правовых обязанностей индивидуаль­ных субъектов можно выделить абсолютные и относительные.


§ 3. Административно-правовой статус иностранных граждан 35

Первые не зависят от каких-то конкретных обстоятельств, они безусловно, возлагаются на каждого (соблюдение правил дорож­ного движения, санитарии и т. п.). Относительные обязанности возникают из правомерных действий, направленных на приобре­тение прав и пользование ими (обязанности абитуриента, чита­теля библиотеки, собственника автомобиля и т. д.), и правонару­шений (например, уплатить штраф).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал