Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ф.С.Арасланов, А.А.Алексеев, В.И.Шигорин. 10 страница
Нежелательные связи на постоянного помощника и однообразие формы одежды. Систематическое привлечение в качестве помощника одного и того же человека при развитии злобы, задержании убегающего человека, обыске местности и помещений, выборке человека и проработке запаховых следов вырабатывает у собаки нежелательную связь на его индивидуальный запах, и она хуже работает, когда в роли помощника используются другие люди. Нежелательная связь на одежду помощника у собаки образуется при использовании на занятиях однотипного костюма или плаща. Это тормозит реакцию собаки на помощника, одетого в другую форму одежды. Для предупреждения или устранения такой нежелательной связи применяют гражданское пальто, куртку, плащ, специальные рукава, разнообразные по цвету и форме. Нежелательная связь на видимые отпечатки следов. Эта зрительная нежелательная связь образуется у собак при поиске человека по запаховому следу, когда видны отпечатки следов по маршруту движения помощника. Аналогичная нежелательная связь может образоваться при систематической постановке собаки на запаховый след с видимых отпечатков, оставленных помощником на местности по маршруту движения: на песке, снегу, обочине дороги и т. д. Для предупреждения образования таких нежелательных связей у собак необходимо исключить дрессировку и тренировку по видимым следам, а постановку собаки на запаховый след производить с обыска местности. Нежелательные связи на звуки выстрелов, вспышки осветительных ракет и другие раздражители. На звуки выстрелов и вспышки осветительных ракет при неправильной системе упражнений у собак образуются различные нежелательные связи. Так, на сильные звуковые и световые раздражители у молодых собак может проявляться боязнь. Систематическое развитие злобы и задержание помощников, сопровождаемое выстрелами, вспышками осветительных ракет, вызывает у собаки злобную реакцию и агрессивность на любого стреляющего человека и даже на самого дрессировщика. Звуки выстрелов и вспышки осветительных ракет стали сигналами для нападения и ведения борьбы с любым человеком без соответствующей команды дрессировщика. Чтобы избежать подобных нежелательных связей у собак, необходимо менять условия упражнений, стрельбу вести не только помощнику или дрессировщику, но и постороннему человеку. Нежелательные связи на автомашину и другие технические средства. Ежедневные перевозки собаки на автомашине вызывают образование у нее сильной реакции на вид автомашины и звук работающего мотора. Нежелательная связь бывает настолько сильной, что собаку невозможно поставить на запаховый след, применить для обыска местности вблизи дороги, где проезжает или стоит автотранспорт. Заглушить нежелательную связь у старых собак почти невозможно. Поэтому для предупреждения развития нежелательной связи перевозку собак на автотранспорте чередуют с лешими передвижениями. 6 период выработки общедисциплинарных навыков вводятся упражнения по приучению собаки к безразличному отношению к автомашине и другим транспортным средствам, применяемым для перевозки собак. На всем протяжении курса дрессировки и тренировки надо добиваться, чтобы собака спокойно реагировала на машины и другие технические средства, применяемые на службе. Нежелательные связи на поведение дрессировщика. Систематическое выполнение упражнений в известных условиях обстановки вырабатывает у собаки различные условные рефлексы на действия дрессировщика. В этих случаях образуются нежелательные связи на натяжение поводка, темп движения дрессировщика, на подаваемые команды и жесты. Такая собака следит за ним в ожидании сигнала на дальнейшие действия. Нередко собака идет без следа в определенном направлении в зависимости от натяжения поводка и движения дрессировщика. Для устранения таких нежелательных связей надо больше работать под контролем руководителей занятий. Нежелательные связи на птиц и животных. Проявляются в том, что некоторые собаки набрасываются на животных, переключаются на их следы. Причина образования таких условных рефлексов — безнаказанное преследование собакой птиц, животных, нападение на них, а иногда и преднамеренное натравливание дрессировщиком собаки на животных. Нежелательное поведение собаки можно предупредить постепенным спокойным приучением к отвлекающим раздражителям и своевременным запрещением подобных действий путем применения механических и электрических раздражителей. В процессе дрессировки, тренировки и применения служебных собак может образоваться множество других, нежелательных связей, причины и пути, устранения которых изложены в соответствующей главе данного учебного пособия. Часть 2 МЕТОДИКА И ТЕХНИКА ДРЕССИРОВКИ СОБАК Глава 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ МЕТОДИКА ДРЕССИРОВКИ СОБАК— это научно обоснованная система выработки у собак комплекса навыков, необходимых для использования их на определенной службе (работе). Она обусловливает: общее количество навыков, обеспечивающих возможность использования собак на конкретной службе; задачи и нормативы подготовки собак по периодам их дрессировки на курсах (начальный, основной и заключительный); выработку навыков в отдельности и в комплексе с другими; режим дрессировки собак с учетом их индивидуальных особенностей поведения, степени подготовленности и процесса формирования условных рефлексов в ходе занятий; влияние конкретной обстановки и других внешних условий на работу собаки; возможные ошибки дрессировщиков, ведущие к выработке у собак нежелательных условных рефлексов, а также способы их предупреждения. Методика дрессировки собак независимо от их служебного назначения основана на единой теории, общих принципах и правилах выработки условных рефлексов. Техника дрессировки — это способы воздействия на собаку соответствующими раздражителями при выработке конкретного условного рефлекса. Методика дрессировки собак одного вида службы от другой отличается количеством вырабатываемых навыков и техникой выполнения приемов, упражнений в определенной последовательности. Весь процесс подготовки служебных собак состоит из трех основных этапов: подготовительного, основного курса дрессировки и тренировки, что представлено на «Схеме подготовки специалистов и служебных собак». Все приемы дрессировки по их назначению подразделяются на подготовительные, основные и дополнительные. Подготовительная дрессировка имеет цель выработать у молодых собак комплекс первоначальных условных рефлексов. Это — основа для выработки навыков служебного назначения. Она проводится, как правило, до передачи собак для служебной дрессировки в ведомственное учебное подразделение. Значение подготовительных приемов возрастает в связи с повышенными требованиями к качеству подготовки служебных собак в сокращенные сроки — розыскных—5, 5, сторожевых—1—1, 5 месяца. Когда учебное подразделение комплектуется собаками, не прошедшими подготовительную дрессировку, задерживается выполнение программы обучения специалистов и подготовки собак, страдает качество их подготовки. Основной курс дрессировки является центральным в подготовке специалистов и служебных собак и осуществляется, как правило, в ведомственных учебных подразделениях. Продолжительность курса зависит как от предварительной подготовленности собак (подготовительной дрессировки), так и от количества и качества навыков, необходимых собаке, предназначаемой для специальной службы. Соответственно и приемы дрессировки называются основными. По ним определяется пригодность собаки к той или иной службе. Самое большое количество приемов входит в курс подготовки розыскных и сторожевых собак. Поэтому и сроки их подготовки более продолжительны. В свою очередь процесс параллельной подготовки специалистов и служебных собак в учебных подразделениях включает три периода: начальный, основной и заключительный, каждый из которых имеет свои конкретные цели и задачи. После окончания основного курса дрессировки собаки тренируются в подразделениях в целях совершенствования ранее выработанных условных рефлексов с учетом конкретной служебной обстановки. Нередко в процессе службы возникает необходимость выработки у собак дополнительных навыков, когда основные условные рефлексы не обеспечивают эффективность их использования. Такие приемы выработки навыков называются дополнительными. Все приемы дрессировки по их значимости и назначению подразделяются на общедисциплинарные и специальные. В системе клубов служебного собаководства они объединены названиями: общий курс дрессировки и специальный курс дрессировки. Общедисциплинарными, или приемами общей дрессировки, называются потому, что в процессе отработки (выполнения) их вырабатываются условные рефлексы, дисциплинирующие собаку, делающие ее послушной. Большинство общедисциплинарных навыков являются базой для выработки специальных навыков у всех видов служебных собак. Специальные приемы предназначены для подготовки собак к выполнению определенных служебных задач. Количество и виды специальных приемов определяется служебным назначением собаки. Они предусматриваются Программой подготовки собак в учебном подразделении соответствующего ведомства. СХЕМА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖЕБНЫХ СОБАК
По нормативам основных приемов курса дрессировки (общедисциплинарных и специальных) оценивается подготовленность розыскных и сторожевых собак к конкретной службе: Подготовительные приемы
Основные
Дополнительные
Основные методические и технический правила дрессировки собак. Перед тем как приступить к работе с собакой, дрессировщик должен узнать кличку, возраст собаки, степень ее подготовленности, основные и преобладающие реакции поведения. Дрессировка собаки начинается с первого подхода к собаке и установления правильного взаимоотношения (контакта) дрессировщика с собакой в течение 10—15 дней. До начала целенаправленных занятий с собакой дрессировщик обязан изучить теорию дрессировки, основные правила содержания собак и ухода за ними. Прежде чем начинать любое упражнение, надо увидеть, как оно выполняется опытным дрессировщиком (инструктором) с собакой, продумать порядок применения условных (сигнальных) и безусловных (подкрепляющих) раздражителей с учетом особенностей своей собаки, получить консультации у инструктора (руководителя). Для доведения способов применения раздражителей (сочетаний) до автоматизма дрессировщику необходимо потренироваться в выполнении упражнений без собаки, это поможет предупредить некоторые возможные ошибки в выработке условного рефлекса у собаки. Затем надо выполнить упражнение в замедленном темпе и только по мере овладения техникой воздействия раздражителями постепенно ускорять темп работы, доводя до нормативных требований. При сочетании условных и безусловных раздражителей команды произносить четко, с нужной интонацией и соответствующей силой, исключить многословие. Они отвлекают собаку, задерживают выработку условного рефлекса. В заключительном периоде подготовки собак в условиях, близких к требованиям службы, собаку надо приучать к выполнению команд, подаваемых из-за укрытия и произносимых тихо, шепотом, когда собака не видит дрессировщика. В управлении поведением собаки важное значение имеют жесты. При выполнении первоначальных упражнений они несколько отличаются от стандартных, так как движения руки с поводком или лакомством совершаются так, чтобы заставить собаку выполнить нужное действие. По мере образования условного рефлекса у собаки надо добиваться четкого выполнения жестов как в строевом (классическом) варианте так и служебном. Например, жест посадки, укладки можно подавать полностью при управлении собакой на большом расстоянии, а на близком расстоянии, особенно на службе, достаточно незначительного движения руки. При дрессировке и применении собак на службе используются 8 основных жестов, которые вполне обеспечивают четкое управление собакой: «Ко мне», «Рядом», «Сидеть», «Лежать», «Стоять», «Голос», «Ползи», «Гуляй». Жест «Гуляй» является общим для всех случаев, когда надо показывать собаке направление движения или привлечь ее внимание на какой-то раздражитель (объект). Разница между значением этого жеста в различных приемах в том, что возможно некоторое изменение угла выбрасывания правой или левой руки. В каждом конкретном приеме жест «Гуляй» обязательно сопровождается соответствующей командой. Необходимо умело пользоваться коротким и длинным поводками как средством, дисциплинирующим собаку, позволяющим четко управлять ее поведением. Поводки применяются, как правило, для подкрепления команды или жеста в виде рывка, сдерживания и легкого подтягивания. Нельзя наказывать собаку поводком. Собаки очень внимательны к поводку. Поэтому переход к управлению без поводка должен быть постепенным. Работать без поводка собака должна в наморднике. При выполнении любого первоначального упражнения правильное ответное действие собаки на применяемые условный и безусловный раздражители надо подкреплять поглаживанием в сочетании с одобряющим словом «Хорошо». Это должно вызывать у собаки приятное ощущение. Рекомендуется погладить (похлопать) кистью левой руки по лопатке, груди собаки, нежно почесать у основания ушей. Правильные действия собаки каждый раз надо подкреплять условно поощряющим словом «Хорошо» с одобряющей интонацией. При дрессировке собак розыскной, сторожевой и других специальных служб лакомство давать только левой рукой (рис. 23). В целях сохранения чистоты индивидуального запаха на апортировочных предметах, особенно в начале выборки вещей, нельзя брать лакомство правой рукой. Исключением является показ лакомства правой рукой при выполнении первоначальных упражнений вызова лая и переползания, а также в отдельных случаях при посадке и укладке. В связи с этим поглаживать собаку надо, как правило, левой рукой. Результативность и качество выработки условных рефлексов зависят от возраста собаки. Со щенками лучше проводить целенаправленную подготовительную дрессировку. При дрессировке щенков и взрослых собак пользуются одними и теми же методами, но с учетом особенностей животных. Щенки более подвижны, податливы к подражанию, слишком чувствительны к механическим (болевым) раздражителям. Рис.23.Правила дачи лакомства. По возможности надо чаще пользоваться пищевыми раздражителями, побуждать их к выполнению нужных действий в группе двух-трех щенков и в процессе игр. Заниматься с собакой рекомендуется 2—3 раза в день, лучше перед кормлением, но не раньше, чем через 2—3 часа после кормления. Определяя количество занятий и продолжительность каждого из них, надо исходить из учета количество и видов выполняемых упражнений, их сложности, нервной и физической нагрузки на организм собаки и ее работоспособности. В начальном периоде подготовки собак, когда выполняются упражнения по выработке общедисциплинарных навыков и некоторых несложных специальных упражнений, продолжительность занятия не должна превышать двух часов. С началом упражнений по проработке следов продолжительность каждого занятия увеличивается, а количество их уменьшается. Перед занятием надо хорошо выгулять собаку. Рекомендуется сначала повторять упражнения по совершенствованию начатых ранее условных рефлексов, затем выполнять упражнения по выработке нового условного рефлекса, не отвлекая собаку другими видами упражнений. В последующих периодах подготовки собак, когда идет процесс совершенствования почти всех условных рефлексов, очередность упражнений, количество их на одном занятии определяют исходя из сложности выполнения их. Очень важно поддерживать постоянную работоспособность собаки, не допускать ее переутомления. Необходимо продумать плен дрессировки каждого занятия, изучить методику выработки намеченных условных рефлексов по учебнику, получить консультацию у опытных дрессировщиков. Заканчивая занятие, надо сделать анализ проведенной дрессировки и наметить предварительный план для очередных занятий. Рекомендуется вести краткий учет процесса дрессировки собаки. При дрессировке розыскных и сторожевых собак надо иметь комплект специального снаряжения индивидуального и группового пользования. Индивидуальными средствами являются: обычный и строгий (металлический) ошейники, короткий и длинный поводки, намордник, шлейка, цепь, прикол, сумка для переноски предметов дрессировки, сумка для лакомства, комплект разнообразных апортировочных предметов, пинцет, специальный полиэтиленовый пакет и брезентовый плащ. На занятиях, особенно в первый месяц, обязательно нужно иметь лакомство — мелкие кусочки мяса, печенья, сахара, в крайнем случае, хлеба. Групповые средства — дрессировочный костюм (куртка и брюки), дрессировочное пальто, специальные рукава, пальто гражданское, хлыст кожаный (можно заменить прутьями), пистолет стартовый, контейнеры с набором разнообразных предметов для выборки вещей. Кроме того, в учебных подразделениях оборудуются площадки с разнообразными сооружениями, препятствиями и объектами, предусмотренными Программой по службе собак соответствующего ведомства. Глава 2 ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ ОБЩЕГО КУРСА ДРЕССИРОВКИ УСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ВЗАИМООТНОШЕНИЯ (КОНТАКТА) ДРЕССИРОВЩИКА С СОБАКОЙ Дрессировка собаки начинается с правильных взаимоотношений (контакта) с дрессировщиком. Успешная дрессировка и применение собаки на службе невозможны без прочного контакта. Установление контакта — это выработка у собаки условного рефлекса доверия к дрессировщику, привязанности к нему. Основными условиями приучения собаки к дрессировщику являются кормление собаки, своевременные и систематические прогулки с ней, а также правильный уход и умелое применение условных и безусловных раздражителей при дрессировке. Методика и техника установления контакта зависит от того, в каком возрасте собака закрепляется за дрессировщиком. Легче и проще устанавливается контакт при выращивании собаки с рождения. Но большинство собак, предназначенных для службы, как правило, передаются новому человеку перед началом дрессировки в учебном подразделении в возрасте от 8—10 месяцев до 2 лет. При закреплении собаки за дрессировщиком он должен знать ее кличку, возраст, особенности поведения, степень подготовленности, отношение к посторонним лицам. Ему следует определить методику установления контакта с ней. Дрессировщик должен быть смелым, но осторожным, готовым ко всяким неожиданностям в поведении собаки. В зависимости от местонахождения собаки и степени ее агрессивности, первоначальный подход к ней может быть различным. В случае, когда собака находится в вольере, подходя к ней, надо назвать ее кличку и дать лакомство. Если собака сразу берет лакомство, проявляя при этом признаки доверчивого отношения, следует поласкать ее, взять на поводок и вывести на прогулку. Присутствие человека, за которым она была закреплена до этого, нежелательно. Можно передать собаку во время прогулки. Это делается так. Владелец выводит собаку с надетым намордником на прогулку. Человек, которому она передается, подходит к ним, незаметно для собаки принимает поводок и продолжает ее выгуливание, а владелец уходит. Выгуливая собаку на длинном поводке, дрессировщик периодически называет ее по кличке и при подходе дает лакомство. К собаке с агрессивной реакцией подход должен быть другим. Лучшее средство здесь — систематическое кормление. При доверчивой реакции собаки в вольере ее можно взять на поводок и вывести на прогулку. С самого первого подхода к собаке дрессировщику нужно соблюдать следующие правила: кормить свою (закрепленную) собаку самому, не доверяя другим; систематически выгуливать ее; правильно ухаживать за ней; методически последовательно и технически правильно выполнять все упражнения. Первоначально установленный контакт совершенствуется в процессе всего курса дрессировки, особенно при отработке специальных приемов: развитие злобы, задержание убегающего, работа по запаховому следу и др. При нормальном контакте характерно следующее поведение собаки: при подходе дрессировщика она ласкается, при уходе его стремится следовать за ним, иногда визжит или лает; во время прогулок не уходит далеко, постоянно следит за ним, активно ищет спрятавшегося в укрытии дрессировщика. Возможные ошибки дрессировщика и их последствия: 1.Грубое обращение с собакой, применение громких команд, резких рывков и ударов поводком, вызывающих трусливое или недоверчивое отношение к дрессировщику, а иногда и злобную реакцию. 2.Излишне ласковое обращение с собакой, увлечение играми, снижающими дисциплинированность собаки. 3.Нерешительное, боязливое обращение с собакой, вызывающее у нее или настороженность, или агрессивную реакцию на дрессировщика. ПРИУЧЕНИЕ К КЛИЧКЕ Кличка дается каждой собаке, как правило, в возрасте 2—3 месяцев. Необходимость приучения к кличке взрослой собаки возникает при желании изменить кличку или тогда, когда кличка неизвестна. Для клички используют любое короткое, звучное слово, кроме имен людей, наименований городов, стран и национальностей. Условный рефлекс на кличку вырабатывается в процессе повседневного обращения с собакой, но чаще всего при кормлении и выгуливании. Подходя к собаке, дрессировщик (владелец) произносит кличку и дает корм или лакомство. С началом прогулок и выполнения приемов дрессировки внимание собаки на кличку подкрепляется не сразу, а только после выполнения ею ответных действий на другие команды, подаваемые дрессировщиком. Кличку нельзя произносить с угрожающей интонацией и тем более подкреплять неприятными для собаки раздражителями, Возможные ошибки дрессировщика и их последствия: 1.Искаженное произношение клички, особенно с угрожающей интонацией. 2.Излишне частое повторение клички, мешающее выработке четкого условного рефлекса на другие команды. ПРИУЧЕНИЕ К СПЕЦИАЛЬНОМУ СНАРЯЖЕНИЮ К ошейнику, поводку, наморднику, шлейке и привязи приучают собак, как правило, с раннего возраста. Вначале приучают к спокойному отношению к ошейнику. Подойдя к собаке, дрессировщик называет кличку, дает лакомство, дает возможность обнюхать ошейник. Затем, поглаживая собаку, надевает его на шею и, придерживая за концы, отвлекает ее игрой. В тех случаях, когда собака начинает беспокоиться, ошейник снимают. После перерыва упражнение повторяется. Ошейник каждый раз оставляют на более продолжительное время. В последующем мягкий ошейник заменяется обычным. При групповом содержании щенков надо следить за тем, чтобы они не грызли ошейники друг у друга. Приучение собаки к поводку начинается после приучения ее к спокойному реагированию на ошейник. Дрессировщик, поглаживая собаку, пристегивает поводок к заранее надетому ошейнику и выводит ее на прогулку. Если собака реагирует на поводок (беспокоится, играет, грызет), ее необходимо отвлечь игрой, пробежками. Особая осторожность нужна при управлении собакой поводком на участках с деревьями, кустами и другими местными предметами, за которые может зацепиться поводок. В последующем управление собакой осуществляется как коротким, так и длинным поводком. Намордник подбирают соответственно размеру морды собаки. Во время ухода за собакой или выгуливания дрессировщик на виду у собаки бросает в намордник кусочек лакомства и, подав команду «Намордник», разрешает ей достать и съесть лакомство, одновременно поощряя ее действия поглаживанием. Затем намордник застегивают и оставляют на собаке. Если собака старается снять намордник, мотает головой, царапает лапами и т. п., то дрессировщик отвлекает ее игрой, пробежками, дачей лакомства через отверстие в наморднике. В первое время достаточно надевать намордник на 5—10 минут, затем — на несколько часов. Приучение собаки к шлейке начинается после выработки условного рефлекса на команду «Стоять». Подбирается шлейка, соответствующая размерам собаки. Поглаживая собаку и поощряя ее лакомством, дрессировщик надевает на нее шлейку и выводит на прогулку. Шлейка должна быть свободной. Если собака беспокоится, то нужно отвлечь ее игрой. На первых занятиях достаточно пребывания собаки в шлейке до 5—10 минут, в дальнейшем до суток и более. Приучение к привязи начинается с привязывания собаки поводком к дереву, специальному столбику во время кормления, чистки и в перерывах между прогулками. Вначале дрессировщик должен находиться возле собаки и удерживать на привязи недолго. В последующем продолжительность удержания собаки на привязи увеличивается в сочетании с периодическим отходом дрессировщика от нее. При этом надо следить за тем, чтобы она не грызла поводок. В целях предупреждения такой вредной привычки быстрее надо приучать ее к привязыванию на цепь. Возможные ошибки дрессировщика и их последствия: 1.Неправильный подбор снаряжения увеличивает время на приучение ее к спокойному реагированию на снаряжение. 2.Принуждение применением болевых раздражителей при надевании снаряжения, преждевременное увеличение продолжительности пребывания собаки в снаряжении приводят к проявлению пассивно-оборонительной реакции (боязни дрессировщика). 3.Разрешение собаке играть поводком, оставление ее привязанной на поводок бесконтрольно приводит к образованию у нее привычки грызть поводок. ПРИУЧЕНИЕ К ЧИСТКЕ И ПОКАЗУ ДЛЯ ОСМОТРА При чистке и осмотре собака должна стоять спокойно и в естественной позе. Это вырабатывается в процессе ежедневного ухода за собакой, начиная с 2—3-месячного возраста. В первое время, удерживая собаку левой рукой за поводок возле ошейника, дрессировщик поглаживание чередует осторожным расчесыванием шерсти гребнем. В последующем ее приучают к чистке щеткой. Продолжительность чистки постепенно доводится до 5—10 минут. Параллельно собаку приучают к спокойному реагированию к зажиманию морды в целях осмотра зубов (рис. 24). Рис. 24. Приучение собаки к зажиманию морды РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ
|