Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






IX. Высшие политичеcкие институты государства 1 страница






В

устройстве государств обнаруживается большое разнообразие институтов власти. Они представи­тельствуют от имени государства, издают законы, осуществляют управление. B одних случаях для каждого из видов деятельности имеется свое политическое учреждение - глава государства, парламент, правительство. Иногда властные полномочия поглощает один институт, например, глава абсолютной монархии.

Важно заметить, что не все органы власти можно причислить к политическим институтам. В конституционных государствах принцип независимого правосудия выводит судебные учреждения из системы органов, принимающих политические решения. Влияние политики на суд нельзя отрицать. Ho конституция возлагает на правосудие иную функцию - применение, толкование, создание права, a не принятие политических решений или защиту чьих-либо интересов. Политика может осуществляться в внеправовых формах, тогда как правосудие не имеет иной основы, кроме права, выраженного в законе и иных ипостасях. C большим или меньшим успехом демократиям удается сократить участие судов в политике. По крайней мере, в этих странах суды не подвергаются такому политическому давлению и не несут той ответственности, что возложена на парламенты и правительства.

По традиции в систему высших политических институтов принято включать главу государства, правительство и парламент.

1. ГЛАВА ГОСУДАРСТВА

Институт главы государства встречается почти во всех политически организованных странах. Государственное право наделяет его многими функциями и полномочиями, прерогативами и привилегиями. Конкретный их набор зависит от статуса главы государства, формы правления.

Главой государства могут быть: монарх, то есть суверенное лицо, законно властвующее по собственному праву и не связанное политической ответственностью; президент, то есть выборное должностное лицо, законно властвующее в силу прямого или опосредованного народного доверия и ответственное перед народом; узурпатор, то есть лицо, властвующее без правовых оснований либо в силу произвольных оснований, не имея " ни царского проис­хождения, ни мандата выборщиков"; коллегиальный орган со статусом президента. Например, в Швейцарии функции главы государства выполняет Федеральный совет, состоящий из семи равноправных членов, которые по очереди избирают сроком на один год председателя (президента) и тот совершает отдельные акты главы государства. Государство Судан возглавил Верховный Совет. Коллегиальный орган (хунта) может стать во главе государства не только на законных основаниях, но и в силу узурпации; несколько равноправных выборных должностных лиц, в совокупности возглавляющих государство. Так, в Сан-Марино учрежден сдвоен­ный институт главы государства - два равноправных капитан­регента.

Следует иметь в виду, что функции главы государства могут быть переданы его представителю - регенту или должностному лицу, действующему от имени монарха в одном из государств, входящих в унию. B странах, образующих унию с Великобританией, правомочия Короны выполняют генерал-губернаторы и лейтенант-­губернаторы, назначаемые монархом по решению парламента каждого из таких государств.

Bce главы государств выполняют некоторые общие функции и полномочия. Во-первых, они осуществляют представительскую функцию. Глава государства представляет свою страну в международных отношениях назначает министров иностранных дел и дипломатов, подписывает договоры и соглашения, аккредитует зарубежных послов, объявляет войны и заключает мир либо участвует в их объявлении и заключении мира.

Выполняя представительскую функцию во внутригосу­дарственных отношениях, глава государства использует право обращения к нации, подписывает от имени государства соглашения c субъектами федерации и другие соглашения (например, по социально-политическим вопросам с профсоюзами и партиями), решения о помиловании, награждениях и другие. Монархи и президенты, представляя свое государство, в некоторых странах назначают часть депутатского корпуса, то, есть вводят в состав парламента депутатов, не связанных прямой ответственностью перед избирателями, но выражающих общегосударственный интерес. Кроме того, главы государств возбуждают судебное производство в конституционных и других судебных инстанциях. Главы государств (их представители) ведут правовые споры в интересах государства.

Во-вторых, главы государств участвуют в формировании правительства, a также иных государственных органов, например, судов. B Венесуэле декретом № 87 от 13 декабря 1945 г. президенту было даже предоставлено право отстранить членов Верховного суда в случае неуважения ими принципа разделения властен либо вмешательства в дела, имеющие сугубо политическую природу.

B-тpeтьиx, монархи, президенты причаcтны к военной политике, к руководству вооруженными силами.

Кроме того, глава государства участвует в законодательном процессе (законодательная инициатива, назначение части депутатов, промульгация, то есть подписание, введение в действие и опубликование решений парламента). C главой государства связана координация деятельности законодательных и административных органов - право созыва и роспуска парламента, проведения консультаций c руководителями палат и парламентских фракций, право обращаться c посланиями к парламенту. Эти права могут приобрести исключительно политическое значение. Так, если послание президента Конгрессу США представляет собой полити­ческую программу, то обращение мексиканского президента не только выполняет роль законодательной инициативы, но и действует как предписание лидера господствующей партии парламентскому большинству.

Главе государства обычно приписывается роль символа единства нации и государства, его воспринимают как арбитра между различными политическими силами, партиями. Его считают гарантом устойчивости, территориальной целостности, безопасности государства, гражданской свободы.

За пределы этих обобщений выходят случаи, когда глава государства лишен свойственных ему функций, a также, когда невозможно выявить орган, обладающий признаками монарха, президента. Bo Вьетнаме функции главы государства выполняет Государственный совет. Однако в строгом смысле и он главой государства не является, поскольку Госсовет - это прежде всего постоянно действующий законодательный орган.

B Ливии, где роль государства второстепенна, a политические решения вырабатывает и принимает особое учреждение - Революционное руководство, институт главы государства неразличим. B Ливийской Джамахирии Всеобщий народный конгресс, то есть высший представительный орган, избирает постоянно действующий Генеральный секретариат. Формируется также правительство (Высший народный комитет). Оба органа имеют своих председателей, но ни один не считается главой государства. Ливия попросту не вoстpебовaла от государствa те " услуги", которые обычно оказывает народу президент. Выполнять их взялось Революционное руководство, возглавляемое Лидером Ливийской Революции.

Конечно, действительное значение политических полномочий главы государства в основном определяется формой правления. Первое, от чего зависит характер его полномочии, это - относится ли государство к парламентской форме правления или не является таковым.

B зависимости от формы правления различия в политическом статусе главы государства выглядят примерно так:

Характеристика главы государства B парламентских фор­мах правления (парла­ментская монархия; парламентская республика) В иных формах правле­ния (дуалистическая, абсолютная монархии; прези­дентская республика; осо­бые формы правления).
Отноше­ние к правительству   Оформляет назначе­ния на правительствен­ные должности в соот­ветствии c решениями парламентского боль­шинства или правящей коалиции. Главой правительства не является, не контролирует содержание по­литических решений, принимаемых прави­тельством.   Назначает главу прави­тельства или весь состав правительства. Руководит деятельнос­тью правительства и кон­тролирует его.  
Участие во внешней поли­тике   Не принимает внешнеполитических реше­ний; на основании ре­шений правительства, министра иностранных дел подписывает акты и совершает действия внешнеполитического значения.   Руководит внешней по­литикой, принимает реше­ния, связанные с заключе­нием мира.  
Приня­тие норма­тивных и иных пра­вовых ак­тов   Оформляет норматив­ные и иные решения, принятые правительст­вом, премьер-министром, отдельными ми­нистрами, парламентом.   Издает нормативные и иные акты, принимает по­литические решения.  
Институт контрасигнатуры   Акты главы государст­ва вступают в силу при условии их скрепления подписью премьер-министра или ответст­венных министров. По­средством контрассигна­туры устраняется возможность вмеша­тельства главы госу­дарства в принятие политических решений.   Контрасигнатура отсут­ствует либо применяется c целью возложения ответст­венности на членов прави­тельства. Осуществляя контрасигнатуру, министры регулярно подтверж­дают свою лояльность главе государства. Отказ министра контрассигновать акт президента влечет отставку нелояльного министра.  
Вето на решения парламента   Право вето за главой государства не закреплено либо он не пользует­ся этим правом.   Глава государства поль­зуется правом вето. B стра­нах, где нет парламента, в использовании вето нет необходимости.  
Созыв и роспуск парламента Глава гоcудаpства со­зывает парламент в по­рядке и в срок, установ­ленные законом. Распус­кает парламент на осно­вании закона или в слу­чае политического кри­зиса.   Парламент собирается " по праву", т.e. не нужда­ется в созыве актом главы государства. В дуалистических монархиях, республиках и особых формах правления, где сложилось политическое верховенст­во главы государства, пар­ламент созывается и распускается актом главы государства, который, поль­зуясь этим правом, спосо­бен контролировать работу парламента.  
Военная ­политика и вооруженные силы   Глава государства формально является главнокомандующим.   Глава государства явля­ется верховным главноко­мандующим, назначает военного министра, осу­ществляет общее руковод­ство оборонной полити­кой, в ряде стран непосредственно руководит военным ведомством и во­оруженными силами.  
Чрезвычайные полномочия Глава государства по решению правительства прокламирует чрезвычайное положение. Чрезвычайных полно­мочий не имеет.   Глава государства своим решением вводит чрезвы­чайное положение и осу­ществляет чрезвычайные полномочия.  
Право помилования   Глава государства изда­ет акт o помиловании по представлению прави­тельственных учрежде­ний (Министерства юс­тиции).   Глава государства при­нимает решения o помиловании лиц, осуж­денных за преступления.  

 

Итак, в парламентских формах правления глава государства оформляет политические решения, предложенные парламентом и правительством, но не принимает их самостоятельно. Вместе c тем, его роль не ограничена ритуалом. Те, кто делает политику, осознает, что часть его действий (проведение выборов, роспуск парламента, объявление референдума, промульгация законов и другие) нуж­даются в подписи главы государства. Это порою сдерживает правительство и парламентариев от явного произвола, нарушений закона.

B иных формах правления политическое значение главы государства очевидно. Оно определяется, прежде всего, тем, что монарх или президент фактически контролирует правительство, государственную администрацию, объединяет исполнительную власть.

ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ЗАМЕЩЕНИЯ ТРОНА. СТАТУС МОНАРХА

Монарх представляет собой очень распространенную разновидность главы государства. B настоящее время в своих странах, включая государства, входящие в федеративные союзы, царствует коронованная особа. Как всякий глава государства, монарх наделен формальными или действительными полномочиями политического характера. Вместе c тем, его статус весьма специ­фичен.

Обратим внимание на то, что в некоторых; странах монарха считают субъектом, полностью лишенным власти. Так, японская конституция _именует Императора " символом", но не главой государства. Весь суверенитет как будто принадлежит народу, a Микадо якобы " не наделен полномочиями, связанными c осу­ществлением государственной власти (ст.ст. 1, 4). Вместе c тем, при столь оригинальном подходе в определении статуса Императора за ним все же закрепили полномочия, свойственные именно главе государства - промульгация законов; созыв, роспуск парламента и объявление выборов; подтверждение полномочий членов пра­вительства и дипломатов и другие.

Нежелание считать монарха носителем суверенитета, главой государства объяснимо. Ведь существует память о деспотических наклонностях королей, o пагубности монархии для гражданских свобод, хотя к монархам этот упрек относится не в большей мере, чем к президентами узурпаторам. И все же, если в системе политической власти сохраняется институт монарха, то полномочия главы государства принадлежат именно ему, какими 6ы незна­чительными и символическими они ни были.

Особенности статуса монарха обнаруживаются в том, какими условиями обставлено приобретение им прав суверена (короля, императора, султана, эмира и проч.)

Как правило, монархами становятся по наследству. Ho не станем считать это правило вечным и не знающим исключений. Монархи восходили на трон также и в силу признания их суверенных прав - вследствие брака c главой династии; учреждения новой династии, избрания монарха. Признание лица монархом, равно как и наследование, подтверждает его собственные суверенные права и не влечет возникновения отношений ответственности за осущест­вление монархической власти.

Наследование обычно совершается по закону (органический закон " Об императорской фамилии" в Японии; раздел II Конституции Испании), a не по завещанию. Иногда завещание играет некоторую роль в престолонаследовании, но имеет не основное, a вспомогательное значение. Например, в Бельгии король может назначить себе преемника, но при условии, если отсутствует законный наследник.

B исламских монархиях наследование трона совершается также по закону. Однако монархический клан часто отходит от установ­ленных условий и принимает произвольные (целесообразные) решения o замещении трона, сообpaзуясь с желаниями прежнего монарха. Согласно конституционной поправке 1965 г., король Иордании вправе назначить себе наследника из числа своих братьев.

Назначение преемников, a также выборы главы государства " не соответствуют самому существу монархического устройства" по той причине, что если лицо назначается или избирается, его " самостоятельность и безответственность делаются по необходимости фиктивными."

Наследование по завещанию и особенно выборность ставят под сомнение смысл монархии. Неопределенность в престолонасле­довании провоцирует совершенно недопустимую партийную борьбу за трон. Те, кто продвигают к трону " своих" монархов, помогают им надеть " корону", впоследствии требуют от главы государства платы за оказанные услуги. Вместо главы государства, объединяю­щего своей властью народ, монарх может стать одновременно безответственным и пристрастным, не имеющим политической независимости агентом партий, кланов. Отсутствие законного начала в наследовании трона, порождаемое выборностью и правом завещания, явно не способствует стабильности династий и монархического строя.

B целом же, роль завещания юридически ничтожна. Даже отречение от престола обычно не дает монарху права распорядиться троном и назначить себе приемника. Монарх отрекается от трона только за себя. Если он отрекается в пользу конкретного лица, то тем самым монарх нарушает закон и права законных наследников.

Ограничения в распоряжении троном вводят престолонасле­дование в предсказуемые рамки, сокращают вероятность злоупот­ребления прерогативами монарха. Они лишают юридических перспектив и делают бесполезным вымогательство отречения в пользу той или иной персоны.

Только в отсутствие законных наследников судьбой трона распоряжаются субъекты, обладающие учредительными полномо­чиями - по Конституции Испании Генеральные кортесы принимают решение o замещении трона. Пресечение династии может повлечь не только учреждение новой династии, но также изменение формы правления - замену монархии республикой.

Право престолонаследования содержит условия, которым должен соответствовать любой претендент, a также очередность на замещении трона.

Основными и самыми распространенными условиями престо­лонаследования являются следующие:

- Кровное родство c монархом-наследодателем. Это условие исключает из числа наследников супругов монарха. Оно распространяется и на тот случай, когда y монарха есть усыновленные, не находящиеся в кровном родстве дети. Усыновление - маловероятный для монарха поступок. Столь же маловероятны притязания пасынка на монархические права. Однако этого нельзя исключать. K примеру, в англосаксонском эпосе: заступление усыновленного лица в права конунга (правителя, сочетающего признаки вождя и короля) воспринималось как нечто естественное.

- Религиозный ценз. Наследник должен исповедовать надлежащую веру. Это связано c тем, что обычно традиция обожествляет власть монарха, рассматривает ее как богоданную, священную. Религиозный аргумент является одним из сильнейших морально­-политических оправданий власти суверенитета. Если британская Корона является главой Англиканской церкви, то можно ли представить себе атеиста или католика на британском троне? B Малайзии, Марокко, Саудовской Аравии и многих других исламских странах король является религиозным главой. Японская тради­ционная религия синтоизм обожествляет личность Микадо. Может ли наследник императора открыто исповедовать какую-либо иную веру? Кроме того, монархическая власть не связана ответственностью ни перед кем, кроме Бога. Нерелигиозный монарх был бы намного опаснее для народа, чем верующий глава государства.

- Надлежащий брак. Монарх и члены его фамилии не свободны в своей личной жизни, их браки становятся делом государства. Поэтому лица, вступившие в мезальянс (неравный брак, брак c лицом низшего достоинства), a также их потомки, равно как и дети от незаконных браков, в большинстве монархий утрачивают право на трон. Однако же требования, относящиеся к выбору супругов, не всегда слишком жестки. B прошлом наследникам полагалось вступать в брак не иначе, как c членами других династий. Теперь условия смягчились, очевидно за недостатком чистокровный членов царствующих домов. B Англии, например, наследник трона должен состоять в браке c лицом высокого происхождения, или быть рожденным от такого брака, либо, по крайней мере, получить согласие кабинета на вступление в брак. B Испании конституция в общем, виде устанавливает, что лишаются права участвовать в престолонаследовании лица, " вступающие в брак вопреки запрету Короля и Генеральных кортесов", a также их потомки (ст.57).

Лица, правомочные участвовать в наследовании трона, регистрируются в документе (книге), отражающем cocтaв династии. Среди них выделяется ближайший претендент на политическое наследство. Он имеет звание и привилегии наследного принца (цесаревича). K прерогативам наследного принца обычно относится право выполнять функции регента в cлyчae недееспособности монарха; пpaвo участвовать в деятельности парлaментa (как пpaвило - в верхней палате) на правах депутата (сенaтоpa).

Заступление на трон совершается по процедуре коронации. 3a последние десятилетия в парламентских, a иногда и в дуалис­тических, монархиях к коронующимся особам стали предъявлять требование o принесении клятвы в соблюдении конституции, прав и свобод, привилегий и вольностей народа.

В практике государственно-правового регулирования зафик­сированы три основные системы престолонаследования, каждая из которых по-своему распределяет право на замещение трона.

Самой древней и практически вышедшей из употребления системой является наследование по принципу сеньората. По сеньорату наследует старший член династии. Иными словами, наследником трона становится лицо, старшее по возрасту среди прочих претендентов.

Другой системой является наследование по принципу майората, то есть по ближайшей степени родства к монарху. Степень родства определяется количеством родственных колен, на которые, претендент отстоит от наследодателя. Наследование совершается в пользу члена династии, отстоящего от наследодателя на наименьшее число родственных колен. При одинаковом их количестве преи­мущество имеет старший по возрасту претендент. " Таким образом, по началу майората брат исключает от престолонаследования внука или правнука. Обе эти системы представляют то неудобство, что престол при них постоянно переходит в боковые линии c исключением прямой".

Наследование по праву первородства (примогенитуры) совер­шают потомки монарха по прямой нисходящей линии. Сначала наследует лицо, являющееся перворожденным от монарха. В случае его смерти, отказа от наследования перворожденного замещают (наследуют вместо него) его прямые потомки и так далее. Престо­лонаследование не переходит в боковые родственные линии до тех пор, пока y монарха есть дети, внуки, правнуки. Только при полном пресечении прямой нисходящей линии наследование переходит в боковые родственные линии, то есть братьям монарха, a в случае отсутствия таковых - более дальним членам фамилии.

Система наследования по первородству c правом замещения (представительности) выбывающего наследника его прямыми потомками в настоящее время практически вытеснила сеньорам и майорат.

Названные системы престолонаследования распределяют право на трон между родственниками монарха. Однако государственное право всех монархий отдает мужчинам преимущество перед женщинами в вопросах престолонаследования. Это объясняется традиционными взглядами на роль женщины в политике и, кроме того, имеет рациональные обоснования. Так, по наблюдению, высказанному H. M. Коршуновым, наследование престола женщи­нами " приводит неизбежно к появлению на престоле иностранных родов". Браки королев c представителями заграничных динас­тий - явление распространенное, a мужское влияние на характер и национальность наследника более вероятно, чем женское. He исключены и претензии мужа на участие в управлении страной вместе или даже вместо августейшей жены.

Надо заметить, что приведенные рассуждения скорее умозри­тельны, чем отражают действительное положение вещей. Так, англичане воспринимали Генриха I и трех следовавших за ним королей из ганноверской династии как чужеродных государей, a c появлением на престоле женщины - королевы Виктории - монархия стала близкой, родственной британскому духу. Как 6ы то ни было, по закону мужчина все же более предпочтительны наследник.

Вместе c тем, строгость ограничений на участие женщин в наследовании трона неодинакова. Различаются три типа (системы) распределения права на трон между наследниками и наследницами.

Самой древней и строгой является салическая система, по которой женщина не наследует корону. He наследуют также и потомки монарха по женской линии - то есть дети, внуки, правнуки его дочерей. Совсем недавно от салической системы отказалась Норвегия - Стортинг издал закон, по которому члены династии женского пола, рожденные после 1990 г., смогут наследовать корону. B Иордании, Японии женщины не участвуют в престолонаследовании, хотя законы этих стран не используют европейскую терминологию и не определяют себя как салическую систему.

Менее cтpoгa к женщинам австpийскaя система, введeннaя в Авcтpии Леопольдом I в 1703 г. и ныне действyющaя, например, в Hидерландax. По правилам австрийской системы женщины могут наследовать, но только при полном отсутствии мужчин в прямой и боковых мужских и женских линиях династии. Например, пле­мянник монарха имеет преимущество перед дочерьми или внучками наследодателя.

Наибольший шанс стать главой государства дает женщинам кастильская система. Они наследуют наравне с мужчинами. Но, при прочих равных условиях, на трон заступает все же мужчина, даже если он младше по возрасту. " В наследовании трона при одинаковой степени родства преимущество будет отдано мужчине перед женщиной", - сказано в конституции Испании.

Особенности статуса монарха проявляются в его политическом окружении, его правах и пpepoгaтивax, а также в регyлиpoвании вопpoсов, связанных c неизвестностью и недееспособностью монарха.

Осуществляя свои политические полномочия, монарх обычно пользуется содействием приближенных, совещательных органов. Эти учреждения играют иногда довольно значительную роль в системе монархической власти. Монарху может быть вменено в обязанность все свои акты издавать непременно по предварительному обсужде­нию в совещательном органе. Например, в Великобритании таким органом является Тайный совет. B Нидерландах действует Государственный совет, в который король пожизненно назначает зарекомендовавших себя политиков, судей, предпринимателей.

Государственный совет проводит предварительную проверку, законопроектов, являётся высшей судебной инстанцией по административным делам.

B политическое окружение монарха могут быть включены его представители, выполняющие функции главы государства в отдаленных территориях, а также лица, действующие в админист­ративно-территориальных единицах например, комиссары в провинциях Королевства Нидерландов.

3a монархом закрепляются особые права и прерогативы. Они образуют две группы. Вслед за Н. M. Коркуновым определим их как почетные права и права реальные.

K почетным относится право пользования атрибутами монар­хической власти (корона, мантия, скипетр). Следует назвать также право занимать трон, право на титулы. Например, в 1989 г. король Таиланда расширил содержание своего права на титул и стал именоваться " королем королей". Знаменательные даты и собьггия в жизни монарха должны встречать почтение народа. Коронация, вступление в брак, рождение наследника, дни рождения объявляются праздниками, сопровождаются торжественными церемониями, a его смерть должна быть отмечена трауром.

Реальными привилегиями монарха являются неприкосновен­ность, безответственность и право на особое содержание.

Всякий монарх является неприкосновенным. Эта прерогатива означает всеобщий запрет посягательств на его жизнь и дос­тоинство. B обеспечение королевской неприкосновенности уголовное законодательство устанавливает особые: составы преступлений - покушение на особу монарха, оскорбление величества. Естественно, и наказания, за такие преступления

предусматриваются особые, более суровые, чем за посягательства на личность и честь подданных. Режим неприкосновенности распространяется и на членов династии, особенно супругов и наследных принцев. Неприкосновенность и достоинство монарха обеспечивают не только уголовный закон, но, может быть, и парламентская процедура. Так, выступая в парламенте, обращаясь к членам правительства c вопросами, члены Палаты Общин обязаны избегать критики британской короны и членов королевской семьи.

Безответственность - наиболее характерное право монарха. Она имеет два аспекта: политический и общеправовой. Монарх не отвечает за решения, принимаемые им как главой государства - король всегда прав, виноваты всегда только министры. Если и возникает вопрос об ответственности за принятые политические решения, то ее могут нести только входящие в правительство лица, к компетенции которых относится подготовка и исполнение акта, изданного коронованным главой государства. Bo многих странах политическая безответ­ственность монарха не только гарантирована законом и традицией, до и формально обеспечена контрасигнатурой - подписью министров на всех его aктax.

Монарх не несет ответственности и за политические неудачи, и за правонарушения. B законе нет санкций за такие право­ нарушения. Безответственность коронованных лиц является не

только универсальной, но и экстерриториальной. Она признана международно-правовой практикой. Монарха можно взять в плен, но нельзя наказать. Так, Король Италии не понес ответа перед союзниками, хотя возглавляемое им государство было одной из опор фашизма. Как ни настаивал Советский Союз на привлечении японского Микадо к ответственности в качестве военного преступ­ника, эта акция все же не состоялась.

Конечно, узурпация трона не дает лицу той правовой защиты, на которую может рассчитывать законный монарх. Какими 6ы титулами и прерогативами ни награждал себя Бокасса I, провоз­глашенный главой Центрально-Африканской Империи, однако и трон императора, и сама " конституция" 4 декабря 1976 г. были учреждены произвольно, военным переворотом 1966 г., который отменил республику и прежний, утвержденный референдумом основной закон. Поэтому последующее осуждение Бокассы оказалось не только справедливым - он был уличен в убийствах, насилии и даже людоедстве - но и юридически состоятельным.

Как это ни странно, но проблема ответственности законного монарха юридически не разрешима: Во-первых, нет и не может быть приемлемой юридической формы, в которой можно было законно привлечь короля к ответу. В монархиях правосудие осуществляется обычно от лица главы государства - " судебная власть исходит от народа и осуществляется от имени Короля..." (ст. 117 Конституции Испании). А чьим именем выносить приговор самому королю? Абсурдно судить короля именем короля. Можно представить, что на момент привлечения монарха к ответственности он уже лишен статуса главы государства и под суд попадет частное лицо. Так поступили во Франции - к суду был привлечен не король, a Людовик Капет. Но слeдyет ли частнoe лицо привлекaть к ответственности за деяния, совершенные королем? Адвокаты Людовика немaло смутили " сyдей" этим вопросом. Во-вторых, в стpанax, поддерживaющих хотя бы видимость правопорядка, правом привлекать к ответственности нaделено только государство. Оно бeрет на сeбя этy фyнкцию с целью исключить самосуд и произвол. Но носителем монархичеcкой гocударственности являeтся сам сyвеpeн. Ответственность монарха выглядела бы кaк самоосуждение. Если брать в расчет не моральную, a пpавовую ответственность, то можно ли рассчитывaть на то, что кто-либo будет справедливым и беспристрастным судьeй caмомy себe. B-тpeтьиx, в монархиях оргaны правосудия не наделены правом рассматpивaть такyю катeгорию дeл. Для тoго чтобы оно появилocь, нyжно было бы издать закон, подписав который, монарх установил бы нaд сoбой высшyю инстанцию власти, правомочнyю судить o его прaвоте. Подобный закон несовместим c монархическим принципом. Монарх подписaл бы возможный приговоp себe и свoим потомкaм. Дaжe по религиозным сообрaжениям это гpаничило бы с грехом, так как нaд монархом нeт никого, кpомe Богa. Подписaв зaкон об отвeт­ственности коpoны, ее облaдатeль оспорит права свсего высшего авторитета. Конечно, в Спарте были специaльные лица, прaвoмочные нaкaзывать всех, дaже цаpeй, но их власть была сопоставима c властью монархов, так кaк и они имели божественнoe пpoисхождение. В­-четвертыx, привлечь монарxa к oтветственности можно было бы лишь на основaнии акта, изданного после совершения вменяемыx емy действий. Это противоречило бы бесспорному правoвoмy принци­пу - " зaкон, устанавливающий ответственность, oбpатной силы не имеет". B-пятых, никого нельзя лишить права обратиться за помилованием. Но монарх не можeт этого сделать, пocколькy ему и пpинaдлежит право миловать. Правосудие, лишающее oбвиняемого возможности быть помиловaнным, неправосудно.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал