Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сказка о Русской игрушке».
По разграбленным селам шла Орда на рысях, приторочивши к седлам русокосый ясак.
Как под темной водою молодая ветла, Русь была под Ордою, Русь почти не была.
Но однажды, - как будто все колчаны без стрел, - удалившийся в юрту, хан Батый захмурел.
От бараньего сала, от лоснящихся жен что-то в нем угасало – это чувствовал он.
И со взглядом потухшим хан сидел, одинок, на сафьянных подушках, сжавшись, будто хорек.
Хан сопел, исступленной скукотою томясь, и бродяжку с торбенкой ввел угодник толмач.
В горсть набравши урюка, колыхнув животом, «Кто такой?» - хан угрюмо ткнул в бродяжку перстом.
Тот вздохнул («Божья матерь, - то Батый, то князья…»): «Дел игрушечных мастер Ванька Сидоров я».
Из холстин дыроватых в той торбенке своей стал вынать деревянных медведей и курей.
И в руках баловался потешатель сердец – с шебутной балалайкой скоморох-дергунец.
Но, в игрушки вникая, умудренный, как змий, на матрешек вниманье обратил хан Батый.
И с тоской первобытной хан подумал в тот миг, скольких здесь перебил он, а постичь – не постиг.
В мужичках скоморошьих, простоватых на вид, как матрешка в матрешке, тайна в тайне сидит…
Озираясь трусливо, буркнул хан толмачу: «Все игрушки тоскливы. Посмешнее хочу.
Пусть он, рваная нечисть, этой ночью не спит и особое нечто для меня сочинит…»
Хан добавил, икнувши: «Перстень дам и коня, но чтоб эта игрушка просветлила меня!»
Думал Ванька про волю, про судьбу про свою и кивнул головою: «Сочиню. Просветлю».
Шмыгал носом он грустно, но явился в свой срок: «Сочинил я игрушку. Ванькой-встанькой нарек».
На кошме не кичливо встал простецкий, не злой, но дразняще качливый мужичок удалой.
Хан прижал его пальцем и ладонью помог. Ванька-встанька попался. Ванька-встанька прилег.
Хан свой палец отдернул, но силен, хоть и мал, ванька-встанька задорно снова на ноги встал.
Хан игрушку с размаха вмял в кошму сапого и, знобея от страха, заклинал шепотком.
Хан сапог отодвинул, но, держась за бока, ванька-встанька вдруг вынырнул из-под носка!
Хан попятился грузно, Русь и русских кляна: «Д, уж эта игрушка просветлила меня…»
Хана страхом шатало, и велел он скорей от Руси – от шайтана – йповернуть всех коней.
И, теперь уж отмаясь, положённый вповал, Ванька Сидоров – мастер – у дороги лежал.
Он лежал, отсыпался – руки белые врозь. Василек между пальцев натрудившихся рос.
А в пылище прогорклой, так же мал да удал, с головенкою гордой ванька-встанька стоял.
Из-под стольких кибиток, из-под стольких копыт он вставал неубитый – только временно сбит.
Опустились туманы на лугах заливных, и ушли басурманы, будто не было их.
Ну, а ванька остался, как остался народ, и душа ваньки-встаньки в каждом русском живет.
Мы – народ ванек-встанек. Нас не бог уберег. Нас давили, пластали столько разных сапог!
Они знали: мы – ваньки, нас хотели покласть, а о том, что мы встаньки, забывали, платясь.
Мы – народ ванек-встанек. Мы встаем – так всерьез. Мы от бед не устанем, не поляжем от слез…
И смеется не вмятый, не затоптанный в грязь мужичок хитроватый, чуть пока-чи-ва-ясь.
И еще один пример к теме «забава и потеха». Дореволюционная игра «Лошадь и Зеркало», в условиях которой точно и чётко объясняются различия при проведении игры с мальчишками и с девчонками.
«Лошадь и зеркало»* (комнатная): Игра исполняется мальчиками несколько иначе как девочками, потому что молодечество и удальство первых не может быть принадлежностью игр вторых. Один игрок или хозяин садится на стул, а другой, изображающей его лошадь, становится к нему лицом и кладет голову ему на колени, подставляя свою спину вместо седла удалым товарищам, собранным в противоположной стороне комнаты. Хозяин выбирает какое-нибудь ремесло, которое и называет всем играющим вслух, а при этом поверяет на ухо своей лошади, какого снаряда или инструмента не достает в его мастерской. Игроки или ремесленники берутся отгадать, чего именно нет у их любезного хозяина и обещаются снабдить его непременно потерянною вещью. Тогда хозяин ударяет в ладоши, и первый, по очереди игрок, разбежавшись, со всего размаха, вскакивает на спину лошадки, произнося названье какого-нибудь орудия, употребляемого в объявленном мастерстве, и если оно не есть задуманное хозяином слово, то услужливый ремесленник получает в награду от хозяина конфетку или другое лакомство, а лошадь, опустясь тихонько на колени, осторожно спускает на пол свою ношу; если же игрок называет именно тот инструмент, который тайно задумала умная лошадь, она проворно вскакивает и сбрасывает с себя седока, при громком хохоте всего общества. Попавшийся игрок превращается в лошадь а прежняя лошадь берет па себя роль хозяина, который присоединяется к играющим и игра возобновляется, но с выбором нового ремесла. Девочки играют иначе: хозяйка также выбирает женское какое-нибудь ремесло: прачки, кухарки, перчаточницы, модистки, золотошвейки и пр., потом тайно поверяет своему зеркалу, стоящему возле нее что она потеряла такую-то принадлежность своего мастерства и прибавляете, что желает допросить своих работниц, из которых виновная будет немедленно узнана ее зеркалом. Работницы подходят поочередно, называя различный орудия, инструменты и снаряды своего ремесла, за каждую неотгаданную вещь работница получает от хозяйки конфетку, а от зеркала поцелуй, но как только произносится роковое, тайное слово, хозяйка вскакивает и убегает - присоединиться к подругам, а на место ее садится зеркало, не прежде однако как перевернув раза три виновную перед собою и потом поставив ее на свое место. Чем далее допрос продолжается, чем более возбуждается беспокойство остающихся лиц, тем труднее им придумывать названия принадлежностей, задумываться же долго не позволяется и для облегчения играющих только допущено повторять раза три: “Вы потеряли... потеряли... потеряли! ” чтоб в эти промежутки и успевать прибрать название вещи. Игрок, повторивший случайно имя вещи, уже однажды названной, платит фант.** * Обратите внимание: в этой игре поощряются не выигрывающие участники, а проигрывающие. ** В игре можно (и нужно) загадывать современные темы и профессии.
|