Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ранняя социология






Изучаемые социологией проблемы не новы. Во все времена в той или иной форме существовали власть, различные отношения между людьми, вза­имовлияния и споры. И всегда их стремились изу­чать и толковать, хотя и не под названием социо­логии, поскольку она как самостоятельная наука весьма молода. Например, уже Платон и Аристо­тель рассматривали вопросы, которые можно от­нести к общественным наукам и социологии. Так, Платон (427-347) разработал структуру идеально­го государства, возглавляемого философами. В та­ком государстве особое значение придается вос­питанию. Государство занимает главенствующее положение, и люди приспосабливаются к его прин­ципам: человек — продукт государства. Воспита­ние в этом случае преследует выгоду государства, целью воспитания личности становятся интересы государства. Речь идет о ярко выраженной кол­лективности, когда индивид — зависимая, а общест­во — независимая переменная.

Взгляд Аристотеля (384-322) является проти­воположным: индивиды образуют общество и тем самым и государство. Качества индивидов определяют характер и своеобразие общества. Естественно, что и целью воспитания при таком подходе являет­ся индивид. Речь идет о концепции индивидуализ­ма, по которой индивид — независимая, а обще­ство — зависимая переменная.

В полярности взглядов этих ученых отражается прежде всего их время, обильное социальными пе­ременами: Платон видел падение Афин, Аристо­тель — подъем греческого города-государства.

Противопоставление индивид — общество было актуально всегда. Однако раньше ученые стара­лись при изучении общественных явлений и пове­дения человека преподать, что нужно делать. Нача­лом социологии можно считать тот момент, когда стали выяснять, что люди в действительности де­лают. На смену нормативно-дидактическому мето­ду пришло изучение действительного поведения лю­дей и действительных социальных явлений.

Уже ранние исследования общественных воп­росов, основанные на наблюдении и опыте, стали подрывать веру в абсолютные и непререкаемые ценности. Появлению новой науки, социологии, осо­бенно способствовали идеи просветительства. Глав­ные из них следующие:

— человек способен познавать Вселенную;

— человек способен использовать природу для своих потребностей;

— наблюдение и способность к умозаключени­ям приближают к истине;

— критичность является одним из способов при­ближения к истине.

Эти постулаты явились новым критерием цен­ностей в научных исследованиях и в познании жизни вообще. Родиной просветительных идей была Англия, но их радикальные формы развивались и во Франции.

Одним из предшественников социологического мышления, теории и методов социологии можно считать французского философа и историка Мон­тескье (1689-1755). Он декларировал важность сравнительного исследования и взаимозависимость социальных элементов общества, а также уделял особое внимание политическим и государственным институтам. Он пытался определить предпосылки трех форм государственного управления — демо­кратии, монархии и деспотизма — с помощью ти­пизации. Попутно заметим, что классификация и типизация — главнейшие «инструменты» лю­бой науки. Ключевыми понятиями Монтескье среди прочего являются факты, действительность, а также демографические и территориальные фак­торы.

Второй французский представитель ранней со­циологии Жан-Жак Руссо (1712-1778) известен своей теорией, согласно которой человек хорош изначально, по своей натуре, но общество «пор­тит» его. По мнению Руссо, общественный договор (contrat social) должен сделать совместную жизнь людей такой, чтобы в ней реализовались идеалы свободы и равенства. Это могло бы осуществиться наилучшим образом в маленьких обществах типа древних республиканских городов-государств. Со­гласно Руссо, общество создано общей волей лю­дей, и законы общества являются выражением этой воли. С помощью референдумов проверяется на­личие, ослабление или отсутствие общей воли.

Руссо считается по многим причинам пионером социологического мышления. Он уже ясно видел существование классов и классовых конфликтов, а также общественное значение неравенства. Кро­ме того, он понимал значение общественных пере­мен и роль человека в этих переменах как их зачина­теля и руководителя.

Просветительные идеи воплотились в жизнь во Французской революции, однако вызвали обрат­ную реакцию и доминирование консервативной философии. По сравнению с XVIII веком XIX век перемещает внимание с индивида на группу, а так­же с критики существующего строя на его защиту, с социальных перемен на социальную стабильность. Типичными понятиями этой эпохи стали традиция, авторитарность, статус, связь, функция, норма, символ, ритуал. Общество описывается при таком подходе следующим образом.

— Общество в действительности значительнее индивида. Без социальной группы или связей ин­дивид не имеет значимого существования: он приобретает свою человеческую сущность только пу­тем взаимозависимого участия в обществе.

— Общество состоит из отношений и институтов, и индивиды являются только членами того и друго­го и при этом выполняют определенные роли и име­ют определенные статусы.

— Разные части общества взаимосвязаны, так что перемена в какой-либо одной части потрясает общество в целом.

— Для нормального функционирования обще­ства в его составе необходимы малые группы: се­мья, соседство, религиозная группа, профессиональ­ная группа и некоторые другие. Названные группы являются основными, но не единственными еди­ницами общества.

— Равенство дурно, потому что оно разрушает установившийся в течение времен порядок. Иерар­хия и статус равно необходимы в семье, церкви и государстве; без них социальная стабильность невозможна.

Эти взгляды консервативного склада оказали сильное влияние на мышление многих социологов.

Социология является очень молодой наукой. Ее основоположником считается французский фило­соф Огюст Конт (Auguste Comte, 1798-1857). Нема­ловажной причиной этого является то, что именно он начал употреблять название «социология» (лат. socius — товарищ, societas — общество и греч. lo­gos — учение). Вторым основоположником социо­логии считается единомышленник и друг Конта — Клод Анри де Сен-Симон (Claude Henri de Saint, Simon, 1760-1825).

Научные взгляды Сен-Симона формировались, с одной стороны, под влиянием просветительства, с другой — постулатов консерватизма. Суть его на­учно-практической деятельности — социальная кри­тика и новаторство. Современное ему общество он характеризовал как индустриальное и видел в нем существенные противоречия и деструктивность. Так, он резко критиковал излюбленные консерваторами идеи стабильности и равновесия общества, за что при­писывается к числу предшественников социализма.

Рассматривая общественное развитие, Сен-Си­мон видел характерное для него постоянное чере­дование организованных периодов с критическими стадиями. В первом случае проявляется социальная интеграция, во втором — противоречия и реляти­визм ценностей. Сен-Симон видел путь решения общественных проблем, в частности улучшение положения рабочих, в морально-религиозной ре­форме. Эта реформа в идеале должна была бази­роваться на добровольном желании владельцев предприятий улучшить условия рабочих. Такого, естественно, не происходило, и рабочие должны бы­ли бороться за свои интересы сами. Безусловная позитивность интенций, но практическая их нереа­лизуемость — вот причина, по которой К. Маркс и Ф. Энгельс называли Сен-Симона утопическим социалистом.

Сен-Симон впервые предложил планирование как способ управления хозяйством, и поэтому его можно считать также одним из основоположников экономической социологии. Сен-Симон верил в зна­чение науки и силу разума. Сен-Симон назвал «со­циальной философией» ту область знаний, которую Конт именовал «социологией».

Конт родился в южной Франции в городе Монпелье в католической, чиновничьей семье, имевшей v^ монархические взгляды. В 1814 году он поступил в парижскую элитную школу Scole polytechnique, где готовили чиновников высших рангов для систе­мы общественного управления. В обучении особое внимание уделялось естественным наукам и матема­тике. Конту пришлось бросить учебу уже в 1816 го­ду, когда школу из-за нестабильной обстановки закрыли. Ее открыли снова в 1830 году, и Конт по­лучил там уже место преподавателя. В промежу­ток с 1817 по 1824 год он был секретарем и помощ­ником Сен-Симона.

Мировоззрение Конта формировалось под влия­нием философии просветительства, а также тех политических переворотов, свидетелем которых он оказался. Он наблюдал также начало промышлен­ного переворота и постоянные споры между наукой и религией. Его личная судьба складывалась драма­тично: в 1851 году он лишился своей постоянной работы и жил после этого на гонорары за свои книги и на деньги, собираемые для него его друзьями.

Конт читал цикл лекций, в которых формули­ровал свои социологические идеи. На основе этих лекций он написал впоследствии свое главное про­изведение — шеститомный «Курс позитивной фи­лософии». Конт стремился предотвратить мораль­ное разложение общества и организовать общество заново по законам «позитивного гуманизма». Он подчеркивал самоценность идей как основу общест­венного строя и придавал особое значение тем иде­ям, которые укрепляли бы моральный порядок. Социология Конта является своего рода «социаль­ной физикой», с помощью которой он хотел утвер­дить общественные законы и организовать обще­ство заново по избранной им системе ценностей.

Конт пытался применять принципы философии просветительства в решении коренных проблем сво­его времени и пришел к теории социологического развития, которая базировалась на разуме и систе­ме господствующих социальных ценностей.

Конт различал в развитии человечества три ста­дии: теологическую, или воображаемую, метафизи­ческую, или абстрактную, позитивную, или научную. На первой стадии человек понимает природные явления как результат действия сверхъестественных сил, духов и богов. На второй стадии все явления объясняются как результат действия абстрактных причин, идей, мировоззрений и сил. На третьей стадии человек занимается наблюдением природ­ных явлений и поисками закономерностей между ними. Таким образом, эмпирическое познание вы­тесняет мифологически-религиозное. Управление действием и мышлением получает материалисти­ческое основание.

На третьей, или позитивной, стадии происходит соединение теории и практики: знание законов, определяющих события, делает возможным управ­ление событиями.

Приведенная ниже таблица отражает трехступен­чатую модель Конта. Из нее видно, что позитивная ступень связана с эпохой индустриального общества, когда социология становится одной из ведущих на­ук, и ученые вместе с руководителями промыш­ленности занимают ведущее положение в обществе.

Стадия развития   Теологическая   Метафизичес­кая   Позитивная  
Первопричина развития   Скрытые силы   Абстрактная сущность   Взаимоотноше­ния явлений  
Области науки   Теология   Математика   Социология  
Руководитель   Священник (воинская элита)   Юрист (священство)   Ученый (руководители промышленности)
Общественная форма   Милитаризованная   Юридическая   Индустриальная  
Тип социаль­ной единицы Семья   Государство   Народ  

 

По этой модели развитие идет от теологической и метафизической стадии к высшей ступени — по­зитивизму.

Конт определял в социальной системе две ос­новные части: социальную статику и социальную динамику. Первая представляет собой прежде все­го структуру и строй общества, а также законы человеческого существования, вторая означает из­менение как таковое и его законы. Для выяснения и понимания деталей социальной статики и дина­мики применяется метод наблюдения, опыта и срав­нения. Таким образом, выявляются социальные законы и закономерности общего социального раз­вития.

Согласно Конту, позитивистский метод ведет к познанию основ. При объяснении общественных явлений исследователь сталкивается с самыми раз­нообразными и многозначными причинными свя­зями, но, изучая общество достаточно долго и тща­тельно, как в статическом, так и в динамическом состоянии, можно постепенно выявлять общие зако­ны общественных событий и явлений.

Изучая общественные явления, Конт подошел к созданию специальной науки, которая бы могла объяснить эти явления и даже по возможности управлять ими. Эта наука получила название со­циологии и в качестве основы избрала естествен­нонаучные методы. Для Конта идеальной пред­ставляется позитивистско-научная эпоха, когда социолог, будто представитель нового священства, может управлять общественной деятельностью.

При создании «закона о трех ступенях», который иногда называли законом человеческого развития, он сделал также набросок иерархии наук. В этом смысле он является социологом в теории познания (гносеологии), так как он пытается постичь сущ­ность и развитие науки, результатом чего явилось открытие им некоторых существенных признаков науки как таковой. По мнению Конта, теологичес­кий и метафизический подходы лишены научности, т. к. игнорируют метод наблюдения. Социология же не исключает наблюдение, а базируется на нем. Но и она, несмотря на этот позитивный посыл, еще многого должна достичь в своем развитии.

Представленные выше типологии и модели Конта настолько важны и значимы, что позволяют счи­тать их автора основоположником социологичес­кой науки и теории.

 

ЛИТЕРАТУРА

Allardt Erik. Sosiologia I (Социология I). WSOY, Juva, 1983.

Eskola Antti. Sosiologia. Johdatus perusteisiin. (Социология. Введение в основы). Tiedon Portaat, 5. osa. WSOY, 1968.

Hofstdtter Peter R. Einfiihrung in die Sozial-psychologie. Alfred Kroner Verlag, Stuttgart, 1959.

Kinloch Graham С. Sociological Theory. Its Development and Major Paradigms. McGraw, Hill, Inc. New York, 1977.

Korte Hermann. Einfuhrung in die Geschichte der Soziologie. Leske; Budrich. Opladen, 1992.

Robertson lan. Sociology. Worth Publishers, Inc. New York, 1977.

Soziologie Heute X. Soziologie als Beruf. Furth, Peter und Mathias Greffrath (hrsg.). Sender Freies Berlin (Manuskript), 1976.

Stewart Elbert W. & James A. Glynn. Intro­duction to Sociology. McGraw, Hill Book Company, New York, 1971.

Sulkunen Pekka. Johdatus sosiologiaan (Введе­ние в социологию). WSOY, Juva, 1987.

Thompson Kenneth. Auguste Comte. The Foun­dation of Sociology. Nelson, London, 1976.

Zeitlin Irving M. Ideology and the Development of Sociological Theory. Prentice, Hall, Inc. En-glewood Cliffs, New Jersey, 1968.

История теоретической социологии, т. 1, под ред. Ю. Н. Давыдова. М., 1995.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал