Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Руны и домашнее клеймо






 

То, что руны из первоначально священных знаков постепенно обмирщались, было идентично процес­су, шедшему с категорией подобных рунам знаков. Согласно К. Г. Хомайеру, они применялись еще в ту эпоху Средневековья, когда становятся доступ­ны нашему пониманию: во-первых, как «персо­нальный знак» и, кроме того, как «знак рода», так что тот же самый знак частично выступал в роли личной подписи, частично служил признаком соб­ственности.

Эти клейма владельцев назывались «домашни­ми» и «дворовыми клеймами». Область их употреб­ления охватывала всю германскую Европу и прак­тически все профессии и сословия. Таким образом, они были неотделимы от правовой жизни германских народов. Так как сфера употребления этих знаков была не чисто светской, а находящейся под контролем высших сил, то эти клейма, вероятно, изначально имели священный характер.

Хомайер указывает на большое сходство, даже соответствие домашних клейм и рун. «Едва ли найдется форма из многократно менявшихся на про­тяжении веков в разных странах рунических алфа­витов, которая не выступала бы в качестве домаш­него клейма. Поэтому часто обсуждался вопрос о внутренней связи обоих явлений». Эту связь иска­ли в одинаковом способе изготовления путем насе­кания или вырезания на дереве, желая объяснить ее, таким образом, чисто производственными при­чинами, подвергая это, однако, довольно серьез­ным сомнениям. Хомайер, во всяком случае, при­нял во внимание то, что отдельный человек свое «домашнее клеймо» не выбирал по чистому произ­волу, но охотно опирался на существующий обра­зец. Он предположил, вместе с Лильегреном, что многие домашние клейма следует объяснять скорее подражанием рунам, чем соответствием, обуслов­ленным внешней техникой.

В языковом отношении выводы Хомайера под­крепляются связью между скандинавским словом «kefli» и нижненемецким «Ká vel»; первое обознача­ло «деревянная палка» или «деревянный валик» для нарезания рун и, таким образом, принадлежало к рунической терминологии, последнее обозначало деревянную палочку с родовым знаком, которая ис­пользовалась для выкупа общинных прав или обя­занностей.

 

 

Вслед за Хомайером следует привести рисунок каменного судебного кресла из Зольтервиша (к югу от Бад-Ойенхаузена), на котором наряду с рядом «домашних меток» имеются также клейма судебных заседателей. Знаки на нем датируются XVI в.

Домашние и дворовые клейма найдены на ста­рых домах ремесленников, крестьянских домах и амбарах, на надгробных камнях, на движимом иму­ществе всякого рода, на алтарях и церковных ок­нах. На постройках различнейших видов в городах и деревнях находятся наряду с этим также еще некоторые руны, как, например, руны Odals, Ing, Mann и Yr, которые должны были наноситься в ка­честве священных знаков для защиты дома и его обитателей.

 

Связь между рунами и домашними клеймами проясняют, кажется, строчки из песни Сигрдривы:

 

...что руны украсили

щит бога света,

копыто Альсвинна

и Арвака уши

и колесницу

убийцы Хрунгнира,

Слейпнира зубы и санный подрез.

(15)



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал