Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
О способах уяснения и изъяснения смысла Священного Писания
Толкуя Священное Писание, надо всегда помнить, что мы должны думать так, как говорит Священное Писание, но не заставлять его говорить так, как мы думаем. Способами уяснения и разъяснения смысла Священного Писания называются приемы, при помощи которых мы открываем подлинный смысл данного текста. Подлинный смысл Священного Писания можно находить: 1) при помощи самого Священного Писания; 2) при помощи разных вспомогательных источников. Способы нахождения подлинного смысла Священного Писания посредством самого же Писания следующие: а) рассмотрение данного места в контексте; б) снесение параллельных мест; в) определение смысла слов по словоупотреблению. Рассмотрение данного места Священного Писания в контексте есть такой способ, при котором изъясняемое место берется в связи с предыдущими или последующими словами, или с теми и другими вместе. Этот способ важен тем, что он предотвращает толкователя от всегда возможного увлечения и произвола навязать словам Священного Писания такое значение, какого caм писатель вовсе не хотел давать им. Снесение параллельных мес т Священного Писания есть такой способ, по которому данное изъясняемое место Священного Писания сносится с другими, сходными с ним местах Священного Писания. Следовательно, параллелизмом называется сходство по мысли, по словесному выражению двух или нескольких мест Священного Писания. Как способ контекста, так и способ параллелизма объясняют слова Священного Писания самим же Писанием. Но второй обширнее первого. При помощи контекста изъяснения Священного Писания простираются только на предыдущие и последующие слова одной и той же книги или главы и, притом, когда они находятся в логической связи. Способ параллелизма обширнее тем, что он простирается на все книги Священного Писания. Значение этого способа состоит в том, что непонятные выражения одного места соотносятся с более ясными и определенными, тождественными или сходными выражениями и мыслями других мест Священного Писания. Определение смысла слов Священного Писания по словоупотреблению есть такой способ, благодаря которому известным словам и выражениям Священного Писания придаётся такое значение, какое придавал им сам писатель, то есть какое свойственно языку и обычному употреблению этих слов в ту эпоху, в какой жил писатель. Не все священные писатели одним и тем же словам и выражениям придают всегда одно и то же значение, один смысл. У священных писателей, разделенных особенно значительным промежутком времени и важными историческими событиями, мы можем замечать и различие в словоупотреблении. Это различие наблюдается, например, у ветхозаветных священных писателей, живших до плена вавилонского, и у священных писателей, создававших свои произведения после плена. Это различие наблюдается у священных писателей ветхозаветных по сравнению с новозаветными. Итак, словам и выражениям священных писателей нужно придавать такой смысл и значение, какие свойственны отменно их языку, применяя при этом контекст и параллелизм. Следующие способы – это выявление подлинного смысла Священного Писания при пом ощи разных вспомогательных источников. К этим способам относятся: а) обращение к подлинникам и древнейшим переводам Священного Писания; б) обращение к толкованиям древних иудейских и христианских толковников (к святоотеческим творениям); в) обращение к данным разных наук. Способ обращения к подлинникам и переводам Священного Писания при изъяснении текста Священного Писания состоит в снесении отрывка какого-либо славянского текста с текстом подлинника и с переводами. При этом имеется в виду не только одно уяснение текста через сравнение чтений на разных языках, но и определение подлинности смысла данного места Священного Писания. Для уяснения правильного смысла Священного Писания очень важно обращаться к древним толковникам, особенно же к святым отцам. Многие благочестивые ученые, как иудейские, так и христианские, в продолжение многих веков посвящали себя изучению Священного Писания. Их труды, сохранившиеся до наших дней, составляют богатый материал, в котором можно найти сведения по Священному Писанию. Драгоценность их состоит в том, что они основываются не только на научном исследовании Слова Божия, но и на Священном Предании, идущем от самих святых апостолов. Такими толковниками Священного Писания являются святой Ефрем Сирин, блаженный Иероним, святитель Иоанн 3латоуст, святитель Василий Великий и др. Обращение к данным разных наук, как например, истории, археологии, лингвистике, филологии и других, также способствует лучшему уяснению смысла Священного Писания. Главным руководительным началом изъяснения Священного Писания, является Святая Вселенская Церковь. Решающий голос в этом вопросе принадлежит Святой Церкви, потому что она является истинной хранительницей Священного Предания и Вселенской учительницей веры и благочестия. Этот голос принадлежит Церкви не только относительно правильного и непогрешимого понятия истин, содержащихся в Священном Писании, но и по отношению к подлинности, каноническому достоинству и боговдохновенности книг Священного Писания. Источниками, в которых содержится этот решающий голос Церкви, являются: а) древние Символы и Символ веры Никео-Цареградский; б) вероисповедания Вселенских и Поместных Соборов; в) творения святых отцов и учителей Церкви; г) церковные службы и песнопения; д) Соборы поместных Церквей.
5. Краткое содержание книги «Бытие»
Эта книга называется так потому, что она повествует нам о том, как «все начало быть, что начало быть», то есть как Бог призвал видимый мир из небытия к бытию. Автором этой Священной Книги является великий пророк и вождь еврейского народа Моисей. Он написал эту книгу для того, чтобы увековечить историю происхождения мира и первоначальных судеб человечества, когда устные предания об этом стали искажаться и даже постепенно исчезать. Все повествование книги Бытия, содержащей в себе 50 глав, можно разделить на три главные и существенные части. Первая (1-3 гл.) повествует о происхождении мира и грехопадении прародителей. Вторая (4-11 гл.) излагает историю первобытного падшего человечества, гибель его в водах потопа, размножение и рассеяние по всему миру послепотопного человечества. В третьей (12-50 гл.) содержится история жизни еврейского народа.
|