Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Цар. 16, 29-34; 17-19, 21; 4 Цар.12, 1-15
Святой пророк Илия жил в Израиле в период правления нечестивого царя Ахава. Это были мрачные времена в истории израильского народа. Под влиянием жены - язычницы Иезавели Ахав по всей стране насаждал культ поклонения Ваалу, Астарте и Молоху, а ревностных сторонников истинной религии преследовал и убивал. Однажды к Ахаву в Самарию явился грозный пророк Илия. Он был родом из города Фесвы и с юных лет вел строгую подвижническую жизнь в пустыне. Стоя перед царем в перепоясанной веревкой простой одежде отшельника, Илия гневно упрекал его в вероотступничестве и предсказал, что за отступление от Истинного Бога страну постигнут засуха и голод. «Жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! - воскликнул Илия грозным голосом. - В сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову» (3 Цар. 17, 1). После этого пророчества Илия удалился из столицы, опасаясь мести царя, и скрылся в горах за Иорданом, у потока Хорафа. Места там были пустынные, однако, Илия не испытывал голода. Вороны два раза в день приносили ему хлеб и мясо, а воду он брал из потока. Но вот наступила предсказанная засуха. Дожди прекратились, и поток высох совершенно. Тогда Илия по повелению Божию переселился в языческий городок Сарепту, около Сидона. Одна бедная, добрая вдова приютила его в своем доме и делилась с ним скудной пищей. Когда пришел к ней Илия, у ней была всего лишь горсть муки в кадке и немного масла в кувшине. Но по слову Илии совершилось чудо: все время пребывания пророка у вдовы не уменьшилось ни количество муки в кадке, ни масла в кувшине. Вскоре у вдовы случилось несчастье: ее сын тяжело заболел и умер. Тогда Илия взял мертвого мальчика к себе в комнату, положил на свою постель и с пламенной молитвой обратился к Богу, прося Его даровать отроку жизнь. Господь услышал молитву Своего избранника, и мальчик ожил. Вдова, преисполненная радости, сказала: «Теперь-то я узнала, что ты человек Божий, и что слово Господне в устах твоих истинно» (3 Цар. 17, 24). Прошло три с половиной года засухи и голода и тогда «...было слово Господне к Илии: пойди и покажись Ахаву, и Я дам дождь на землю» (3 Цар. 18, 1). Царь увидев пророка, стал упрекать его: «Ты ли это, смущающий Израиля?» На этот упрек Илия смело ответил царю: «Не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего, тем, что вы презрели повеления Господни и идете вслед Ваалам» (3 Цар. 18, 17-18). Затем пророк предложил Ахаву собрать народ и жрецов Ваала на гору Кармил и испытать, кто истинный Бог - Иегова или Ваал. На вершину горы в назначенный срок собрались четыреста пятьдесят пророков Ваала, которых содержала царица Иезавель. Илия один, с помощью Божией вступил в борьбу с ними. Многочисленные толпы израильтян и ханаанеян с напряжением ждали исхода этого своеобразного поединка. Грозный пророк прежде всего обратился к народу с обличительной речью: «Долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте». Затем он предложил народу приготовить две жертвы - одну Иегове, а другую Ваалу, но огня на жертвенники не подкладывать. Тот Бог, Который пошлет огонь с неба на жертвенник и есть Истинный Бог. Царь и народ согласились с этим предложением. Первыми стали приносить жертву вааловы жрецы. Они плясали вокруг жертвенника, истязая себя ударами ножей и копий, исступленно кричали: «Ваале, услышь нас!» Наступил полдень, а телец все не загорался; Илия советовал им с иронией: «Кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он проснется!..» Но не было ни голоса, ни ответа, ни слуха (3 Цар.18, 21, 26, 27, 29). Когда прошел полдень, и наступило время вечернего жертвоприношения, Илия построил жертвенник из двенадцати камней, вокруг него вырыл канаву, сложил дрова, разрезал своего тельца и велел лить воду на жертвенник. Когда канава наполнилась водой, пророк возвел руки к небу и произнес пламенную молитву, прося Господа показать идолопоклонникам, что Он есть единый Истинный Бог, Бог отцов заблудившегося народа. Еще молитва была на устах пророка, как с неба сошел огонь и поглотил не только тельца, но даже камни жертвенника и воду из канавы. Увидев это, весь народ пал на лице свое и сказал: «Господь есть Бог, Господь есть Бог!» (3 Цар. 18, 39). Но Илия не ограничился всеобщим покаянием народа. Он велел поймать лжепророков и за то, что они вводили в заблуждение и развращали народ, казнил всех до единого у потока Киссон. Затем он вернулся на вершину горы Кармил и молился до тех пор, пока на горизонте не показались дождевые тучи. Спустя некоторое время все небо затянулось тучами, и хлынул долгожданный ливень. Царица Иезавель, узнав о том, что произошло на горе Кармил, поклялась убить Илию. Спасаясь от преследования закоренелой язычницы, Илия бежал в Иудею, где спрятался в одной из горных пещер. Здесь ему явился Господь и велел идти в Израиль помазать на царство Ииуя, который был военачальником у Ахава, а также помазать Елисея, сына Сафатова, «в пророка вместо себя» (3 Цар. 19, 16). Илия послушно пошел исполнить волю Божию. По пути он встретил израильтянина по имени Елисей. Он в это время пахал свое поле упряжкой в двенадцать пар волов. Пророк накинул ему на плечи свою милоть (плащ) в знак того, что берет его к себе в ученики. Елисей, взволнованный этой неожиданной милостью, сказал пророку: «Позволь мне поцеловать отца моего и мать мою, и я пойду за тобою» (3 Цар. 19, 20). Затем он заколол двух волов, раздал мясо своим землякам и, попрощавшись с родителями, пошел за своим учителем. Земная жизнь великого пророка подходила к концу. Господь звал Своего избранника к Себе. Предчувствуя конец своей земной жизни, Илия желал закончить ее наедине с Богом и с этой целью несколько раз пытался разлучиться со своим неразлучным спутником и учеником Елисеем. Но Елисей тоже, предчувствуя скорую разлуку со своим учителем, не отлучался от него. Господь звал Илию в пустыню за Иордан. Когда Илия в сопровождении Елисея подошел к реке, он ударил своим пророческим плащом (милотью) по водам Иордана. Река сразу раступилась, и они перешли посуху на другую сторону. Идя по дороге, Илия сказал Елисею: «Проси, что сделать тебе прежде нежели я буду взят от тебя...» - «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне», - ответил Елисей. Илия оказал ему. «Трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так...» (4 Цар. 2, 9-10). Разговаривая, они продолжали свой путь по дороге. Вдруг огненная колесница, запряженная огненными конями, разделила собеседников, и Илия в вихре понесся на небо. Елисей разодрал свои одежды и воскликнул в отчаянии: «Отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его!» (4 Цар. 2, 12). В это время к его ногам упала милоть Илии, и с ней Елисей получил от Бога пророческий дух.
|