Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
О Поэтической Космографии
Как Поэты-Теологи приняли за основания Физики некие сущности, в их представлении божественные, так и Космографию они описывали соответственно такой Физике, принимая, что Мир состоит из Богов неба. Богов преисподней (у Латинян эти боги назывались Dii superi и Dii inferi) и из Богов, находящихся между Небом и Землею (у Латинян первоначально эти Боги назывались Medioxumi).
В Мире они, прежде всего, созерцали небо; относящиеся к нему вещи были для Греков первыми μ α θ ή μ α τ α, т. е. возвышенными вещами, и первыми θ ε ω ρ ή μ α τ α, т. е. подлежащими созерцанию божественными вещами; созерцание их латиняне называли contemplatio по тем областям неба, которые очерчивали Авгуры для получения авгурий (эти области назывались templa coeli); отсюда же произошло имя Зороастров, которые были названы, как говорит Бошар, " созерцателями звезд" (латинское astrum - " звезда"), так как они гадали по путям падающих ночью звезд. Для Поэтов первое Небо находилось не выше горных высот, где Гиганты первыми молниями Юпитера были остановлены в своем зверином блуждании: это - то самое Небо, которое царствовало на земле и, начиная с тех пор, совершало великие благодеяния для Рода Человеческого, как это было полностью разъяснено выше. Поэтому они считали Небом вершины этих гор (по острым концам которых латиняне называли caelum также и инструмент для резьбы по камню или металлам), совершенно так же, как дети представляют себе горы колоннами, поддерживающими потолок неба; также и арабы поместили такие основания Космографии в Алькоран. От таких столбов остались два Геркулесовых столба, как мы увидим ниже; первоначально эти столбы назывались подпорками, или опорами (латинское colwnen), впоследствии Архитектура их закруглила (латинское columna - " колонна"); с такого потолка Фетида говорит Ахиллу у Гомера509, что Юпитер и другие Боги ушли с Олимпа пировать в царство Атланта. Таким образом, как мы говорили выше, когда речь шла о Гигантах, Миф об их войне с Небом и о том, что они громоздят высочайшие горы, - на Пелиои Оссу и на Оссу Олимп, - чтобы подняться до неба и изгнать оттуда Богов, был изобретен после Гомера, так как последний неизменно рассказывает в " Илиаде", что Боги пребывают на Олимпе: значит, Гигантам достаточно было разрушить один Олимп, чтобы Боги упали с него.
Хоть этот Миф и приведен в " Одиссее" 510, все же он никак не подходит к ней, так как в этой же поэме преисподняя, где Улисс видится и разговаривает с умершими Героями, не глубже ямы511. Поэтому, если Гомер в " Одиссее" имел такое недалекое представление о Преисподней, то необходимо, чтобы соответственно этому -оя имел такое же представление и. о небе; последнему же соответствует представление Гомера, автора " Илиады"; следовательно, доказано, что разбираемый сейчас Миф не принадлежит Гомеру (выше мы обещали доказать это).
С этого Неба первоначально царствовали над землею и общались с Героями Боги, начиная с Юпитера, соответственно порядку разобранной выше Естественной Теогонии. С этого Неба отправляла на земле правосудие Астрея, увенчанная колосьями и снабженная, кроме того, весами (ибо первая человеческая справедливость была установлена Героями для людей посредством первого Аграрного Закона, как мы видели выше), так как люди прежде всего уразумели вес, затем меры и чрезвычайно поздно - число, на чем в конце концов остановился разум, почему Пифагор, не знающий ничего более абстрактного по сравнению с телами, помещает сущность человеческой души в числе. По этому Небу скачут верхом Герои, например Беллерофонт на Пегасе (отсюда осталось у латинян выражение volitare equo - буквально " летать на лошади", " скакать верхом"). На этом Небе Юнона белит Млечный Путь молоком, но не своим, так как она была бесплодна, а молоком матерей семейств, которые вскармливали грудью своих законных детей, рожденных при посредстве героических свадьб (божеством последних была Юнона). По этому Небу Боги ездят в колесницах из поэтического золота, т. е. пшеницы, откуда и произошло название " Золотой Век". На этом Небе пользуются крыльями, но не для того, чтобы летать, и не для обозначения быстроты ума (так, снабжен крыльями Гименей - он же Героический Амур, - Астрея, Музы, Пегас, Сатурн, Фама, Меркурий, - последний как на висках, так и на пятках снабжен крыльями, так же и его кадуцей, которым он с этого Неба несет первый Аграрный Закон восставшим Плебеям, находившимся в долинах, как было сказано выше; снабжен крыльями Дракон, также и у Горгоны на висках крылья). Крылья не обозначают ни полета, ни ума: ими пользовались для обозначения героических прав, основанных на праве ауспиций, как это полностью было доказано выше. С этого Неба Прометей похищает у Солнца Огонь, который Герои добывали посредством кремней и которым они поджигали шипы колючих растений, высушенные на вершинах гор жгучим летним солнцем: поэтому нам правдиво рассказывают, что факел Гименея делался из шиповника. С этого Неба Вулкан был низвергнут пинком Юпитера. С этого Неба падает вместе с колесницей Солнца Фаэтон. С этого Неба падает яблоко Раздора - все эти Мифы были разъяснены выше. С этого Неба, наконец, упал ancile, священный щит Римлян512.
Из подземных Божеств прежде всего Поэты-Теологи придумали Водяные Божества. Первой водой была вода неиссякаемых Источников, которые они называли Стикс (им клялись Боги, как было сказано выше). Поэтому, может быть, Платон думал впоследствии, что Центр Земли находится в Бездне вод. Однако Гомер в описании распри Богов рассказывает, что Плутон боится, как бы Нептун землетрясением не обнажил Преисподней людям и Богам, раскрыв им Землю; если же предположить, что бездна находится в самых глубоких недрах земли, то при землетрясениях Нептуна должно было произойти совершенно противоположное: Преисподняя была бы затоплена и целиком покрыта водами; выше мы обещали показать, что такая аллегория Платона мало подходит к этому Мифу. В силу сказанного первая Преисподняя не могла быть глубже места зарождения источников. Первым Божеством их считалась Диана; Поэтическая История рассказывает нам, что ее называли Триликой, так как она была Дианой на небе, охотницей Кинтией со своим братом Аполлоном на земле и Прозерпиной в Преисподней. Идея Преисподней расширялась вместе с погребениями; поэтому Поэты называют Преисподней могилу (этим выражением пользуется также и Священное Писание), так что Преисподняя была не глубже ямы, где Уллис у Гомера видит души умерших Героев. В такой Преисподней представляли себе Елисейские поля, где души погребенных покойников наслаждаются вечным миром; Елисейские поля - благословенное местопребывание Богов-Манов, т. е. добрых душ мертвецов.
Позднее Преисподняя находилась также не слишком глубоко, а именно - на глубине борозды, откуда Церера (она же - Прозерпина, т. е. семя пшеницы) была похищена Богом Плутоном; она остается там в течение шести месяцев, а потом снова возвращается, чтобы видеть свет неба; впоследствии мы объясним, что золотая ветвь, с которой Эней спускается в Преисподнюю, по словам Вергилия, продолжает героическую метафору о золотом яблоке: выше мы нашли, что золотая ветвь - это хлебные колосья (этот миф был полностью разобран в " Новой Науке"). Наконец, Преисподнюю понимали как равнины и долины (в противоположность высотам неба, находившимся на горах), где были рассеяны те, кто оставался при гнусной общности. Бог такой преисподней - Эреб; его называли сыном Хаоса, т. е. смешения человеческого семени; он - отец гражданской ночи, ночи имен, тогда как небо освещено гражданским светом, почему Герои назывались " светлыми". Здесь протекает река Лета, т. е. река Забвения, так как эти люди не оставляли никакого своего имени потомству, тогда как Слава на небе увековечивает имена блистательных Героев. Из этой Преисподней Меркурий (как было сказано выше, при описании его характера) своим жезлом, которым он несет Аграрный закон, вызывает обратно души из всепожирающего Орка. В этом заключается гражданская история, сохраненная нам Вергилием в следующем изречении:...hac animas ille evocat Orco513, он зовет к жизни беззаконных и скотских людей из звериного состояния, пожирающего людей целиком, так как они ничего не оставляют после себя в потомстве. Поэтому впоследствии жезлом пользовались Маги, суетно веря, что им можно воскресить мертвых; Римский Претор также палочкой ударял по плечам рабов и тем самым делал их свободными, как если бы этой палочкой он возвращал их от смерти к жизни. Не только Маги, но и колдуны пользовались жезлом в своем колдовстве; мудрые Маги Персии также пользовались им для Предсказания ауспициями; поэтому жезлу была приписана Божественность, нации считали его Богом и думали, что он производит Чудеса, как это удостоверяет нам Трог Помпеи (согласно выдержкам, приведенным у Юстина).
Эту Преисподнюю охраняет Цербер (он обозначает сущность собачьего бесстыдства - при удовлетворении своей похоти не стыдиться других); у Цербера три пасти, т. е. одно огромное горло (названное так в превосходной степени при помощи " три", как мы многократно отмечали это выше), ибо, как Орк, он пожирает все, и когда он выходит на Землю, тогда солнце возвращается вспять; а когда он поднимается в Героические Города, тогда гражданский свет Героев возвращается в гражданскую ночь. На дне этой Преисподней течет река Тартар, где мучаются осужденные: Иксин, вращающий колесо. Сизиф, катящий камень. Тантал, умирающий от голода и жажды (все эти Мифы были разъяснены выше). Река, в которой сгорают от жажды, - это та же река, не дающая удовлетворения, - именно это обозначают Ахерон и Флегетон. Впоследствии, из-за незнания таких вещей. Мифологи поместили в эту Преисподнюю Тития и Прометея: но они были на небе прикованы к скалам, где их внутренности пожирал Орел, летающий в горах (мучительное суеверие ауспиций, которое мы разъяснили выше). - Все эти Мифы Философы находили впоследствии чрезвычайно пригодными для размышления и объяснения при их помощи своих моральных и метафизических положений; и Платону удалось понять, что существуют только три божественных наказания, которые налагают Боги и не могут наложить люди: наказание забвением, позором и теми угрызениями, которыми нас мучит преступная совесть; лишь пройдя путь очищения душевных страстей, мучающих человека (именно это разумели под Преисподней Поэты-Теологи), можно вступить на путь единства, где объединяется человеческое сознание с Богом посредством Созерцания вечных божественных вещей; согласно истолкованию Платона, именно это подразумевали ПоэтыТеологи под своими Елисейскими Полями.
Однако с представлениями, совершенно отличными от этих моральных и метафизических представлений (ибо Поэты-Теологи имели в виду политику, как это, естественно, и необходимо было для основателей наций), нисходили в Преисподнюю все Языческие основатели народов. Нисходил туда Орфей, основавший греческую нацию; а так как он на обратном пути обернулся, несмотря на запрещение, то он потерял свою жену Эвридику, иными словами - он возвращается к гнусной Общности женщин. Нисходил туда Геркулес (а каждая нация рассказывает, что у нее был ктонибудь один, кто ее основал); и он сходил туда для того, чтобы освободить Тезея, основавшего Афины; последний же сошел туда для того, чтобы вернуть Прозерпину, она же - Церера, как мы сказали, иными словами - чтобы принести оттуда обратно зерно в виде хлеба. Однако подробнее всех других рассказывает об этом Вергилий: он в первых шести книгах " Энеиды" воспевает Политического Героя, а в шести остальных книгах - Героя Войны; со своим глубоким знанием Героической Древности Вергилий рассказывает, что Эней следовал указаниям и руководству Кумской Сивиллы (мы говорили, что у каждой языческой нации было по Сивилле, и число их, в конце концов, достигло двенадцати), т. е. Предсказанию, которое было простонародной мудростью Язычества; что Эней был благочестив в смысле кровавой Религии (такое благочестие исповедовали древнейшие Герои при дикости и бесчеловечности своего недавнего звериного Происхождения, как было доказано выше); что он приносит в жертву своего союзника Мисена (как мы говорили выше, соответственно жестокому обычаю Героев в отношении своих первых союзников, - это мы также обсудили выше); что он проникает в Древний Лес (такова была земля, нигде не возделанная и покрытая лесом); что он бросает снотворный кусок Церберу и усыпляет его так же, как Орфей усыпил звуками своей Лиры (выше мы нашли при помощи многочисленных доказательств, что это - Закон; а Геркулес приковал Цербера тем Узлом, которым он опутал Антея, т. е. первым Аграрным Законом - согласно тому, что было сказано выше; из-за его ненасытного голода Цербера представляли себе с тремя пастями, т. е. с одним широчайшим горлом, при помощи превосходной степени " три", как было разъяснено выше; таким образом Эней нисходит в преисподнюю, которая, как мы нашли, первоначально была не глубже борозд); что Эней дарит Богу Дию (Богу героических богатств - поэтического золота, зерна; этот Дий был тем же Плутоном, похитившим Прозерпину, т. е. ту же Цереру, богиню хлебов) золотую ветвь (здесь великий Поэт метафору " золотое яблоко", т. е. хлебные колосья, - как мы нашли выше, - считает более ранней, чем " золотая ветвь", т. е. урожаи; так как если оборвать одну такую ветвь, то за нею последует другая, ибо не бывает второго сбора, если годом раньше не был собран первый, и если Боги охотно помогают, то легко движется рука работника, в противном же случае никакими силами в мире невозможно собрать урожай, ибо хлеб естественно родится, если того хочет Бог, а если он того не хочет, то никакими человеческими стараниями урожай не может быть собран); что после этого через Преисподнюю Эней отправляется в Елисейские поля (так как Герои благодаря тому, что они осели на возделанных полях и благодаря погребениям после смерти наслаждались вечным покоем); и что там он видит своих предков и потомков, ибо при посредстве религиозных обрядов погребений, которые Поэты называли Преисподней, как было сказано выше, были основаны первые Генеалогии, а с них, как об этом также говорилось выше, началась История.
Землю Поэты-Теологи начали понимать одновременно с охраной границ; отсюда и ее имя terra от terrere - " устрашать"; это героическое происхождение сохранили Латиняне в слове territorium, обозначающем тот округ, где осуществляется власть (imperium); Латинские Грамматики ошибочно производили его от страха (terror) перед Ликторами, который последние внушали своими связками, заставляя расступаться толпу, чтобы дать дорогу Римским Магистратам; однако в те времена, когда зародилось слово territorium, толпа в Риме была не слишком велика, так как за двести пятьдесят лет царствования он подчинил себе больше двадцати народов, но не распространил свою власть дальше, чем на двадцать миль (как мы слышали это выше от Варрона). Таким образом происхождение этого слова именно таково, ибо границы возделанных полей, в пределах которых впоследствии возникли гражданские Власти, охранялись Вестой посредством кровавых религиозных обрядов, как мы видели выше, где мы нашли также, что Веста Латинян была Кибелой или Берецинтией Греков; она увенчана башнями, т. е. землями, сильными по местоположению. Из этой короны начало образовываться то, что называется Orbis terrarum, т. е. в нашем представлении - Мир Наций; впоследствии Космографы расширили его и назвали Orbis mundanus, или в одном слове - Mundus514, т. е. Мир Природы.
Этот Поэтический Мир разделился на три Царства, или три области: во-первых - Юпитера в небе, во-вторых - Сатурна на земле, в-третьих - Плутона в преисподней (его называли Dis, Богом героических богатств, первого золота, т. е. пшеницы, так как возделанные поля составляют истинное богатство народов).
Так складывался Мир Поэтов-Теологов из четырех гражданских элементов (впоследствии Физики приняли их в качестве природных элементов, как мы видели немногим выше), а именно: из Юпитера, т. е. Воздуха; из Вулкана, т. е. Огня; из Кибелы, т. е. Земли; из Подземной Дианы, т. е. Воды. Нептуна Поэты узнали позже, ибо, как было сказано выше. Нации поздно сошли к морским побережьям. Океаном называлось всякое море с неограниченным кругозором, окружавшее землю, которая называлась Островом: так, например, Гомер говорит, что Остров Эолия окружен Океаном. Из этого Океана должны были происходить кобылицы Реза, оплодотворенные Зефиром (западным ветром Греции, как мы это вскоре покажем), а на берегах того же Океана, также от Зефира, родились кони Ахилла. Впоследствии Географы нашли, что вся Земля - как бы один большой Остров, окружена морем, и назвали все море, окружающее Землю, Океаном.
Наконец, всякая небольшая покатость называлась mundus (откуда произошли такие выражения, как in mundo est, in proclivi est вместо " это легко"), а также все украшающее, придающее блеск и прихорашивающее женщину называлось mundus muliebris; поэтому, когда узнали, что земля и небо имеют шарообразную форму и что каждая часть их окружности наклонна по отношению к каждой другой части, а также что Океан омывает землю со всех сторон и что целое украшено бесчисленными и разнообразными ощутимыми формами, - тогда соответственно этим представлениям Вселенная была названа Mundus, которым (в прекраснейшей возвышенной метафоре) Природа украшает себя.
|