Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Москва.






О.С.Виханский, А.И.Наумов

Менеджмент

МОСКВА.

фирма гардарина 1996 ББК 65.050.9(2)2 В41

Рецензенты: научно-методический Совет Высшей Школы Международного Бизнеса АНХ; доктор экономических наук, профессор Э.М.Короткое

Виханский О.С., Наумов А.И.

В 41 Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: 2-е изд учебник -М.: " Фирма Гардарина", 1996.- 416 с. ISBN 5-7762-0001-6

Во втором издании данного учебника освещается широкий круг вопросов менеджмента в деловой организации, функционирующей в конкурентной рыночной среде. Отличительной особенностью учебника является то, что в нем рассмотрение менеджмента ведется с позиций наиболее эффективного использования потенциала организации, в первую очередь человеческого потенциала для успешного выживания в долгосрочной перспективе в динамично меняющемся окружении.

Для студентов, аспирантов, представителей бизнеса и всех желающих ознакомиться с современным взглядом на теорию и практику менеджмента.

0605010201-01 96

ББК 65.050.9(2)2

Без объявл.

 

Учебное издание Виханский Олег Самуилович Наумов Александр Иванович

МЕНЕДЖМЕНТ: ЧЕЛОВЕК, СТРАТЕГИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ, ПРОЦЕСС

Макет учебника разработан и изготовлен в Школе бизнеса МГУ Андриановой Е.А., Личагиной Е.М., Разиной Е.М., Тысячной А.Л.

ЛР№ 064323 от 23.11.95

Подписано в печать 10.01.96. Формат 60x90i/ie Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 36.0. Уч.-изд. л. 38, 44. Тираж Ю 000 экз. Заказ № 4168

" Фирма Гардарика" 107005, г. Москва, ул. Энгельса, д. 3/5, стр. 6

Отпечатано на Московской типографии №2

ISBN 5-7762-0001-6

© Виханский О.С., Наумов А.И;, 1995

© Оформление " Фирма Гардарика", 1996


Предисловие

Изучением вопросов менеджмента занимается все больший круг людей. Конечно, в первую очередь это студенты ВУЗов. Однако не только они. Это также и бизнесмены, работающие в производственных организациях руководители различного уровня, и те, кто собираются переквалифицироваться на управленцев. В последние несколько лет изучать менеджмент стало относительно легче, так как появилось большое количество справочной и учебной литературы. Но все-таки наблюдается заметный дефицит учебников " классического" вузовского типа; Поэтому мы решили пойти на повторное издание, выпущенного нами в 1995 году в Издательстве МГУ учебника " Менеджмент: человек, стратегия, структура, процесс". Тираж этого учебника был 6 тысяч экземпляров. Однако учебник в силу того, что основная часть тиража была роздана в виде подарка авторов и спонсоров библиотекам отдельных российских ВУЗов, практически не попал на прилавки магазинов и оказался недоступен массовому читателю. Спрос на него был очень высок. И это подтолкнуло нас к тому, чтобы, не внося существенных изменений в текст, осуществить издание учебника в более дешевом варианте с тем, чтобы он стал доступен широкому кругу читателей. В первую очередь это относится к студентам ВУЗов и Школ бизнеса.

Основной посылкой, на которой строится учебник, является предположение, что менеджмент имеет в первую очередь дело с людьми, что люди являются основой и сущностью любой организации, и что в силу этого исходной точкой в изучении менеджмента должен быть человек. Поэтому, первый раздел учебника посвящен изложению вопросов поведения человека в организации.

Другой важной посылкой, положенной в основу концепции построения учебника и изложения в нем материала, является предположение, что в современных условиях важнейшей задачей менеджмента является обеспечение эффективного взаимодействия организации с внешней средой, такого взаимодействия, которое позволяет организации успешно выживать в долгосрочной перспективе в конкурентной среде, - в среде, подверженной быстрым, радикальным и зачастую непредсказуемым изменениям. Вопросам стратегического управления посвящен второй раздел учебника.

В третьей части учебника излагаются структурно-функциональные вопросы менеджмента. В некотором смысле это наиболее традиционные вопросы, которым по преимуществу уделяется основное внимание во многих учебниках по управлению. Мы не считаем, что эти вопросы имеют второстепенное значение. Однако, тем не менее, рассматриваем их как вопросы, играющие " вспомогательную роль" при осуществлении управления организацией. Поэтому при изложении теоретического материала данного раздела, в отличие от многих учебников по управлению, нами был сделан упор не только на организационно-технологическую сторону, но также и на " человеческую" и " стратегическую" стороны проектирования и построения организации.

В завершающей части учебника описываются основные управленческие процессы, разворачивающиеся в организации. Важной отличительной особенностью учебника является то, что в нем достаточно глубоко и многогранно рассматриваются вопросы организационной культуры, которые фактически не находили отражения в ранее опубликованной отечественной литературе по управлению.

Естественно было бы неверно предполагать, что изучив данный учебник, можно получить всеобъемлющие знания по менеджменту. Однако мы берем на себя смелость утверждать, что предлагаемый читателям учебник является достаточно полным и содержательным.

Те, кто работали над созданием учебника, знают, что это очень тяжелый и даже изнурительный труд, требующий внимательного и кропотливого отношения. Нам трудно было бы справиться с этой задачей и довести работу до конца, если бы мы не получали должной поддержки от окружающих нас близких людей. Поэтому мы также хотим высказать им самую сердечную благодарность за ежедневно оказываемую ими помощь и моральную поддержку.

Работа над учебником была бы невозможна без помощи и поддержки коллег по кафедре и по экономическому факультету МГУ, которым мы выражаем самую искреннюю признательность. Персональную признательность мы выражаем профессору Школы бизнеса Северовосточного университета (г.Бостон, США) доктору Шиле Паффер, материалы которой были использованы при написании главы по лидерству.

Авторы


ВВЕДЕНИЕ

Находясь в рамках одной парадигмы трудно себе представить какую-либо другую парадигму.

А. Смит

Предлагаемый читателю учебник состоит из четырех частей, каждая из которых посвящена одной из важнейших составляющих этого чрезвычайно сложного и многогранного явления. В первой части учебника рассмотрены вопросы управления, касающиеся управления человеком в организации, во второй части - вопросы стратегии управления. Третья часть посвящена описанию того, как строится организация и система управления, ею. И наконец, в четвертой части учебника изложены вопросы динамики управления, рассмотрены процессы обеспечения взаимодействия отдельных частей организации и ее изменения.

Данным четырем частям предшествует вводная глава, в которой даются общая характеристика менеджмента, теоретический взгляд на природу, сущность и развитие управления, а также краткое освещение основных подходов, теоретических концепций и взглядов на менеджмент, которые развивались ведущими представителями западной управленческой теории и практики.

Знакомство с этими вопросами позволит читателю составить достаточно цельное представление о том, что такое менеджмент, как определенный вид деятельности, и какая роль в обеспечении жизнедеятельности организации отводилась ему и отводится в настоящее время.

План главы

§1. Общая характеристика менеджмента

1.1. Организация и менеджмент

1.2. Позиция управления внутри организации

1.3. Менеджмент и внешнее окружение организации

1.4. Процесс осуществления управления организацией

1.5. Менеджер

§ 2. Теоретический взгляд на природу, сущность и развитию управления

2.1. Управление как отношение

2.2. Управление как развивающаяся система

2.3. Содержание и логика развития управления

§ З. Развитие взглядов на менеджмент

3.1. " Одномерные" учения об управлении

3.2. " Синтетические" учения об управлении

Краткие выводы по главе Основные термины и понятия Список литературы

 

§1. Общая характеристика менеджмента

 

1.1. Организация и менеджмент

Попробуйте найти кого-нибудь из вашего окружения, кто не принадлежит ни к одной организации, и вы убедитесь, что это не так легко сделать. Подавляющее большинство членов общества входят в одну или несколько организаций.

Эти организации могут быть производственными, учебными или исследовательскими, государственными или частными, большими или маленькими, временными или постоянными. Данный перечень можно продолжать еще очень долго. Важно подчеркнуть то, что организации существуют самые разнообразные. Общество состоит из огромного количества различных организаций, и большинство людей почти всю свою сознательную жизнь связаны с организациями, являясь их членами, либо же вступая с ними в контакт.

Что же такое организация? Можно ли указать на какие-либо общие черты, характерные для всякой организации независимо от того, какого она размера, в какой сфере она функционирует и какие задачи она решает? Отвлекаясь от отдельных частных аспектов, можно сказать, что основными составляющими любой организации являются люди, входящие в данную организацию, задачи, для решения которых данная организация существует, и управление, которое формирует, мобилизует и приводит в движение потенциал организации для решения стоящих перед ней задач.

Опираясь на данное понимание основных составляющих организации, ее можно определить как систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующее достижение определенных целей. В том случае, если существуют устоявшиеся границы организации, если определено ее место в обществе, организация принимает форму общественной ячейки и выступает в виде социального института. Такими организациями являются частные и государственные фирмы, государственные учреждения, общественные объединения, учреждения культуры, образования и т.п. В качестве организаций такого типа можно рассматривать также и отдельные подразделения. Если же организация не институциирована, то в данном случае речь идет об организации как процессе. Например, это может быть организация митинга. При таком рассмотрении организации она скорее выступает как отдельная функция управления.

В дальнейшем в учебнике термин организация будет использоваться в первом смысле. Если же он будет употребляться во втором смысле, то обязательно будет добавляться слово функция, то есть будет использоваться понятие " функция организации".

Любая организация может быть представлена как открытая система встроенная во внешний мир. На входе организация получает ресурсы из внешнего мира, на выходе она отдает во внешний мир созданный ею продукт.

Поэтому жизнедеятельность организации состоит из трех основополагающих процессов:

• получение " сырья или ресурсов" из внешнего окружения;

• изготовление " продукта";

• передача " продукта" во внешнюю среду.

«Если бы в русском языке существовало слово " организирование", то как раз именно оно и отражало бы второй смысл использования слова " организация".

 

Все три данных процесса являются жизненно важными для организации. И если хотя бы один из процессов прекращается, организация далее уже не может существовать. Ключевая роль в поддержании баланса Между тремя этими процессами, а также в мобилизации ресурсов организации на осуществление этих процессов принадлежит менеджменту. Именно для решения этих задач существует управление в организации, и именно это является основной ролью, которую играет управление в организации.

Так как менеджмент играет столь важную роль в организации и решает столь многоплановые задачи, управление организацией не может быть представлено только как особый вид деятельности по целенаправленной координации действий участников процесса совместной трудовой деятельности.

Помимо функциональной характеристики управления, отвечающей на вопрос, что и как делается в управлении, очень важными аспектами рассмотрения управления являются такие аспекты, как:

• взаимосвязь управления и системы отношений в организации;

• управление и внешняя среда организации;

• лидерство.

Исходя из этого, в учебнике управление организацией будет рассмотрено под Несколькими углами зрения. Будет дано традиционное рассмотрение процесса организационных аспектов управления. Особо будут рассмотрены вопросы, относящиеся к управлению человеком в организации. Отдельно будут изложены положения, касающиеся стратегии управления, т.е. того, как обеспечивается включение организации в изменяющуюся внешнюю среду.

Так как менеджмент представляет собой многоплановое явление, охватывающее происходящие в организации процессы, связанные как с ее внутренней жизнью, так и с ее взаимодействием с окружающей средой, то его рассмотрение в зависимости от того, какие процессы ставятся во главу угла, может вестись с различных точек зрения. Наиболее значимыми подходами к рассмотрению управления организацией являются следующие:

• рассмотрение управления с точки зрения процессов, происходящих внутри организации;

• рассмотрение управления с позиции процессов включения организации во внешнюю среду;

• рассмотрение управления организацией с точки зрения процесса осуществления самой этой деятельности.

 

1.2. Позиция управления внутри организации

Позиции управления внутри организации в основном определяется тем предназначением и той ролью, которые призвана реализовывать данная организация. Во внутриорганизационной жизни управление играет роль координирующего начала, формирующего и приводящего в движение ресурсы организации для достижения ею своих целей.

Менеджмент формирует и изменяет, когда это необходимо, внутреннюю среду организации, представляющую собой органичное сочетание таких составляющих, как структура, внутриорганизационные процессы, технология, кадры, организационная культура, и осуществляет управление функциональными процессами, протекающими в организации.

Структура организации отражает сложившееся в организации выделение отдельных подразделений, связи между этими подразделениями и объединение подразделений в единое целое. Исходной точкой построения структуры является проектирование работы. В организации может 'быть принята система автономных работ, может быть взята за основу конвейерная форма труда, могут быть взяты различные модульные формы, бригадная форма организации труда и т. п. Проектирование работы зависит от многих факторов, в частности от того, какая квалификация требуется для выполнения работы, какую часть продукта изготовляет отдельный работник, в какой мере содержание работы воздействует на работника, требуется ли наличие обратной связи от конечного результата, должна ли работа предполагать развитие и обучение работника и т.п. От проектирования работы зависит очень многое во внутренней жизни организации. Поэтому менеджмент должен уделять этому очень большое внимание и периодически проводить пересмотр спроектированной системы работ.

Следующим шагом в формировании структуры организации является выделение структурных подразделений, иерархически увязанных и находящихся в постоянном производственном взаимодействии. Менеджмент должен определить организационные размеры структурных подразделений, их права и обязанности, систему взаимодействия и информационной связи с другими подразделениями, поставить задачи перед подразделениями и наделить их необходимыми ресурсами. От умелого решения всех этих вопросов и" своевременной корректировки и изменения структуры очень сильно-зависит успешность функционирования организации.

Внутриорганизационные процессы, формируемые и направляемые менеджментом, включают в себя три основных. подпроцесса: координация, принятие решений, коммуникации. Для координации менеджмент может сформировать в организации два типа процедур:

• непосредственное руководство действиями в виде распоряжений, приказов и предложений;

• координация действий посредством создания системы норм и правил, касающихся деятельности организации.

 

Процедуры и нормы принятия решений формируются менеджментом в различных организациях по-разному.

Широко известен опыт японских фирм, когда принятие решений осуществляется снизу вверх.

Есть много организаций, где решения принимаются только на верхнем уровне, существуют организации, в которых широко практикуется система делегирования права принятия решения на нижние уровни иерархии.

Существующие в организации нормы и формы коммуникации оказывают большое влияние на климат внутри организации.

Существуют организации, в которых практикуется преимущественно только письменная форма коммуникаций.

Имеются организации, где все контакты в основном осуществляются в виде разговора.

Многие организации применяют комбинацию этих форм.

 

Важной характеристикой коммуникаций является наличие ограничений на коммуникации. Все эти и многие другие аспекты коммуникационных процессов находятся под сильным влиянием управления и составляют предмет особой заботы руководства организации в том случае, если оно стремится к созданию наилучшей атмосферы внутри организации.

 

Технология, включающая в себя технические средства и способы их комбинирования и использования для получения конечного продукта, создаваемого организацией, является предметом самого пристального внимания со стороны менеджмента. Управление должно решать вопросы технологий и осуществления их наиболее эффективного использования. В последнее время в связи с появлением все более передовых технологий соответствующие задачи менеджмента становятся исключительно сложными и значимыми. Это связано с тем, что их решение может привести к сильным и далеко идущим положительным последствиям для организации. Могут они вызвать и негативные процессы во внутренней жизни организации, разрушить ее организационную структуру, привести к демотивированию работников. Поэтому в современных условиях менеджмент не может смотреть на технологии только с точки зрения повышения производительности и эффективности.

Очень важно учитывать то, как новые технологии могут повлиять на климат внутри организации, как они могут подействовать на ее " организм".

 

Кадры являются основой любой организации. Без людей нет организации. Представьте себе организацию, которую покинули все ее члены. Остались здания, оборудование, документы и т.п. Но организации не стало. Организация живет и функционирует только потому, что в ней есть люди. Члены организации создают ее продукт, они формируют культуру организации, ее внутренний климат, от них зависит то, чем является организация.

В силу такого особого положения кадров в организации они являются для менеджмента предметом номер один. Менеджмент формирует кадры, устанавливает систему отношений между людьми, включает их в созидательный процесс совместной трудовой деятельности, способствует развитию кадров, их обучению и продвижению по работе.

Люди, работающие в организации, очень сильно отличаются друг от друга по многим параметрам: пол, возраст, образование, национальность, семейное положение и т.п. Все эти отличия могут оказывать серьезное влияние как на характеристики работы и поведения отдельного работника, так и на действия и поведение других членов организации.

В связи с этим менеджмент должен строить свою работу с кадрами таким образом, чтобы способствовать развитию положительных результатов поведения и деятельности каждого отдельного человека и стараться нивелировать негативные последствия его действий.

В отличие от машины, человек имеет желания, для него характерно наличие отношения к своим действиям и действиям окружающих. А это может очень серьезно влиять на результаты его труда. В этой связи менеджменту приходится решать ряд чрезвычайно сложных задач. От решения этих задач в большой степени зависит успех функционирования организации.

 

Организационная культура, являясь всепронизывающей составляющей организации, оказывает сильное влияние как на внутреннюю жизнь организации, так и на ее положение во внешней среде. Организационная культура складывается из устойчивых норм, представлений, принципов и верований относительно того, как данная организация должна и может реагировать на внешние воздействия, как следует вести себя в организации, каков смысл функционирования организации и т.п. Часто основные положения организационной культуры находят проявление в обобщающих смысл деятельности организации лозунгах. Носителями организационной культуры являются люди, но вырабатывается она и формируется в значительной мере менеджментом и, в частности, высшим руководством. Организационная культура может играть огромную роль в мобилизации всех ресурсов организации на достижение ее целей. Но может и являться мощным тормозом на пути достижения целей, в особенности если для этого требуются изменения. Поэтому менеджмент очень сильно сфокусирован на решение вопросов, связанных с формированием, поддержанием и развитием организационной культуры.

 

Внутренняя жизнь организации состоит из большого количества различных действий, подпроцессов и процессов. В зависимости от типа организации, ее размера и вида деятельности отдельные процессы и действия могут занимать в ней ведущее место, некоторые же, широко осуществляемые в других организациях процессы, могут либо отсутствовать, либо осуществляться в очень небольшом размере. Однако, несмотря на огромное разнообразие действий и процессов, можно выделить пять групп функциональных процессов, которые охватывают деятельность любой организации и которые являются объектом управления со стороны менеджмента. Данными функциональными группами процессов являются следующие:

• производство,

• маркетинг,

• финансы,

• работа с кадрами,

• эккаунтинг (учет, и анализ хозяйственной деятельности).

 

Управление производством предполагает, что соответствующие службы менеджмента, руководители определенного уровня осуществляют управление процессом переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, поступающих на входе в организацию, в продукт, который организация предлагает внешней среде. Для этого менеджмент осуществляет следующие операции:

• управление разработкой и проектированием продукта;

• выбор технологического процесса, расстановку кадров и техники по процессу с целью оптимизации затрат на изготовление и выбор методов изготовления продукта;

• управление закупкой сырья, материалов и полуфабрикатов;

• управление запасами на складах, включающее в себя управление хранением закупленных товаров, полуфабрикатов собственного изготовления для внутреннего пользования и конечной продукции;

• контроль качества.

 

Управление маркетингом призвано посредством маркетинговой I деятельности по реализации созданного организацией продукта увязать в единый непротиворечивый процесс удовлетворение потребностей клиентов организации и достижение целей организации. Для этого осуществляется управление такими процессами и действиями, как:

· изучение рынка;

· реклама;

· ценообразование;

· создание систем сбыта;

· распределение созданной продукции;

· сбыт.

 

Управление финансами состоит в том, что менеджмент осуществляет управление процессом движения финансовых средств в организации. Для этого осуществляется:

• составление бюджета и финансового плана;

• формирование денежных ресурсов;

• распределение денег между различными сторонами, определя-ющими жизнь организации;

• оценка финансового потенциала организации.

 

Управление персоналом связано с использованием возможностей работников для достижения целей организации. Кадровая работа включает в себя следующие элементы:

• подбор и расстановка кадров;

• обучение и развитие кадров;

• компенсация за выполненную работу;

• создание условий на рабочем месте;

• поддержание отношений с профсоюзами и разрешение трудовых

споров.

 

Управление эккаунтингом предполагает управление процессом обработки и анализа финансовой информации о работе организации с целью сравнения фактической деятельности организации с ее возможностями, а также с деятельностью других организаций. Это позволяет организации вскрыть проблемы, на которые она должна обратить пристальное внимание, и выбрать лучшие пути осуществления ее деятельности.

 

1.3. Менеджмент и внешнее окружение организации

Не существует ни одной организации, которая не имела бы внешнего окружения и не находилась бы с ним в состоянии постоянного взаимбдействия.

Любая организация нуждается в постоянном получении из внешней среды исходных продуктов для обеспечения своей жизнедеятельности. При этом каждая организация должна отдавать что-то во внешнюю среду в качестве компенсации за это. Как только рвутся связи с внешней средой, организация погибает.

В последнее время, в связи с усилением и усложнением конкуренции, а также резким ускорением процессов изменения в окружающей среде, организации все в большей мере вынуждены уделять внимание вопросам взаимодействия с окружением, все в большей мере развивать способности адаптации к изменениям внешней среды.

Ключевую роль в выработке и проведении политики взаимодействия организации с окружением играет управление организацией, особенно его верхний уровень.

Вопросы долгосрочной стратегии взаимодействия организации со средой становятся во главу угла построения всех процессов управления организацией. Менеджмент уже не занимается только внутренними вопросами организации. В равной, а может быть и в большей мере, его взор направлен во вне организации.

Менеджмент старается строить эффективное взаимодействие организации с окружением уже не только путем воздействия на процессы, происходящие в организации, но и путем воздействия на окружающую среду. Стратегическое управление, решающее эти задачи, выдвигается на первый план в комплексе процессов управления организацией.

 

Внешнее окружение организации, состояние взаимодействия с которым определяется, в конечном счете, преимущественно качеством управления организацией, можно представить в виде двух сфер.

Первая сфера - это общее внешнее окружение организации.

Данное внешнее окружение отражает состояние общества, его экономики, природной среды и не связано непосредственно с конкретной организацией. Общее внешнее окружение является более или менее одинаковым для подавляющего большинства организаций.

Вторая сфера - это так называемое непосредственное деловое окружение организации.

Это окружение формируют такие субъекты среды, которые непосредственно связаны или непосредственно воздействуют на деятельность данной конкретной организации. При этом важно подчеркнуть, что и организация в свою очередь может непосредственно влиять на них.

Общее внешнее окружение формируется под влиянием политических, правовых, социально-культурных, экономических, технико-технологических, национальных и международных процессов, а также процессов природопользования.

Непосредственное деловое окружение организации создают покупатели, поставщики, конкуренты, деловые партнеры, а также регулирующие службы и такие организации, как административные органы, деловые объединения и ассоциации, профсоюзы и т.п.

Управляя процессами взаимодействия организации с окружающей средой, менеджмент сталкивается с рядом серьезных проблем, порождаемых неопределенностью в состоянии окружающей среды.

В связи с этим одной из сложнейших задач, стоящих перед менеджментом, является снижение неопределенности положения организации в окружении.

Это достигается путем развития ее адаптивности к внешней среде и установления широких связей с окружением, позволяющих организации органично вписываться в окружающую среду.

В зависимости от того, насколько организация адаптивна к изменениям в окружении, выделяется два типа управления организацией: 1) механистический тип управления; 2) органический тип управления [2][1].

 

Механистический тип управления организацией характеризуется набором следующих характеристик:

• консервативная, негибкая структура;

• четко определенные, стандартизированные и устойчивые задачи;

• сопротивление изменениям;

• власть проистекает из иерархических уровней в организации и из позиции в организации;

• иерархическая система контроля;

• командный тип коммуникаций, идущих сверху вниз;

• содержанием коммуникаций преимущественно являются

распоряжения, инструкции и принятые руководством решения.

 

Для органического типа управления организацией характерны:

• гибкая структура;

• динамичные, не жестко определенные задачи;

• готовность к изменениям;

• власть базируется на знании и опыте;

• самоконтроль и контроль коллег;

• многонаправленность коммуникаций (вертикальные, горизонтальные, диагональные и др.);

• содержанием коммуникаций является информация и советы.

 

Каждый из данных типов имеет определенные преимущества. Соответственно, каждому из данных типов может быть дано определенное предпочтение в зависимости от характера окружения и уровня неопределенности. В том случае, если окружение динамично, если высок уровень неопределенности, более эффективным является органический тип управления организацией. Если же окружение стабильно и неопределенность находится на низком уровне, предпочтение может быть отдано механистическому типу управления.

1.4. Процесс осуществления управления организацией

Менеджмент, хотя и играет вполне определенную роль в организации, тем не менее, как бы пронизывает всю организацию, касаясь и затрагивая практически все сферы ее деятельности. Однако при всем многообразии взаимодействия менеджмента и организации можно достаточно четко определить границы деятельности, которая составляет содержание менеджмента, а также достаточно четко идентифицировать субъектов управленческой деятельности менеджеров.

Управление организацией предстает в виде процесса осуществления определенного типа взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ею своих целей. Менеджмент не эквивалентен всей деятельности организации по достижению конечных целей, а включает в себя только те функции и действия, которые связаны с координацией и установлением взаимодействия внутри организации, с побуждением к осуществлению производственной и других видов деятельности, с целевой ориентацией различных видов деятельности и т. п. (рис. 1).

1.РЕСУРСЫ: • трудовые, •материальные • финансовые • информационные Процесс управления 1.ПОСТАВЛЕННЫЕ ЦЕЛИ 2. ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
2. ПОЛОЖЕНИЕ В СРЕДЕ 3.ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ Действие и функция управления
4. СТРАТЕГИЯ Процесс создания и реализации продукта

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.026 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал