Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Юридическая ответственность: понятие, признаки, принципы, виды. Определение видов юридической ответственности по российскому законодательству.⇐ ПредыдущаяСтр 33 из 33
Юридическая ответственность – это предусмотренная правовыми нормами обязанность субъекта права претерпевать неблагоприятные для него последствия правонарушения. Юридическая ответственность – это мера государственного принуждения за совершенное правонарушение, связанная с претерпеванием виновным лишений личного или имущественного характера. Признаки: 1. является одним из средств борьбы с правонарушениями, обеспечения правомерного поведения. 2. связана с государственным принуждением – возможностью государства обязать субъекта помимо его воли и желания совершать определенные действия. 3. возникает только на основе норм права. Меры юридической ответственности содержатся в санкциях правоохранительных норм. 4. возникает лишь за совершенное правонарушение, причем необходимо, чтобы присутствовали все элементы состава правонарушения. 5. характеризуется определенными лишениями личного или имущественного характера, которые виновный обязан претерпеть, т.е. понести определенное наказание. 6. совершение правонарушения и последующая реализация юридической ответственности связаны с государственным и общественным осуждением, т.е. в вынесении в отношении лица, совершившего правонарушение, соответствующего правоприменительного акта. Виды: По форме осуществления: - ответственность, осуществляемая в судебном порядке; - ответственность, осуществляемая в административном порядке; - ответственность, осуществляемая в уголовном порядке и др. По органам государства, которые возлагают юридическую ответственность: - возлагаемую законодательными органами государства; - возлагаемую исполнительно-распорядительными (административными) органами государства; - возлагаемую судебными и иными юрисдикционными органами государства. По виду совершенного правонарушения: - уголовно-правовая ответственность – применяемая к лицу за совершение преступления – деяния, предусмотренного нормами уголовного права; - административно-правовая ответственность – совершение административных проступков; - гражданско-правовая ответственность – совершение гражданского проступка и состоит в применении мер воздействия, имеющих как правило, имущественный характер. Выделяют договорную и недоговорную ответственность; - материальная ответственность – несут рабочие, служащие за материальный ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации. Выделяют полную и ограниченную материальную ответственность; - дисциплинарная ответственность – за дисциплинарный проступка, т.е за нарушение трудовой, воинской, служебной дисциплины.
40. Законность и правопорядок: понятие, содержание, соотношение. Обеспечение законности и правопорядка в России. Законность – сложное социальное явление, неразрывно связанное с правом. Под законностью понимается требование строгого, точного, неуклонного соблюдения, исполнения и применения правовых норм, адресованное субъектам права. Основными принципами законности являются: принцип верховенства закона (в процессе правотворчества ни один из его субъектов не может издавать нормативно-правовые акты, противоречащие закону. Если в процессе реализации права правоприменительный орган сталкивается с ситуацией, когда нормативно-правовой акт противоречит закону, то он должен отдать предпочтение закону и вынести решение на основе закона); принцип единства законности (понимание и применение нормативно-правовых актов на территории всей страны должно быть одинаковым); принцип равенства перед законом (в процессе реализации правовых норм все субъекты права в равной степени должны соблюдать законы и нести юридическую ответственность за их нарушение); принцип недопустимости подмены законности целесообразностью (обход закона, отступление от его требований по мотивам целесообразности, пользы, выгоды является недопустимым. В реальной жизни законодательство часто не успевает за происходящими изменения в обществе, оказывается несовершенным. И поэтому если действующий закон неэффективен, то с юридической точки зрения наилучшим выходом из сложившейся ситуации является приостановление его действия или пересмотр устаревшего нормативно-правового акта). Законы и нормативно-правовые акты реализуются не автоматически. Для их реального претворения в жизнь существуют определенные условия и определенный комплекс организационных, идеологических, политических и юридических мер, обеспечивающих такую реализацию, т.е. гарантии законности. Выделяют такие гарантии законности: общие – социально-экономические (степень экономического развития общества, которая позволяет поддерживать достаточно высокий уровень благосостояния граждан), политические (создание политической стабильности в обществе), идеологические (высокий уровень общей и правовой культуры населения, а особенно должностных лиц государства. Уважение к требованиям права, степень развития правосознания общества во многом определяют состояние законности в стране) и общественные гарантии (сложившийся в государстве комплекс профилактических и иных мер, применяемых общественностью для борьбы с нарушением законодательства), т.е. все это условия обеспечения законности; специально-юридические гарантии – способы и средства, установленные в действующем законодательстве с целью предупреждения, устранения и пресечения правонарушений. К ним относятся: специальные принципы (принцип презумпции невиновности); правовые институты и процедуры (порядок возбуждения и рассмотрения уголовного дела); закрепленные в законе средства поощрения. Правопорядок – общественный порядок, основанный на праве и сложившийся в результате осуществления идеи и принципов законности. Он представляет собой фактическое состояние упорядоченности общественных отношений, возникшее в результате упорядоченности общественных отношений, возникшее в результате воплощения в жизнь правовых предписаний. Особенности правопорядка заключаются в том, что он: запланирован в нормах права; возникает в результате реализации данных норм; обеспечивается государством; создает условия для организованности общественных отношений, делает человека более свободным, облегчает жизнь; выступает итогом законности. Правопорядок не тождественен законности: они соотносятся между собой как цель и средство. Это означает, что правопорядок может быть обеспечен только правовыми средствами. Порядок, установленный при помощи незаконных средств и методов, не может быть назван правовым. [1] Недбайло П.Е. Применение советских правовых норм. М., 1960. С.275-276.
|