Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сословная структура Китая в средние века
Сословное деление в Китае возникло значительно раньше классового. В своей окончательной форме оно сложилось в IX-II вв. до н. э. просуществовало до Синьхайской революции 1911 г.: 1. Привилегированные высшие сословия: - титулованная знать; - шэньши-чиновники; - шэньши без должности; - имеющие ученые степени 2. Непривилигерованные средние сословия, налогоплательщики, простолюдины, " добрый народ" с правом сдачи госэкзаменов на ученую степень: - земельные частновладельцы; - надельное государственное крестьянство; - арендаторы у " сильных домов"; - торговцы и ремесленники. 3. Низшее сословие, не платящее налоги, " подлый народ", занимающийся третьестепенным делом, " дармоеды" (певцы, танцоры, монахи, рабы, слуги, тюремщики, палачи).
Власти Китая всегда исходили из того, что " зерно - жизненная артерия народа, а налоги - сокровище государства". Отсюда и расстановка приоритетов: земледелие как первостепенное занятие, ремесло и торговля - второстепенное (" земледелие - ствол, ремесло и торговля - ветви"). Оуян Сю писал: " Земледелие предшествует всему, оно начало и конец правления". Государство активно вмешивалось в аграрные отношения не только по причине обеспечения налоговых поступлений, но и опасаясь перехода бродяжничества обезземеленного крестьянства в политическую нестабильность из-за того, что " у бедного нет клочка земли, куда можно было бы воткнуть шило, в то время как поля богачей тянутся с Севера на Юг и с востока на запад..., а сами они разъезжают на крепких конных повозках и едят отборное зерно и мясо". Отсюда - традиционно враждебное отношение средневекового конфуцианского государства к " сильным домам" на селе. Что касается ремесла и торговли, то они полезны, но второстепенны, поскольку не производят зерна. Они могут быть даже вредны в случае чрезмерного развития, так как: - способствуют развитию горизонтальных общественных связей, не контролируемых государством, в обществе с вертикальными социально-политическими структурами; - увеличивают удельный вес населения не производящего, а только потребляющего дефицитное продовольствие; - торгово-ремесленные круги менее подвержены государственному контролю, чем крестьянство. Для предотвращения роста числа ремесленников в Китае существовали многочисленные ограничения и запреты на " неположенные украшения" для разных сословий. В условиях Китая ремесленные цехи были призваны не столько способствовать росту производства ремесленных изделий, сколько сдерживать рост их производства. В эпоху смуты в сер. I тысячелетия, в условиях усобиц и вторжений извне, ослабевшая центральная власть не смогла пресечь утверждение в стране новой чужой буддийской религии. С прекращением смуты китайское государство не могло примириться с тем, что буддийская церковь с ее миллионами верующих и земельной собственностью все больше превращалась в мощную политическую и экономическую силу. Отсюда целенаправленная государственная компрометация буддийского монашества. Китайский мыслитель XI в. Ли Гоу указал на " 10 пороков монашества, устранение которых дает 10 преимуществ", среди них: 1) когда мужчины не заняты земледелием, их кормят другие; 2) когда мужчины холосты, женщины ропщут и возобладает разврат; 3) монахи, не вписанные в реестры, не явяляются тяглыми и не пополняют казну; 10) монахи хитрые - уклоняются от контроля чиновников.
|