Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формирование ранней государственности. Троецарствие (I-VII вв.)
Процесс формирования ранней корейской государственности не вполне ясен из-за недостаточности источников, их отрывочности и противоречивости (корейские источники идеализируют происходившие события, китайские - высокомерно трактуют жизнь " восточных варваров"). Это приводит к разному толкованию рассматриваемой проблемы. Основным источником по ранней истории Кореи является " Самгук саги" (" Исторические записи трех государств"), охватывающий почти все первое тысячелетие н. э. Он был написан в 1145 г. выдающимся военным и политическим деятелем периода Коре Ким Бусиком. Фактически Самгук Саги представляет собой свод летописей и для изучения начального периода корейской истории имеет значение, сопоставимое с " Повестью временных лет" для истории древней Руси. Этот документ составлен по образцу китайских династических историй и состоит из погодной хроники, хронологических таблиц, тематических описаний и биографий. Этногенез корейцев известен довольно плохо. Со времен неолита существовали две локальные этнические общности. Южная, более древняя, связана с малайским миром, вела изолированное существование, что обусловило спокойный характер этнического развития и замедленность общественно-политических процессов. Именно здесь развилось рисосеяние и сложилась культура, основные элементы которой проникли в Японию и способствовали складыванию там культуры яэн. Северная общность - более поздняя, уходит корнями в тунгусо-маньчжурский мир и развивается в контакте с соседними племенами Маньчжурии и Северного Китая, что вело к интенсивному смешению и складыванию земледельческо-скотоводческого хозяйства и ранней государственности (древний Чосон). На рубеже н. э. племена полуострова находились на разных стадиях этнической истории и разложения первобытного строя. Процесс этнического смешения и интеграции пришлых с материка элементов в I тыс. н. э. дополнялся складывавшимся культурным единством и единообразием - его достижение ускорялось наличием нивелирующего китайского культурного начала. Этнокультурные процессы ускоряли политическую консолидацию корейского общества, представленного на рубеже н. э. тремя племенными союзами, противостоявшими друг другу, и китайскими префектурами на Севере. IV век стал рубежным в Корее между древностью и средневековьем: он характеризуется социально-экономической трансформацией корейского общества и его политической консолидацией на более высоком, государственном уровне. На смену племенным союзам приходит Троецарствие (Когуре на Севере, Пэкче на Юго-Западе, Силла на Юго-Востоке). Большинство специалистов полагают, что социально-экономические отношения, складывавшиеся в эту эпоху разложения патриархального строя, по своему характеру были феодальными. Феодализм в Корее базировался на государственной собственности на землю, что предопределило характер развития корейского общества на следующие полтора тысячелетия. Общая черта Троецарствия - первые государства складывались на общинной основе, путем объединения родственных общин, одна из которых приобретала главенствующее положение и выдвигала из своей среды правителей - Ванов. На место общинной собственности приходила государственная. Господствующий класс формировался не на отчуждении или присвоении земли, а в процессе превращения родовой верхушки в государственный бюрократический аппарат. Этот процесс сопровождался превращением свободного общинного крестьянства в феодально зависимое от государства. Оставаясь лично свободным, крестьянство не являлось собственностью господствующего класса, а эксплуатировалось как подданные государства. Становление и утверждение Троецарствия на полуострове происходило в эпоху " смутного времени" в Китае, когда восприятие элементов китайской культуры (буддизма, конфуцианства) могло осуществляться не под нажимом великого соседа, а исходя из потребностей самого корейского общества и правящей элиты трех государств. Поскольку роль Китая в государственной консолидации корейского общества не была определяющей, оно успело укрепиться в идее независимого от него самостоятельного развития и готовности противостоять покушениям на него. С образованием Троецарствия усложнилась конфигурация действующих на полуострове политических отношений и сил. Аборигенные государства вели борьбу за гегемонию в Корее, осложняемую вовлечением в нее Китая и Ямато, которые преследовали свои собственные корыстные интересы (Китай стремился к гегемонии и сюзеренитету, Ямато противодействовало объединению корейских государств в одно как угрозе безопасности Японии). В 369 г. было положено начало 300-летнему военному противостоянию Когуре и Пэкче, причем последнее пользовалось поддержкой Ямато и Китая. Одной из причин падения династии Суй были ее неудачи в войне против Когуре. Новая династия Тан продолжала борьбу с Когуре. что обескровило это северокорейское государство, но не лишило его воли к борьбе. В 631 г. началась 10-летняя эпопея строительства когуресцами поперек перешейка оборонительной стены, а в 642 г. начальник этого стротельства Ен Гэсомун в результате переворота стал фактическим правителем Когуре. Ослаблением Когуре воспользовалось для установления своего преобладания на полуострове Силла, поддержанное Китаем. Силла внесло основной вклад в разгром Пэкче, а Китай - в разгром Когуре (668 г.). Китайцы поспешили воспользоваться плодами этой победы для закрепления своего влияния на территории разгромленных государств, однако Силла, поддержанное населением этих территорий, выступило против Китая и в результате 7-летней борьбы вытеснило китайские войска севернее р. Тэдонган. Через 60 лет, в 735 г., Китай де-юре признал итоги этой войны. С ликвидацией Троецарствия почти вся территория Кореи оказалась под юрисдикцией Объединенного Силла, избавившегося от ямато-китайского военно-политического присутствия на полуострове. С танским Китаем были установлены нормальные отношения на основе формального признания Силла своего номинального вассалитета по отношению к Китаю.
|