Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Позднесасанидский период (VI - сер. VII вв.)






 

На рубеже V-VI вв. в результате движения маздакидов и маневров Кавада I и Хосрова I произошло решительное перераспределение земельной собственности и реальной власти в пользу трона и мелких земельных собственников дехкан за счет старой родовой знати. В соответствии с официальными хрониками того времени " Его нынешнее Величество, царь царей Хосров... подавил ересь и злые силы и дал им полнейший отпор в соответствии с откровением веры... Царство Ирана продвинулось, опираясь на учение поклонения Мазде, которое вобрало в себя знания всех, кто был до нас... ".

В результате перераспределения собственности и власти в Иране установились типичные для Востока государственно-феодальные отношения, закрепленные реформами Хосрова I. Земли, перешедшие от побежденной родовой знати к государству, передавались им крестьянству за поземельный налог хараг, объем которого зависел от выращиваемых культур, и подушный налог гезит, исчисляемый от степени благосостояния. Все земли и податные души были пересчитаны и поставлены на учет, что обеспечило казне стабильный и предсказуемый бюджет. Это позволило провести реформу государственного управления, которая обеспечила централизацию власти по вертикали " шах - сменяемый лично шахом вазург - командующие военными округами - Верховный Жрец". Впервые у Ирана появилась постоянная армия, а командующие округами были поставлены выше Верховного Жреца на иерархической лестнице. Тем самым был подчеркнут приоритет общегосударственных интересов перед узкоцерковными.

Политика веротерпимости Хосрова I была продолжена его преемником Хормиздом IV (579-90 гг.), который дал отпор фанатизму зороастрийского жречества: " Так же, как наш царский трон не может стоять только на двух передних ножках, так и наше государство не может быть устойчивым и безопасным, если мы будем возбуждать гнев христиан... Поэтому прекратите их беспокоить и старайтесь делать добро так, чтобы христиане почувствовали бы влечение к нашей вере". Хосрову II (591-628 гг.) посвящена как " мудрому политику и меценату" треть сасанидской части " Шахнаме" Фирдоуси. Основным принципом его религиозной политики было сохранение статус кво (" пусть каждый придерживается своей веры").

Своим троном Хосров II был обязан византийскому императору Маврикию, который принял его в изгнании и помог справиться с узурпатором Бахрамом Чубином. Хосров II был заворожен византийской культурой, архитектурой, роскошью и пышностью, женился на дочери Маврикия Мириам и называл Маврикия " отцом". При жизни последнего Хосров II не предпринимал враждебных акций по отношению к Византии, но готовился к грядущей схватке с ней, которая принесет ему титул " Победоносный". В рамках подготовки к войне он оказывал покровительство христианам-монофизитам Ирана в расчете на обеспечение спокойного тыла иранским войскам в Малой Азии со стороны византийских монофизитов. Проявлением лояльности к христианству вообще была и история с персидским пленением " Иисусова дерева" (Святого Креста из Иерусалима) и его возвращением в результате переписки двух императоров.

VI век стал эпохой расцвета Ирана во всех сферах. В с/х были внедрены новые культуры (рис, сахарный тростник, шелководство). Войны с Византией за выход к Черному морю в Закавказье и к Средиземному в Сирии и Малой Азии проходили с перевесом Ирана. В 570 г., выведя из строя союзную Константинополю Эфиопию, персы захватили Йемен и отныне контролировали не только сухопутные, но и морские транзитные торговые пути из Европы на Восток.

В 603 г. две великие державы Ближнего Востока, Византийская империя и Сасанидский Иран, начали новый тур военного и политического противоборства. Теперь в битву были брошены все силы, исход борьбы решал судьбы государств и религий той и другой стороны и общее направление развития всей Ближневосточной цивилизации. В 622 г. персы захватили Родос и осадили Константинополь. Фактически были восстановлены границы державы Ахеменидов. В ответ на просьбу императора Ираклия о мире Хосров предложил Византии отказаться от христианства. И тогда Ираклий совершил великолепный стратегический маневр - оставив персов на берегах Борфора, он десантировал свои войска на кавказское побережье и, пройдя через Армению и Азербайджан, захватил сасанидскую столицу Ктесифон со всеми ее богатствами. Христианский мир торжествовал победу. Иран вступил в полосу затяжного кризиса, вызванного перенапряжением военных усилий, ослаблением центральной власти на фоне усиления сепаратизма и усиления социальной напряженности, разрухи хозяйства, особенно ирригационного на юге Месопотамии. Хосров II стал жертвой придворных интриг. После череды дворцовых переворотов к власти пришел внук Хосрова Ездигерд. Главным противником Ирана Ездигерд по инерции считал Константинополь, но удар был нанесен с совсем другой стороны.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал