![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Отклонения в психическом развитии человека.Стр 1 из 53Следующая ⇒
Человек как индивид, личность, индивидуальность. Феномен человека в психологии. Основные этапы и закономерности психического развития человека. Отклонения в психическом развитии человека. Помощь человеку в решении личных проблем. Признаки человека: объективные – телесная организация (тело, конечность, смертность) субъективные – психическая организация (душа, бесконечность, бессмертность). Чел – общественное животное Аристотель. Кант – чел умное существо, кот-му свойственны технические способности. Человек – универсальная форма жизни, компонент природы, совокупн биолог и соц хар-к. Феномен человека, это многообразие его свойств. Человек- существо многостороннее, многомерное, сложно организованное. Язык, сознание и общественность выделяет человека в мире как особенный феномен. Самым существенным признаком человека является способность реализовать себя через целенаправленную деятельность, которая ориентирована на создание предметов, орудий труда, которые необходимы для удовлетворения биологических, социальных и духовных потребностей. Биологическое в человеке остается всегда, и между биологическим и социальным возникают конфликты и противоречия. Индивид – существо, принадлежащее к человеческому роду. Личность – социальное существо, включенное в общественные отношения, участвующее в общественном развитии и выполняющее определенную социальную роль. Индивидуальность подчеркивает неповторимое своеобразие человека, то, в чем он отличен от других. 1. Свойства: a) Первичные (пол.деморфизм, конституционал.особен, нейродинамич св-ва мозга, функционал ассиметр) – присуще всем людям, индивид-типические хар-ти. Совокупность первичных св-в определ его вторичные св-ва. b) Вторичные (стр-ра органич. потребностей, динамика психофизеолог ф) В свою очередь, интеграция всех этих свойств обусловливает особенности темперамента и задатки человека. 2. Личность – общественный индивид, Об и Sб исторического процесса. (хар-ет чел как соц существо). Психол. св-ва личн: мотивация, темперамент, способности и характер. Хар-ти: (Ананьев) a) Статус в обществе (З.Фрейд – положение в обществе меняет личность) b) Статус общности в кот складывается и формируется личность c) Роль
Гл черта Sб – сознани е – это высшая форма психич развития. Позволяет познавать реальность, формир целенаправл поведен, благодаря этому преобразовывать мир. Sб – это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности. Т.к. способность сознат деятельн по преобразован мира – черта чел как Sб. 3. Индивидуальность (= индивид+Sб+личность => доступно наивысшее достижение чел) - совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости. Предпосылки формирован чел индивидуальности – анатом-физиологич задатки, кот преобраз в проц воспитан, имеющие общественно обусловленный хар-р. Мерлин Вольф Соломонович –ур индивидуальности: систем индивид св-в организма (биологрич, нейродинамич); систем психич св-в (психодинамич, психологич); систем соц-психологич св-в (соц роли в соц группах и коллективе, соц-истор общностях) Понимание природы индивидуальности – связано с выявлением роли биологич и соц в личности. Ананьев – единство биологии соц обеспечив посредством единства индивид (биологич кач), личность (соц кач), субъект (соц кач) и индивидуальность. К. Платонов – Стр-ра личности (соотношение биолог и соц): · 1 ур - низший - биологичи конституционал св-ва чел (скор протекан нервных процессов, половые и возрастные свойства и др.); · 2 ур вкл индивидуальные характеристики форм отражения (особенности познавательных процессов: памяти, мышления и т.п.); · 3 ур представлен индивидуальным социальным опытом человека (знания, навыки, привычки, умения); · 4 - высший ур хар-ет направленность личности (убеждения, мировоззрение, идеалы, взгляды, самооценка, особенности характера). Тесно переплетаются биологическое и социальное. При этом в ранние годы в личности доминирует биологическое начал. Далее, по мере развития личности, ее структуру почти полностью заполняет социальное начало. Владимир Николаевич Панфёров: признаки проявл в индивиде (напр, голосовой аппарат, половые признаки), личность (напр, род занятий, соц роли), индивидуальность (пропорции чел – 6й палец, экспрессия и тд). Объективные признаки – признаки телесной организации (голосовой аппарат), Sб признаки – признаки психич организации (речь). ПАРАДОКС ПАНФЁРОВА: человек выступает как Об и Sб изучения. СТр-ра личности во всех теориях личности: Фрейд, А. Фрейд, Генри Мюррей – Ид, Эго, Супр-Эго – всё из детства Олпорт – т личностн черт – биологич факторы Хорни – невротич личность –соц факторы Адлер – комплекс неполноценности и стиль жизни - соц факторы Юнг (аналитич псих) – архитипы – биологич Закономерности развития психики. Культурно-историческая теория развития психики Л.С. Выготского: 1. Цикличность. Развитие имеет сложную организацию во времени, темп и содержание развития изменяются на протяжении детства. Подъем, интенсивное развитие сменяется замедлением, затуханием. 2. Стадиальное развитие - Каждая возрастная стадия обладает своим темпом и ритмом, не совпадающими с темпом и ритмом времени и изменяющимися в разные годы жизни. 3. Неравномерность развития. Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно. Есть периоды, когда функция доминирует, — это период ее наиболее интенсивного, оптимального развития, а остальные функции оказываются на периферии сознания и зависят от доминирующей функции. Каждый новый возрастной период знаменуется перестройкой межфункциональных связей — в центр выдвигается другая функция, устанавливаются новые отношения зависимости между остальными функциями. 4. Гетерохронность развития – несовпадение во времени фаз развития отдельных органов и функций. Так, вначале формируются филогенетически более древние анализаторы, а затем молодые, к тому же первой развивается та функция, которая оказывается более нужной. Например, ребенок сначала научается ориентироваться в пространстве, а позднее — во времени. 5. «Метаморфозы» в детском развитии. Развитие не сводится к количественным изменениям, это не рост, а цепь качественных преобразований. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом. 6. Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка. Процессы инволюции закономерно включены в прогрессивное развитие. То, что сложилось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок, научившийся говорить, перестает лепетать. 7. Дифференциация и интеграция процессов. Дифференциация – отделение др от др частей психики (из восприятия выделяется память). Интеграция – установление взаимосвязи м/д частями психики (взаимосвязь памяти речи и мышления обеспечивают интеллекуализацию). Интеграция психики – психика постепенно становится единой, целостной, устойчивой, постоянной. Психическое развитие представляет собой постепенное перерастание психических состояний в черты личности. 8. Кумуляция - накопление отдельных показателей, подготавливающих качественные изменения в разных областях психики ребенка. 9. Пластичность – изменения под влиянием внешнего опыта и условий. Пластичность н.с. (указал Павлов – всё можно изменить главное соответствующее воздействие. Благодаря пластичности можно целенаправленно изменить психику ребёнка.) и компенсация – позволяет компенсировать недостатки. 10. Развитие ВПФ (Л.С. Выготский) Стадии развития ВПФ: 1. Примитивное поведение – запоминание идёт естественным путём. 2. Наивная психика – даётся средство, кот использ несовершенно. 3. Внешн оппосредован акты – правильное использован средств для выполнени операций. 4. Внешние действия переходят во внутренне (интериоризация). Развитие – это, прежде всего, возникновение нового, то есть стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями (Выготский). Источник развития – социальная среда. Фактор развития – обучение (идёт вперёд развития) => актуал развит (делает сам), зоны ближайшего развития (может делать со взрослым), зона потенциал развит (ещё не доступно). Инттериоризация – осн механизм развития впф в онтогенезе. Интерпсихич – во вне, в/д м/д людьми (коллектив поведен). Интрапсихич – как личностное приспособление (внутр проц поведен). 1. Выготский и Леонтьев - Сенситивные периоды – оптимальные сроки для становления и роста отдельных видов психической деятельности. Причина этому - закономерности органического созревания мозга + некоторые психические процессы и св-ва могут формироваться лишь на основе других сформировавшихся психических процессов и св-тв. Стадии развития психики (на каждой стадии своя деятельность) Эльконин: Психич развит. 1. младенчество – деятельн: непосредств-эмоц общение – приемущ развит: мативацион-потребностная сфера внешн тип деятел 2. раннее детсво – предметно-монипулятив деятельн – интеллектуал позноват деятельн – внутр тип деятел 3. дошкольный возраст – сюжетно-ролевая игра – мотивацион-потребн сфера – внешн 4. младший школьн возр – учение – интеллектуал-позноват сфера – внутр 5. подростковый – интимно-личностн общение со сверстниками – мотивацион-потребн сфера - внешн 6. ранняя юнность – учебно-профессионал деятел – интеллект-позноват сфера – внутр Закономерн чередование одних возрастов (Приемущественно у детей развивается потребность и мотивы) с др (формирование конкретных операций). Эта периодизация объясняет формирование познавательных и мотивац-потребностных сфер личности. Деятельность: мативацион и операцион. Эриксон: На развитие личности влияет культура, история, соц. Стадии универсальны. (Кризис идентичности -5 стадия). 1. оральная – доверие/недоверие 2. мышечно-анальная – стыд/вина 3. локомоторно-генетальная – иициатива/пассивность 4. латентная – трудолюбие/неполноценность 5. подростковый – самотождественное Я, самоопределение/ролевое смещение 6. ранняя зрелость – близость/изоляция 7. ср зрелость – продуктивность/застой 8. поздняя зрелость – цельность Я/отчаяние Пиаже: Интеллектуал развитие. Ребенок имеет определенные схемы действия, позволяющие ему решать разнообразные познавательные задачи. Ребенком используются два механизма в решении этих задач – ассимиляция (вкл знаний в уже имеющиеся схемы) и аккомодация (изменение мыслит процессов под влиянием новой инф-ии) – адаптация – равновесие. 1 – сенсорно-моторный интеллект, до 2-х лет – отлич себя от предметов, осозн себя как носитель действий и начин действовать непроизвольно (дёргает за верёвку, чтобы игрушка двигалась). Формир скоординирован движений, пониман неависимости существован объекта от субъекта; безусловные реакции, не способен думать ставить цели и отличать себя от окруж обстановки; рефлексы превращаются в повтор действия; способен воспр случайные, приятные и вызыв интерес результаты собственных действий; возрастает способность координации своих действий направлен на продление интересных впечатлений; открытие нов способов получ интересных результатов; знает, что если предмета не видно, то он всё равно есть. 2 – дооперационная 2-7 – учится пользоваться речью и представлять предметы словами в образах, мышление эгоистично: с трудом принемает др т з, классифицир по 1 признаку; 3 – конкретные операции, с 7 до 11 лет – может мыслить логически о предметах и ситуациях, сохран веса, кол, объёма, классифицир по нескольк признакам и может упорядосить по одному параметру; операции выполняются в уме 4 – формальные операции, с 11 до 15 лет – может мыслить логически об абстактных понятиях; теоретический интеллект; систематически проверяет гипотезы; интересуется будущим. Петровский: развитие личности как процесс интеграции в различных социальных группах. 1 фаза становления личности – адаптация (утрата индивидуальных черт) - раннее детство, детский сад, младший школьный возраст; 2 фаза – индивидуализация (проявление индивидуальных особенностей в группе) - раннее детство, детский сад, младший школьный возраст; 3 фаза – интеграция – ребенок сохраняет индивидуально то, что отвечает потребностям группового развития; а группа меняет свои нормы - отрочество, школьный и старший школьный возраст; Отклонения в психическом развитии человека. Психический дизонтогенез — нарушение развития психики в целом или ее отдельных составляющих, нарушение темпов и сроков развития отдельных сфер психики и их компонентов Г.М. Дульнев и А.Р. Лурия - 5 основных условий нормального психического развития: сохранность структур функций ЦНС; сохранность анализаторных систем; сохранность речевых систем; физическое здоровье и адекватное возрасту обучение и воспитание. Осн типы дизонтогенеза: 1) регрессия – возврат ф на предыдущ возрастной ур. Временно или стойко м/б. 2) распад – грубая дизорганизация или выподение ф. 3) ретордация – приостоновка/запаздывание психич развит любого происхождения. Недоразвитость в разнообразных формах умствен отсталости. Виды: Общая/татальная (умствен отсталось) и частичная/порциональная (западание/преостановка развития отдельн психич ф/отдел св-в личности). 4) ассинхрония – выраженное опережение в развитии отдельных ф со значительным отставаний в темпах др ф => дисгармония стр-ры психики. Осн признак – темповый. Патопсихология Лебединского – наука о нар психич развития. Классификация Лебединского: 1 ) психич недоразвитие – общая стойкая задержка развития при наиболее раннем повреждении мозга (генетически, родовая, внутриутробная, ранняя постнатальная). Больше страдают ВПФ (речь, интеллект) Типичн модель – олегофрения (стойкое снижен позноват деятельности у детей – «бедняк от рождения»). Виды: идиотия (наиболее тяжёлая), имбицильность (менее тяжёлая), дибильность (относительно лёгкая). Первые две нуждаются в соц опеке, 3-я позволяет обучать ребёнка по спец программе – проведение воспитательных работ и проф подготовка по не сложным видам труда. 2) задержка психич развития (ЗПР) – замедление темпа формирования позновательн и эмоц сфер с фиксацией на более ранних возростных этапах. Возникает при хронич заболеваниях, генетические факторы, инфекции, интоксикации, травмы мозга, неблагоприятные условия воспитания до 3-х лет. Пример: инфантилизм (незрелость в развитии, сохран в поведен/физич облике черт, присущие предшествующим возрастным этапам). Хар-ки ЗПР: недостаточность общих знаний, ограничен представлений, незрелость мышления, преобладание игровых интересов, быстрая пресыщаемость в интеллект деятельн, эмоц незрелость. При индивидуальном подходе могут освоить школьную прогу. В основном обучаются по коррекционной программе в обычных школах. У 20% наблюдается незрелая эмоц-волевая сфера, позже проявл в виде психопатии. 3) Повреждённое психич развитие – ребённок имел длительное норм развитие => развитие нар из-за заболеваний/травм ЦНС. Пример: деменция «разорившийся богач». Порциальность расстройства – отличие от олигофрении. Глубокие локал и подкорковые нар (гностические расстройства, нар речи, памяти, движения, пространствен синтеза), не способность к отвлечению и обобщению, нар критичности, целенаправленности, логич строя мышления. Нар после 3-х лет. 4) Дефицитарное психич развитие – вариант психофизич развития в условиях глубок нар зрения, слуха, опорно-двигател системы (ДЦП). Слепые, слабовидящие, глухие, слабослышащие => нар речивого развития и как следствие вторичная задержка психич разития. Спец школы 1-8 типа. 2 тип – слабослышащие, 3-4 вид – нар зрения, 5 вид – нар речи, 6 – ДЦП, 7- ЗПР с сохран интеллект развит, 8 – умствен отсталые (=олегофрения). Своеобразное формирование и развитие личности, затруднение контакта со сверстниками и др людьми. Задача коррекции – изменить соц отношение к ребёнку социума и ребёнка к социуму. 5) Искажение психич развития – сочетание недоразвитости, задержки, повреждённости и и ускорен развит отдел ф. Пример РДА (ранний детский аутизм) - болезнен состоян психики ребенка, сосредаточен на переживаниях своих и ухода от внешн мира. Нар ориентац во времени, отрыв от реальн, неадекват реакция/её отсутствие на стимулы внешнего мира, пассивность, сверхранимость. Поведение стереотипно и однообразно. Стремление сохран привычное окружение: есть, носить одно и то же. Попытки разрушить это всё приводят к тревоге, агрессии и самоагрессии. Излишняя затейливость в позе, мимике, жестах, ходьбе. Движения неуклюжи, замедленны, не пластичны, деревянные. Медлительность сочетается с импульсивностью. Снижение речевого контакта, мутизм – не пользуется речью, сурдомутизм – не реагир на речь других, речь м/б бедной, а м/б литературной, не использ речь для общения и диалогов. Ярко проявляется в 3-5 лет. 6) Дисгормоничн психич развит – нар формирования личности. Стойкая диспропорциональность психики. Пример: психопатии (бессердечность, не способен сопереживать, раскаиваться, эгоистичен, лжив, поверхностно эмоц реакции) 7) Шизоидное расстройство личности - замкнутостью, скрытностью, оторванностью от реальности, склонностью к внутренней переработке своих переживаний, сухостью и холодностью в отношениях с близкими людьми. 8) Истерическое расстройство личности - жажда признания. Проявляется в их демонстративности, театральности, преувеличении и приукрашивании своих переживаний. 9) Эпилептоидное расстройство личности - агрессия, периоды тоскливо‐ злобного настроения. 10) Циклоидное расстройство личности – резкие перепады настроения (от полюса к полюсу) 11) Психастеническая психопатия/Ананкастное расстройство личности - стеснительность, нерешительность, неуверенность в себе и склонность к постоянным сомнениям. Причина: сложное сочитание биологич и соц факторов, кот приводят к нар индивид развития на протяжении всей жизни.
|