![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теории восприятия
Гештальт (Келер, Коффка, Вертгеймер): человек творчески отображает пространство, творческое искажение происходит по определенным законам, например – изоморфизма (Келер): в стимуле и в психике существуют идентичные структуры, образ просто отражает объект, а не строится (стереотипность восприятия); гештальт-принципы организаци восприятия = свойства восприятия, описанные выше! + закон близости (тенденция формировать группы, столбцы, строки из множества однородных элементов) + закон вектора (убеждение в том, что строки и столбцы где-то начинаются и где-то заканчиваются) + закон хорошей (прегнантной) формы (человек в своем восприятии предпочитает иметь дело с хорошей формой: лучше всех – круг). Осн. их формула: целое отличается от суммы частей (свойство целостности собственно). Когнитивная психология (Найссер, Брунер): Брунер (теория перцептивных гипотез): существуют перцептивные категории — наборы правил объединения объектов: обобщенные представления об объекте, хранящиеся в прошлом опыте в форме конструкций, образов, понятий / высказываний, структур / формул. Восприятие — решение задачи классификации, отнесения к категориям (операция умозаключения). Найссер: Восприятие – основной когнитивный процесс, активность, порождающая все остальные виды. В восприятии встречаются когнитивная активность и реальность, его назначение – раскрытие того, что действительно представляет собой окружающая среда + приспособление к ней. Перцептивный цикл. Компоненты: · Когнитивные схемы – подготавливают субъекта к принятию строго определённой информации – внутренние структуры, которые формируются по мере накопления опыта, средства описания и фиксации феноменологии, касающейся знаний человека о мире (т.е. наши знания о мире представлены в виде когнитивных схем). Они направляют перцептивные процессы. · Перцептивно-исследовательские реакции. Они отбирают информацию. · Фактические стимулы физической среды. Происходит это так: схема принимает информацию, как только та оказывается на сенсорных поверхностях, и изменяется под влиянием этой информации => схема направляет движение и исследовательскую активность, благодаря которым открывается доступ к новой информации, вызывающей новые изменения схемы. Это дело представляется в форме треугольника, мне рисовать его впаду, если считаете важным, просмотрите конспект по истории психологии, а еще у Голик доклад на эту тему был J Возрастная динамика: Новорожденный ребенок не в состоянии воспринимать окружающий мир в виде целостной предметной картины. Признаки предметного восприятия у ребенка начинают проявляться в раннем младенческом возрасте (2-4 месяца), когда начинают формироваться действия с предметами. К 5-6 месяцам количество случаев фиксации взора малыша на предмете увеличивается, однако на этом развитие восприятия у ребенка только лишь начинается. При переходе от преддошкольного к дошколькому возрасту под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в единое целое. В школе – несколько этапов: 1. Становление адекватного образа предмета в процессе манипуляции с ним, 2. Дети знакомятся с пространственными свойствами при помощи движений рук и глаз, 3. Дети приобретают способность быстро и без внешних движений узнавать определенные свойства воспринимаемых объектов, отличать их на основе этих свойств друг от друга. Отклонения (все нарушения восприятия – качественные!): 1. Иллюзии – человек вместо одного объекта воспринимает другой (искаженное восприятие) По модальности: зрит, слух, вкус и т.д. По причинам: псих, физиол, физич. 2. Галлюцинации (бред, видения) – расстройства восприятия, когда человек вследствие нарушений психической деятельности видит / слышит то, что в реальной действительности не существует (Эскироль, 19 век) По модальности: зрит, слух и пр. По условиям: истинные и псевдогаллюцинации. По степени сложности: элементарные, простые, сложные и динамические. Г. Могут возникать при депривации; при переходных состояниях (у детей). Психогенные Г.: доминантные (при реактивных психозах, чаще - слух и зрит), эйдейтические, индуцированные (по типу взаимовнимания и на фоне эмо напряжения), Г воображения и внушенные Г (на болезненном фоне) 3. Расстройства сенсорного синтеза – образы могут терять отдельные признаки (форма, величина), изменяются пропорции, исчезает восприятие углов. Брадихрония – замедленное восприятие времени; тахихрония - когда течение времени представляется чрезвычайно ускоренным. + Расстройства схемы тела (при психических заболеваниях и в рез-те ампутаций). 4. Агнозии - нарушение различных видов восприятия (зрительного, слухового, тактильного) при сохранении чувствительности и сознания, нарушение процесса распознавания комплексов стимулов и, соответственно, узнавания предметов + неадекватная реакция на предъявленные комплексы стимулов. Время сенсомоторной реакции (простой / сложной) и пр. с огонечками мигающими, звуками: там везде нужны специальные приборы, по сути, мы там подтверждали наличие у нас стандартных свойств восприятия (см. выше).
|