![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Соц. ценности и нормы науч. этоса.
В наше время научн.знания производятся, как правило, не отдельными исследователями, а их совокупностями, научными сообществами. Научн. сообщество может рассматриваться на разных уровнях: как сообщество всех ученых, национ. научн. с-во, с-во специалистов научной дисциплины. В научн. сообществе исследователи едины в понимании целей науки и ее соц. ориентиров, руководствуются относительно одинаковыми критериями оценки знаний, имеют сходную професс-ю и научную подготовку. Научн. сообщество отличается единым этосом науки, под которым понимается совокупность устойчивых этических установок и поддерживающих их ценностных ориентиров. Этос науки детерминируется, прежде всего, основной задачей научного познания — задачей получения объективно истинного и обоснованного знания. Ряд императивов этоса науки носит общий характер и связан не только с деятельностью ученых.. На Западе в свое время широкую известность получили представления о професс-х этических обязательствах, сформулир-е Америк.социологом Р. Мертоном: 1.универсализм-истинность утверждения не зависит от утверждающего, т.к. явления природы везде одинаковы; 2.всеобщность-знание как всеобщее достояние должно находиться в открытом доступе; 3.бескорыстие-рез-ты работы не должны зависеть от вознаграждения ученого; 4.организованный скептицизм-ответственность ученого за качество работы. Эта модель имеет право на существование. Вместе с тем она многого не учитывает. Н-р, за ее пределами остаются такие мотивы, как гуманистическая направленность исследования, его актуальность, получение нового знания с ориентацией на его возможные практические приложения и пр.Этос науки, наряду с общими, включает и особые требования. Среди них на 1-й план выступает предписание объективности. Ведь главная задача ученого — поиск объективной истины. Идея объективной истины — то звено, кот. скрепляет науку и этику. Природа и специфика науки сама по себе вынуждала их становиться на позиции объективности.Объективность несовместима с предвзятыми мнениями. Она требует обоснований логикой и фактами, запрещает принятие недоказанного иначе как лишь в роли предположения. Доказанное же признается беспрекословно.Вместе с тем объективность рассмотрения сохраняет возможность сомнения и критического отношения к новым результатам как условие дальнейшего развития знаний. 2-я группа императивов этоса науки связана со свойством обоснованности знаний. Оно обеспечивается методологической безупречностью исследовательских процедур. Исследователь не должен ничего ни скрывать, ни приукрашивать, даже если результаты исследований его не удовлетворяют. При отсутствии честности налицо неграмотность. Методологическим нормам следуют не только в силу их процедурной объективности, но и потому, что они являются этически справедливыми и благотворными.К правилам ведения исследования относится требование добросовестности и точности в изложении фактов и точек зрения. Нельзя забывать, что все они обесцениваются при отсутствии гуманистической направленности исследования.
|