Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Произношение.
Самое главное условие хорошего произношения — от четливость, то есть умение вполне отчетливо отделять при произношении звуки один от другого. Для выработки отчетливого произношения можно рекомендовать следующий способ, основанный на том же принципе, на котором основано обучение глухонемых. Станьте на значительном расстоянии против другого лица и начинайте что-нибудь читать или говорить медленно, раздельно и притом как можно тише, почти шепотом. Произнося раздельно и отчетливо каждый слог, вы дадите слушателю возможность понять вас не только при помощи слуха, но и при помощи зрения. Он будет не столько слышать вас, сколько угадывать ваши слова по движениям губ. Другим способом для выработки отчетливого произношения является чтение по складам. Возьмите какое-нибудь стихотворение или рассказ и читайте его медленно по складам, подобно тому, как вы читали в школе на первом году обучения. Не заботьтесь при этом о смысле, а сосредоточьте все внимание на правильном, ясном и отчетливом произношении звуков. Помогая выработке отчетливости произношения, чтение по складам в то же время способствует устранению одного большого недостатка, свойственного многим ораторам, а именно торопливости произношения, при которой отдельные слоги и звуки как бы проглатываются. Почти у каждого человека найдутся некоторые слова и обороты речи, произношение которых заставляет его делать усилие и на которых он спотыкается. Вдвойне неприятно это оратору, так как речь его должна быть плавной. Следует записывать такие слова и обороты речи и в свободное время упражняться в их произношении. Весьма полезно также упражняться в чтении скороговорок. Вот некоторые из них: 1. Купи кипу пик. 2. Около кола колокола. 3. Сыворотка из-под простокваши. 4. На дворе погода размокропогодилась, размокроненастилась. 5. В избе не без поплескушек. 6. Сшит колпак не по-колпаковски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. 7. Из-под Костромы из-под Костромщины шли четыре мужчины; говорили они про торги да про покупки, про крупу да про подкрупки. 8. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларю, про Варьку, про Ларину жену. 9. Пришел Прокоп—кипел укроп, ушел Прокоп—кипел укроп; как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп. 10. От топота копыт пыль по полю несется. 11. Турка курит трубку, курка клюет крупку. 12. Нашего пономаря не перепономаривать стать; наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит. 13. Командир говорил про подполковника, про подполковницу, про подпоручика, про подпоручицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу умолчал. 14. Корабли лавировали, да не вылавировали. 15. Была у Флора, Флору на Лавра наврала, пойду к Лавру, на Флора Лавру навру. 16. Рапортовал да не дорапортовал, а стал дорапортовывать—зарапортовался. 17. На дворе дрова, по двору дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров, дрова выдворить, 18. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь. Каждую скороговорку надо произносить в первый раз очень медленно, а затем с каждым разом темп все ускоряется, доходя, в конце концов, до очень быстрого, но, тем не менее, отчетливого произношения. Отчетливая и плавная речь предполагает, прежде всего, подвижность нижней челюсти, языка и губ. Этой подвижности можно достигнуть путем соответствующих упражнений. Для развития нижней челюсти рекомендуются следующие упражнения[1]: 1. Открывайте рот медленно и широко. 2. Медленно закрывайте широко открытый рот. 3. Оставьте рот полуоткрытым; только после паузы открывайте его совершенно. 4. Действуйте таким же образом при закрывании. 5. Оставляйте нижнюю челюсть по возможности свободной, точно расслабленной, а затем опять подымайте ее для того, чтобы еще раз опустить. 6. Двигайте нижней челюстью направо и налево. (Это упражнение надо производить осторожно, чтобы не получить вывиха нижней челюсти). Для того чтобы сделать язык более подвижным, упражняйтесь следующим образом: 1. Кладите кончик языка к внутренней стороне нижних резцов. Следите за тем, чтобы он лежал спокойно, без дрожащего движения туда и сюда; кончик языка может слегка касаться зубов, но все же должен висеть свободно. 2. Вытягивайте язык, придав ему возможно более плоскую форму. 3. Вытягивайте язык, придав ему острую форму. 4. Поворачивайте язык энергично к правому углу рта сперва плоско, потом остро. 5. Поворачивайте его точно так же к левому углу рта. 6. Делайте языком круговое движение в направлении справа налево так, чтобы он на этом пути сначала смочил верхнюю, потом нижнюю губу. 7. Делайте то же самое в обратном направлении. 8. Оставьте язык спокойно лежать во рту. 9. Сделайте это снаружи рта. 10. Сделайте так, чтобы кончик языка легко висел позади верхних резцов. 11. Сожмите края зубов так, чтобы можно было выдувать воздух, как из трубки. 12. Приложите кончик языка к твердому небу. 13. Отодвиньте его еще дальше назад к мягкому небу. 14. Поворачивайте его к нижнему ряду зубов. 15. Удалите его оттуда обратно. 16. Поворачивайте его к верхнему ряду зубов. 17. Вытяните его оттуда обратно. 18. Сделайте его в длину выпуклым, кверху вогнутым. 19. Очень важное упражнение: Вымыв руки, вытяните пальцы левой руки и введите большой палец в рот до последних левых коренных зубов. Затем водите большим пальцем под языком так, чтобы язык совершенно широко, но вполне свободно покоился на внутренней стороне большого пальца. Теперь дайте языку мягко и без всякого напора скользить по большому пальцу вперед и назад. Чтобы достигнуть подвижности губ, проделывайте следующие упражнения: 1. Сложите губы легко одну с другой 2. Выдвиньте сомкнутые губы вперед, как при свистке. 3. Образуйте круглое отверстие рта. 4. Делайте широкое положение рта. 5. Двигайте губами, легко сложенными одна с другой, медленно вправо. 6. Таким же образом влево. 7. Поднимите высоко верхнюю губу так, чтобы верхние зубы были видны. 8. Делайте это с нижней губой вниз. 9. Сложите рот так, чтобы оба ряда зубов были видны. 10. Вытяните верхнюю губу под нижней. 11. Вытяните нижнюю губу под верхней. Двигайте обеими губами скорым темпом вперед и назад. Эти упражнения следует производить (лучше всего перед зеркалом) ежедневно, но умеренно, с необходимыми паузами для отдыха, так как при чрезмерном утомлении могут случиться судорожные подергивания. Произношение должно быть не только отчетливым, но и правильным, то есть согласным с законами родного языка. Здесь имеется в виду соблюдение не столько грамматических, сколько фонетических условий правильной русской речи. Для оратора важно не то, как слово пишется, а то, как оно произносится. В нашем языке звуковое воспроизведение слова очень часто не совпадает с его грамматическим начертанием. Поэтому по книгам нельзя научиться вполне правильному произношению. Это возможно лишь для того, кто живет среди людей, правильно говорящих по-русски, прислушивается к их речи и постепенно приучает свой слух к правильным формам. К числу наиболее часто встречающихся погрешностей и против правильного произношения относится, между прочим, неправильное ударение. Сплошь и рядом приходится слышать, например: «ходат а йствовать» (вместо «ход а тайствовать»), «случ а й» (вместо «сл у чай»), «м о лодежь» (вместо «молод е жь»), «пр о центы» (вместо «проц е нты») и т. д. Неправильное ударение так же оскорбительно для слуха, как неупотребительное или искаженное слово. Чтобы научиться правильно ставить ударение, полезно читать стихи, так как стихотворный размер не допустит неправильной постановки ударения.
|