Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические приемы рассказа
Экскурсионный рассказ – это устная часть экскурсии, сообщения и пояснения, индивидуальный текст экскурсовода в форме монолога, соответствующий требованиям устной публичной речи. Информационной базой экскурсионного рассказа служат контрольный и индивидуальный тексты экскурсии, материал «портфеля экскурсовода», а также все объекты и предметы маршрута экскурсии. В оценке роли рассказа в экскурсии ученые-экскурсионисты всегда были единодушны, независимо от развития точек зрения по другим вопросам экскурсионной теории и методики. Они считали, что рассказ: является дополнением к показу зрительного материала; он не должен быть пространным; нельзя допускать превращение экскурсии в лекцию. Рассказ экскурсовода выполняет две задачи: - комментирует, поясняет, дополняет увиденное; - реконструирует, восстанавливает то, что не может в данный момент увидеть экскурсант. Основные требования к рассказу: тематичность, конкретность, связанность, логичность, краткость, убедительность, доступность изложения, законченность суждений, связь с показом, научность. Особенность рассказа состоит в том, что он носит характер монолога. В то же время нужно отметить, что отдельные экскурсоводы делают попытки превратить часть экскурсии в открытый и скрытый диалог. При диалоге между экскурсоводом и экскурсантами возрастает активность восприятия материала. Существует несколько приемов экскурсионного рассказа: · приемы для лучшего донесения информации до экскурсантов: - экскурсионная справка (краткая информация об объекте); - описание и характеристика объекта; - комментарий (репортаж); - цитирование; - задания; - новизна материала; - дискуссия; - сталкивание противоречивых версий; - проблемная ситуация; - прием освежающего отступления; - нарастающий интерес. · приемы, изображающие внешнюю картину событий, действия конкретных персонажей: - объяснение; - вопросы-ответы; - ссылка на очевидцев; - литературный монтаж; - соучастие; - приемы индукции и дедукции. Все методические приемы экскурсионного рассказа строятся на описании внешнего и внутреннего вида объектов экскурсии и призваны преобразовывать словесные образы в зрительные, а также регулировать общение экскурсовода с группой, делая его эффективнее. Правильно отобранные приемы рассказа – залог достижения цели экскурсии, полноты раскрытия темы. Помимо методических приемов показа и рассказа, на экскурсии используются особые приемы, которые помогают лучше усвоить содержание материала. Среди них особое место занимает прием, делающий экскурсию более документальной, доказательной. Например, вводится в качестве дополнительного эпизода - встреча экскурсантов с одним из участников исторических событий и др. При этом должна обеспечиваться документальность выступлений участников событий. Фактический материал, который они используют, тщательно выверяется. Для этой работы привлекаются материалы музеев, архивов и научных учреждений, печатные источники. Методика проведения экскурсий в широком плане представляет собой систему задач и требований, способов и приемов показа и рассказа в ходе изучения тем экскурсий, самых различных по своим целям. Методика проведения конкретной экскурсии является программой действия экскурсовода по демонстрации объектов, организации их наблюдения экскурсантами, использования определенных методических приемов показа и рассказа. С одной стороны, методика близка к научной дисциплине, а с другой - она представляет собой реализацию требований этой дисциплины на практике.
|