Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Модели порождения речи
Н. Хомский [Chomsky, I986] отмечал, что любые теоретические построе- ния относительно системы языка должны отвечать на вопрос, какова структура ментальных представлений языкового знания, как использует- ся это знание в речевой деятельности и как оно приобретается и форми- руется в онтогенезе.
Лингвистические концепции. Собственно лингвистические концепции основываются на сложном анализе языкового материала. Они требуют осо- бого рассмотрения и специальной лингвистической и информационной подготовки для полного понимания. Поэтому здесь мы рассмотрим лишь основные тенденции их развития и те их аспекты, которые важны для пси- хологического знания.
Генеративные модели. Предлагая лингвистические модели порождения речевого высказывания, представители «генеративного направления» ис- ходили из нескольких принципов. Во-первых, в качестве семантической единицы использовался «сем». Это предполагало, что значение слова и да- лее фразы и текста собирается поэтапно, как из мозаичного стекла, от меньшего к большему. Во вторых, предполагалась последовательная (цик- лическая) смена этапов формирования речевого высказывания. Основная же идея состояла в том, что созданию речевого высказывания предшествует появление некой глубинной структуры, для превращения которой в повер- хностную требуется серия операций трансформации. Глубинная структу- ра подается в семантический компонент и получает семантическую интер- претацию; при помощи трансформационных правил она преобразуется в поверхностную структуру, которой далее дается фонетическая интерпре- тация при помощи правил фонологического компонента [Хомский, 1972]. Подобные положения Н. Хомского послужили толчком к разработке мно- жества гораздо более формализованных и включающих большее количе- ство факторов моделей.
Уровнево-синтаксические модели. Начиная с 1970-х годов обозначается новый подход к пониманию процессов порождения речи. Лингвистиче- ские и психологические концепции испытывают большое влияние со стороны информационных моделей. Место единицы занимает пропози- ция, которая может быть заменена цифровым кодом. Трансформацион- ные операции описываются как формально-логические правила. Син- таксису отводится первостепенное значение в речевом акте. Предпола- гается, что на первых этапах построения речевого высказывания гене- рируется фрейм — схема, которая представляет собой синтаксический костяк фразы, заполняющийся лексическим материалом на более по- здних этапах. Таким образом речевой акт строится как переход от бо- лее обобщенных и формально структурированных элементов к более частным [Норман, 1978].
Модели порождения речи
Сценарные модели. В 1980-е годы идея фрейма развивается в идею сцена- рия. Сценарий понимается как некоторая понятийно-ролевая структура, сюжет. Предполагается, что за каждым значением скрывается готовый сце- нарий, который ведет за собой построение речевого высказывания. На пер- вое место в лингвистических моделях порождения речи выходит не грам- матика, а прагматика, т.е. не правила построения фраз, а правила исполь- зования тех или иных семантических единиц в речи. Вводится понятие прагматического и коммуникативного операторов, приводящих в действие конкретные механизмы речи.
Обосновывая одну из таких моделей, Т.А. Аполлонская и Р.Г. Пиотров- ский указывают, что «процесс порождения высказывания можно предста- вить в виде последовательностей денотативного, десигнативного, вербаль- но-сигматического уровней, причем переход от одного уровня к другому определяется действием прагматического коммуникативного операторов» [Аполонская, Пиотровский, 1985, с. 182].
На денотативном уровне (в правом полушарии мозга) формируется це- лостное представление явления, о котором хочет сказать в своем сообще- нии говорящий. Это еще дознаковый этап: на нем определяется денотат — еще не расчлененный референт высказывания.
На следующем десигнативном уровне из этой нерасчлененности про- являются предикат и аргументы. Далее выстраивается вся понятийно-ро- левая структура будущего высказывания — своеобразный сценарий. Сце- нарий задается семантикой предиката. Именно предикат является входом в описание любой ситуации, сценарий которой затем разыгрывается в вы- сказывании. В соответствии с этим сценарием функционируют аргумен- ты, выполняющие предназначенные им семантические роли.
На вербально-синтагматическом уровне происходит оформление поня- тийно-ролевой структуры в линейную цепочку высказывания. Этот уро- вень подразделяется, в свою очередь на синтаксический, лексико-морфо- логический и фонетический (или графический).
Модели управления вариациями языка. В 1990-х стали подвергаться крити- ке идеи существования прагматического оператора как некой внешней ин- станции по отношению к значению и акту высказывания. Выражение (как порождение некоторой семантической единицы в речи) перестало рассмат- риваться как результат отдельного языкового акта, осуществляемого «здесь и теперь» некоторым «оператором-выразителем». Было определено, что механизмы выражения не являются внешними по отношению к языку, они включены в сам язык. Язык при этом рассматривается не как застывшая система, на основании которой может формироваться речевое высказыва- ние, а как существенно свернутая система, единицы которой интегриру- ются и регулируются на основании их вариаций в речи.
Изучение выражения в этом подходе становится изучением путей кон- струирования некоторого значения. Однако в данном случае речь не идет (как в концепциях генеративной грамматики) о собирании конкретного значения из сем. Значение порождается в речи в результате взаимодействия
Глава 7. Семантика и процессы порождения речи
контекста с инвариантом значения, за которым скрывается его множетс- венная вариативность. Референтное значение выражаемого является не заданным, а конструируируемым или созидаемым. Это означает, что фор- мы выражения имеют отношение скорее не к значениям, а к операциям, которые конструируют референтное значение. Содержание выражения не является внешней дооперациональной инстацией и, напротив, является продуктом этих операций и весьма далеко от того, чтобы быть выражен- ным в чем-то другом [Franckel, Paillard, 1998].
Психологические концепции. Во всех психологических концепциях рассмат- ривается более широкий, чем собственно языковой контекст. Так, большое внимание уделяется довербальным интенционным стадиям речи. В рамках когнитивной психологии разделяются процессы стимулируемого и нестиму- лируемого извне воспроизведения информации [Anderson, 1975]. Нестиму- лированное воспроизведение информации опирается на «внутреннею актив- ность», которая не вызывается внешним стимулом, или внешний стимул имеет к ней лишь косвенное отношение. Такая «внутренняя активность» за- нимает место мотивационного компонента. Большинство классических ког- нитивистских моделей опираются на идеи, представленные в трудах Н. Хом- ского [1977] и Дж. Миллера, Ю. Галантера, К. Прибрама [1965].
Согласно идеям Н. Хомского исполнительный вербальный процесс включает как понимание, так и порождение предложений. Затем и за дру- гим стоит препозиционный анализ структуры фразы, которая делится на подлежащее (предикат) и глагольную часть. Формирование речи начина- ется с генерации существительного и глагола, а также добавляющейся к ним группы слов. Глагольная часть затем соединяется с подлежащим. В данном случае процесс порождения речи представлен очень упрощенно и дан как зеркально обратный процессу ее понимания.
Для Дж. Миллера, Ю. Галантера, К. Прибрама речь является прежде всего навыком и подобно всякому навыку управялется «планом». Для каж- дого предложения разрабатывается отдельный точный моторный план его порождения. Моторный план опирается на грамматический план и управ- ляется. Структура грамматического плана представляет собой «иерархию грамматических правил образования и перестановки слов [Миллер, Галан- тер, Прибрам, 1965, с. 170]. Планы встраиваются в определенную иерар- хию, на вершине которой оказывается «метаплан», который может быть со- отнесен с намерением. Таким образом, выстраивается схема «намерение- грамматика—моторика».
Традиция Л.С. Выготского. Большинство моделей порождения речи, разра- ботанные в отечественной психологии, опираются на положения Л.С. Вы- готского об экстериоризации мысли через внутреннею речь к внешнему выражению в слове. Построение речи, по словам Л.С. Выготского, прохо- дит несколько стадий «...от мотива, порождающею какую-либо мысль, к оформлению самой мысли, к опосредованию ее во внутреннем слове, за- тем — в значениях внешних слов и, наконец, в словах» [Выготский, 1982].
Модели порождения речи
Авторы схем
| Этапы
|
I
| II
| III
| IV
| V
| VI
| Л.С. Выгот- ский [19821
| мотив
| мысль
| внутреннее
слово
(смысл)
| значение внешнего слова
| —
| слово
| А.А. Леон- тьев,
Т.В. Рябова [1970]
| мотив
| мысль
| внутреннее программи- рование
| лексич. развертка, грамм. конструи- рование
| —
| внешняя речь
| Т.В. Ахути- на[1975]
| мотив
| мысль
(речевая
интенция)
| внутреннее программи- рование
| смысловая структура, грамм. структура
| кинетичес- кая программа
| внешняя речь
| А. Р. Лурия [1979]
| мотив
| основная мысль вы- сказывания
| семантиче- ская запись
| глубинные синтакси- ческие структуры
| поверхност- ные
синтакси- ческие структуры
| развертка: морфолог. фонолог.
| Рис. 7.4. Схема речепорождаюших концепций в традиции Выготского-Лурии (адаптировано из [Зимняя, 2001]).
Таким образом, в начало речевого процесса ставятся мотив, цель или на- значение будущей речи. Мотив порождает мысль, которая затем «соверша- ется» или формируется в слове.
В дальнейшем эта идея была развернута в исследованиях А.Р. Лурии [Лурия, 1975] и А.А. Леонтьева и Т.В. Ахутиной (Рябовой) [Леонтьев, Ря- бова, 1970; Ахутина, 1975]. И.А. Зимняя, проанализировав модели, пред- ложенные в данном направлении оформила их в виде схемы-таблицы [Зимняя, 2001, с. 254], которую мы частично здесь приводим (рис. 7.4.).
Предложенные идеи развиваются и в лингвистических моделях, где со- храняются этапы замысла речевого высказывания и внутренней речи как глубинного компонента. Однако собственно лингвистические этапы полу- чают более дифференцированное раскрытие в зависимости от типа рече- вого высказывания [Кубрякова и др., 1991].
«Деятельностные» концепции. В качестве такой концепции можно рас- смотреть модель И.А. Зимней, которая предполагает, что речевую деятель- ность надо рассматривать с точки зрения не только мотива, внутренних интенций, но и с точки зрения предмета, средств и способов деятельнос- ти [Зимняя, 2001]. Автор предлагает уровневую модель порождения рече- вого высказывания, которая включает побуждающий, формирующий и ре- ализующий уровни. Побуждающий уровень включает коммуникативное намерение, замысел речи и ее мотив. Формирующий уровень подразделя- ется на две фазы: смыслообразующую и формулирующую. Смыслообразу- ющая фаза опирается на формирование пространственно-понятийной схе- мы будущего высказывания и его временной развертки, а формулирующая
|