Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 10. Когнитивные стили. ной сложностью; импульсивностью и полезависимостью; абстрактной кон- цептуализацией и поленезависимостью и т.д






ной сложностью; импульсивностью и полезависимостью; абстрактной кон-
цептуализацией и поленезависимостью и т.д. [Когнитивные стили, 1986;
Холодная, 1990]. В то же время и «унитарный» подход не располагает до-
казательствами в свою пользу, поскольку зафиксировать устойчивые и од-
нонаправленные корреляционные связи между соответствующими стиле-
выми параметрами, как правило, не удается.

Итак, занять ту или иную позицию — значит сделать заведомую ошиб-
ку, ибо при этом придется игнорировать факты, полученные «противной
стороной». В чем существо сложившейся коллизии?

По-видимому, корреляционная аргументация в принципе недостаточ-
на для уяснения возможных связей между стилевыми свойствами. Согла-
сованное, непротиворечивое представление о природе когнитивных сти-
лей нельзя получить на основе констатации отсутствия либо, напротив,
наличия корреляционной связи между отдельными стилевыми параметра-
ми. Противоречия эмпирического уровня — это плата за игнорирование
теоретического аспекта исследований когнитивных стилей, связанного с
анализом порождающих их механизмов.

Одним из вариантов решения вопроса о связях когнитивных стилей яв-
ляются многомерные классификации стилевых феноменов. В соответствии
с представлением о многомерной природе стилей предполагается, что свя-
зи между стилями есть, однако они имеют нелинейный характер (поэтому
не всегда «схватываются» на уровне корреляционного анализа). Характер-
но, что многомерные типологии когнитивных стилей имеют, как прави-
ло, теоретический характер и основываются на выделении качественных
критериев взаимосвязи тех или иных стилевых параметров.

Так, Д. Уорделл и Дж. Ройс все множество описанных когнитивных сти-
лей разделили на три группы по критерию «соотношение в структуре каж-
дого стиля когнитивных и аффективных компонентов». Соответственно
были выделены когнитивные стили (когнитивная простота—сложность, уз-
кий—широкий диапазон эквивалентности, широта категории, аналитичес-
кая—тематическая категоризация, конкрентность—абстрактность, заост-
рение—сглаживание), аффективные стили (ригидный—гибкий познава-
тельный контроль, импульсивность—рефлективность, толерантность к не-
реалистическому опыту, физиогномичность—буквальность восприятия) и
когнитивно-аффективные стили (полезависимость—поленезависимость,
узость—широта сканирования, беглость идей) [Wardell, Royce, 1978].

Ч. Носал построил типологию когнитивных стилей на основе учета осо-
бенностей процессов переработки информации, выделив два их аспекта —
уровни переработки информации и способы ее организации [Nosal, 1990].
Уровни переработки информации включают: перцепцию (уровень созда-
ния репрезентаций окружающего в форме кратковременных перцептивных
образов); концепцию (уровень создания понятийных репрезентаций); мо-
дели (уровень специфики структур индивидуального опыта); программы
(уровень регуляции целенаправленного поведения). Способы организации
информации («метаизмерения») включают: структуру поля, сканирование,
шкалы эквивалентности и характер контроля (рис. 10.1).


Проблема взаимосвязи когнитивных стилей

Рис. 10.1. Двухмерная матрица когнитивных стилей, по Ч. Носалу [Nosal, 1990]:

1 — полсзависимость/поленезависимость;

2 — перцептивная артикуляция;

3 — широта категории;

4 — узкий/широкий диапазон эквивалентности;

5 — когнитивная простота/сложность; конкретность/абстрактность;

6 — толерантность к нереалистическому опыту;

7 — заострение/сглаживание;

8 — пространственное сканирование;

9 — импульсивность/рефлективность;

 

10 — ригидный/гибкий познавательный контроль;

11 — внешний/внутренний локус контроля;

12 — ориентация в течении времени (быстрое/медленное время).

Теоретическое значение данной классификации, по мнению Носала, за-
ключается в возможности соотнесения феноменологии когнитивных стилей,
во-первых, с теориями переработки информации и, во-вторых, с теориями
способностей. Прагматический ее смысл заключается в констатации «про-
белов» в виде пропущенных узлов матрицы, что позволяет предположить
существование еще не описанных в литературе когнитивных стилей.


Глава 10. Когнитивные стили


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал