Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Родительское воспитание и мотивация достижения






Рассмотрим результаты сопоставления типов родительского воспитания
(по методике Э.Г. Эйдемиллера) с типами отношений интеллекта и моти-
вации достижений. Разные варианты «отклонений в стиле родительского
воспитания» встречались в 52% семей исследованных нами близнецов.
Правда четыре родительские пары отказались участвовать в исследовании,
сославшись на нехватку времени.

Результаты, полученные в этой части исследования, очевидны, хотя и
очень показательны. Во всех семьях близнецов, у которых наблюдается рас-
согласование уровня интеллекта со структурой мотивации достижений, были
обнаружены различные отклонения в стиле родительского воспитания.

Если стиль воспитания в семье характеризуется чертами доминирующей
гиперпротекции, у детей с низким уровнем интеллекта развивается высо-
кая мотивация достижений («надежда на успех»). Близнецы с невыражен-
ной мотивационной тенденцией, но с низким уровнем интеллекта воспи-
тывались либо в условиях гипопротекции, либо в условиях доминирующей
гиперпротекции.

«Заброшенные» дети, т.е. воспитанные в условиях гипопротекции, ха-
рактеризуются при высоком интеллекте стремлением к избеганию неуда-
чи. Этот же вывод относится и к детям с высоким интеллектом, но с не-
выраженным доминированием одной из двух мотивационных тенденций.

В семьях близнецов с согласованными структурами интеллекта и моти-
вации явно не обнаруживается никакого типа отклонения в стиле роди-
тельского отношения.

Характерна и сама структура наиболее часто встречающихся отклоне-
ний в стиле родительского воспитания: детей либо протежируют, либо не
обращают на них внимания (лишают эмоциональной поддержки), не
предъявляют никаких требований и не заботятся об удовлетворении их по-
требностей. Иногда на детей накладывают слишком жесткие санкции или
же не накладывают никаких, не проявляют заботы. Российский ребенок
либо заброшен, либо подвергнут жестким санкциям и требованиям (зача-
стую и то, и другое одновременно), а гиперпротекция хотя и встречается,
но в сочетании с доминированием родителей.

В первой части исследования было обнаружено, что наихудшие резуль-
таты при решении интеллектуальных задач показали подростки, надеющи-
еся на успех, когда взрослый контролирует их поведение, но не проявляет
эмоциональной поддержки.

Если перевести результаты исследования влияния стиля воспитания по
Эйдемиллеру на другой язык, используя понятия контроля и эмоциональ-
ной поддержки, можно сделать интересный вывод. При отсутствии конт-



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал