Родительское воспитание и мотивация достижения
Рассмотрим результаты сопоставления типов родительского воспитания (по методике Э.Г. Эйдемиллера) с типами отношений интеллекта и моти- вации достижений. Разные варианты «отклонений в стиле родительского воспитания» встречались в 52% семей исследованных нами близнецов. Правда четыре родительские пары отказались участвовать в исследовании, сославшись на нехватку времени.
Результаты, полученные в этой части исследования, очевидны, хотя и очень показательны. Во всех семьях близнецов, у которых наблюдается рас- согласование уровня интеллекта со структурой мотивации достижений, были обнаружены различные отклонения в стиле родительского воспитания.
Если стиль воспитания в семье характеризуется чертами доминирующей гиперпротекции, у детей с низким уровнем интеллекта развивается высо- кая мотивация достижений («надежда на успех»). Близнецы с невыражен- ной мотивационной тенденцией, но с низким уровнем интеллекта воспи- тывались либо в условиях гипопротекции, либо в условиях доминирующей гиперпротекции.
«Заброшенные» дети, т.е. воспитанные в условиях гипопротекции, ха- рактеризуются при высоком интеллекте стремлением к избеганию неуда- чи. Этот же вывод относится и к детям с высоким интеллектом, но с не- выраженным доминированием одной из двух мотивационных тенденций.
В семьях близнецов с согласованными структурами интеллекта и моти- вации явно не обнаруживается никакого типа отклонения в стиле роди- тельского отношения.
Характерна и сама структура наиболее часто встречающихся отклоне- ний в стиле родительского воспитания: детей либо протежируют, либо не обращают на них внимания (лишают эмоциональной поддержки), не предъявляют никаких требований и не заботятся об удовлетворении их по- требностей. Иногда на детей накладывают слишком жесткие санкции или же не накладывают никаких, не проявляют заботы. Российский ребенок либо заброшен, либо подвергнут жестким санкциям и требованиям (зача- стую и то, и другое одновременно), а гиперпротекция хотя и встречается, но в сочетании с доминированием родителей.
В первой части исследования было обнаружено, что наихудшие резуль- таты при решении интеллектуальных задач показали подростки, надеющи- еся на успех, когда взрослый контролирует их поведение, но не проявляет эмоциональной поддержки.
Если перевести результаты исследования влияния стиля воспитания по Эйдемиллеру на другой язык, используя понятия контроля и эмоциональ- ной поддержки, можно сделать интересный вывод. При отсутствии конт-
|