Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
НЕ-Я — противополагаемый Я один из членов второго основоположения наукоучения ФихтеНЕ-Я — противополагаемый " Я" один из членов второго основоположения наукоучения Фихте, гласящего: " Я" полагает " Н." или " Я" полагает " Н." в " Я". Исходным требованием всей философии Фихте является осуществление акта самополагания (" Я" полагает само себя"), следствием которого становится необходимость для " Я" определить самого себя, а значит — отличить себя от всего другого, противоположного ему, того, что является " H." (" H." не есть " Я"). Так как только " Я" полагается первоначально, то и противополагать можно только этому " Я"; более того, только само " Я" есть то, что противополагает, и таким противополагаемым " Я" есть " Н.". Данное положение наукоучения не должно трактоваться в том смысле, что " Я", полагая " H.", творит тем самым природу и мир вне человека — т.наз. " вещи в себе". Фихтеанское " Н." не есть вещь вне нас, не есть нечто такое, что находится вне нашего сознания. Фихте совершенно отказывается от кантовской " вещи в себе", полагая, что " Н.", даже будучи отличным от " Я", полагается " Я" не где-нибудь, а именно в сознании (отсюда: " Я" полагает " Н." в " Я"), т.е. " Н." само является только чем-то представленным в сознании, в " Я", его содержанием и не более. В определенной мере отношение " Я" и " Н." может быть выражено через категории субъекта и объекта, в качестве двух необходимых первичных противопоставлений, содержащихся в акте самосознания и мыслимых только по отношению друг к другу. Как субъект не может мыслиться без объекта, так и объект немыслим без субъекта. Дальнейшее развитие этого взаимоотношения (" Я" и " Н.") осуществляется у Фихте через категорию взаимодействия, выражающую взаимное определение ими друг друга. Так формулируется третье основоположение фихтеанского наукоучения: " Я" противополагает в " Я" делимому " Я" делимое " Н.", из которого следует затем разделение всего наукоучения на практическое и теоретическое. Так как " Я" и " Н." оба полагаются в " Я" и через " Я", как ограниченные друг другом, то соответственно их объединение предполагает их одновременное взаимное ограничение, в котором с необходимостью содержатся два действия: 1) либо " Я" определено " Н." и между ними складывается причинное отношение основания и " Я" оказывается теоретическим; 2) либо " Н." определено " Я" и между ними складывается причинное отношение цели и действия, а " Я" оказывается практическим. Соответственно, системы теоретического и практического наукоучения становятся двумя координированными рядами, образующими связанное целое, в котором реальность " Н." может быть уяснена только из теоретического " Я", а необходимость последнего — из практического " Я". Таким образом, Фихте преодолевает кантовский дуализм и обосновывает единство теоретического и практического " Я", показывая основополагающую роль практически-деятельностного отношения к миру. Т.Г. Румянцева Данная страница нарушает авторские права? |