Критерии наблюдения
| Результаты наблюдения
|
|
I. Замысел игры, постановка игровых целей и задач
|
|
Как возникает замысел игры (определяется игровой средой, предложением сверстника, возникает по инициативе самого ребенка и т.д.).
| Замысел игры возникает чаще всего по предложению сверстников. Они являются инициаторами.
|
|
Обсуждает ли замысел игры с партнерами, учитывает ли их точку зрения
| Обсуждает, но только при напоминании воспитателем, чаще всего не учитывает.
|
|
Насколько устойчив замысел игры. Видит ли ребенок перспективу игры
| Замысел устойчив, она видит, как может развиваться игра в будущем.
|
|
Статичен ли замысел или развивается по ходу игры. Насколько часто наблюдается импровизация в игре
| Замысел развивается по ходу игры, импровизация встречается часто.
|
|
Умеет ли сформулировать игровую цель, игровую задачу словесно и предложить ее другим детям
| Ульяна иногда пытается предложить игру, но понимают ее не сразу.
|
|
II. Содержание игры
|
|
Что составляет основное содержание игры (действия с предметами, бытовые или общественные взаимоотношения между людьми).
| Основное содержание игры- это взаимоотношение между людьми.
|
|
Насколько разнообразно содержание игры. Как часто повторяются игры с одинаковым содержанием. Каково соотношение предметных, бытовых игр, отражающих общественные отношения
| Игры часто повторяют содержание друг друга. Чаще всего это сюжетно-ролевая игра «Дочки- матери».
|
|
III. Сюжет игры
|
|
Насколько разнообразны сюжеты игр (указать названия и количество)
| 1. Чаще всего «Дочки- матери» 2. «Поход в гости к подруге»3. «Повар»
4. «Строители»5. «Портной».
|
|
Какова устойчивость сюжета игры (т.е. насколько ребенок следует одному сюжету)
| Ребенок чаще всего смешивает сюжеты различных игр.
|
|
Сколько событий ребенок объединяет в один сюжет
| Сразу несколько(3-4 события).
|
|
Насколько развернут сюжет. Представляет ли цепочку событий или ребенок является участником нескольких событий, включенных в один в сюжет
| Ребенок является участником нескольких событий, которые включены в один сюжет.
|
|
Как проявляется умение совместно строить и творчески развивать сюжет игры
| Ульяна часто спорит с другими участниками по поводу развитию сюжета.
|
|
Каковы источники сюжетов игры (кинофильмы, книги, наблюдения, рассказы взрослых и т.д.).
| Источниками игр чаще всего являются наблюдения и рассказы взрослых.
|
|
IV. Выполнение роли и взаимодействие детей в игре
|
|
Обозначает ли выполняемую роль словом и когда (до игры или во время игры)
| Обозначает свою роль словом до начала игры «я младшая сестра», но во время игры не употребляет.
|
|
Какие средства использует для взаимодействия с партнером по игре (ролевая речь, предметные действия, мимика и пантомимика).
| Для взаимодействия с другими участниками использует ролевую речь, мимике.
|
|
Каковы отличительные особенности ролевого диалога (степень развернутости: отдельные реплики, фразы, длительность ролевого диалога, направленность к игрушке, реальному или воображаемому партнеру).
| Ролевой диалог происходит при помощи отдельных коротких реплик, обращенных к реальному партнеру по игре.
|
|
Передает ли и каким образом характерные особенности персонажа
| Особенности персонажа не передает.
|
|
Как участвует в распределении ролей. Кто руководит распределением ролей. Какие роли чаще исполняет: главные или второстепенные. Как относится к необходимости выполнять второстепенные роли
| В распределение ролей участвует, выбирает чаще всего второстепенные роли.
|
|
Что предпочитает ребенок: играть один или входить в игровое объединение. Дать характеристику этого объединения: численность, устойчивость и характер взаимоотношений.
| Предпочитает входить в игровое определение, основа состоит из 3человек, которые предпочитают занимать главные роли.
|
|
Есть ли у ребенка любимые роли и сколько он может выполнять ролей в разных играх.
| Любимая роль- младшая дочь/сестра. Может выполнять 2 роли в одной и той же игре одновременно.
|
|
V. Игровые действия и игровые предметы
|
|
Использует ли ребенок в игре предметы-заместители и какие. По какому принципу ребенок выбирает предметы-заместители и преобразует их для использования в игре.
| Предметы-заместители использовать умеет, но не хочет ими пользоваться
(Листик куста с палочкой вместо бумаги и карандаша).
|
|
Дает ли словесное обозначение предметам-заместителям, насколько легко это делает
| Предметам-заместителям легко дает названия заменяемого предмета.
|
|
Кто является инициатором выбора предмета-заместителя: сам ребенок или взрослый. Предлагает ли свой вариант замещения партнеру
| Инициатором в использование предмета-заместителя является взрослый, партнеру по игре использовать предмет не предлагает.
|
|
Использует ли в игре образные игрушки и как часто. Есть ли у ребенка любимые игрушки
| Образные игрушки не использует, любимая игрушка- кухня.
|
|
Характеристика игровых действий: степень обобщенности, развернутости, разнообразия, адекватности, согласованности своих действий с действиями партнера по игре. Какова роль слова в осуществлении игровых действий
| Игры достаточно разнообразны, дети во время них не ссорятся. Но иногда забывают согласовывать свои действия. Словом обозначают свои действия на данный момент.
|
|
Как воспринимает воображаемую ситуацию, понимает ли ее условность, играет ли с воображаемыми предметами
| Воображаемую ситуацию воспринимает спокойно. С воображаемыми предметами почти не играет.
|
|
VI. Игровые правила
|
|
Выполняют ли правила функцию регулятора игры. Сознается ли правило ребенком.
| Да, выполняют. Правила создаются ребенком.
|
|
Как соотносит ребенок выполнение правила со взятой на себя ролью
| Ребенок может нарушить правила, если считает, что его роль сильно ограничена правилами.
|
|
Следит ли за выполнением правил другими детьми. Как реагирует на нарушение правил партнерами по игре
| За соблюдение правил другими детьми и реагирует очень эмоционально. Зовет взрослого, рассказывает всем вокруг.
|
|
Как относится к замечаниям партнера по игре по поводу выполнения им правил
| Чаще всего игнорирует обращенные к ней слова.
|
|
VII. Достижение результата игры
|
|
Как соотносится первоначальный замысел и его реализация в игре.
| План сильно меняется по ходу игры. Изначально игра в «Школу» может перейти в строительную игру.
|
|
Соотносит ли ребенок свой замысел с достигнутым результатом
| Да.
|
|
Какими средствами достигается реализация замысла.
|
|
|
VIII. Особенности конфликтов в игре
|
|
По поводу чего чаще всего возникают конфликты (распределение ролей, выполнение правил, обладание игрушкой и т.д.).
| Выполнение правил во время игры.
|
|
Каковы способы разрешения конфликтов
| Обсуждение.
|
|
IX. Игровая среда
|
|
Готовит ли игровую среду заранее или подбирает предметы по ходу игры
| Подбирает предметы по ходу действия.
|
|
Использует ли предложенную игровую среду (оборудование игрового уголка)
| Да, использует.
|
|
X. Роль взрослого в руководстве игрой
|
|
Обращается ли ребенок к взрослому в процессе игры и по поводу чего. Как часто обращается
| Обращается часто. По поводу взаимоотношений внутри игры.
|
|
Предлагает ли взрослому принять участие в игре.
| Да, чаще всего предлагает. (Предлагает стать мамой в игре «Дочки- матери».
|
|