Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И церковное право ху-хуп ВВ.
В XV в. церковь была важным фактором в процессе объединения русских земель вокруг Москвы и укрепления централизованного государства. В новой системе власти она заняла соответствующее место. Сложилась система органов церковного управления — епископаты, епархии, приходы. С 1589 г. в России было учреждено патриаршество, что усилило притязания церкви на политическую власть. Они вылились в конфликты патриарха Никона с царем Алексеем Михайловичем, а на более широком уровне — в раскол, столкновение старых и новых политических позиций церкви. Высший церковный орган — «Освященный Собор» — в полном составе входил в «верхнюю палату» Земского собора. Духовенство как особое сословие наделялось рядом привилегий и льгот: освобождением от податей, телесных наказаний и повинностей. Церковь в лице своих организаций являлась субъектом земельной собственности, вокруг которой уже с XVI в. разго- релась серьезная борьба. С этой собственностью было связано большое число людей—управляющих, крестьян, холопов, проживающих на церковных землях. Все они подпадали под юрисдикцию церковных властей. До принятия Соборного Уложения 1649 г. все дела, относящиеся к ним, рассматривались на основании канонического права и в церковном суде. Под эту же юрисдикцию подпадали дела о преступлениях против нравственности, бракоразводные дела, субъектами которых могли быть представители любых социальных групп. Власть патриарха опиралась на подчиненных церковным организациям людей, особый статус монастырей, являвшихся крупными землевладельцами, на участие представителей церкви в сословно-представительных органах власти и управления. Церковные приказы, ведавшие в опросами управления церковным хозяйством и людьми, составляли бюрократическую основу этой власти. Свою судебную власть церковь осуществляла через суды епископов, своих наместников и монастырские суды во главе с игуменом. Епископ назначался митрополитом или государем. В конце XV в. место духовных судей начинают занимать чиновники — архирейские и митрополичьи бояре, наместники и дьяки. Мелкие дела рассматривали десятинники. Юрисдикция церковного суда распространялась на духовенство, церковных крестьян и монашество. Все дела, рассматриваемые духовными судами, делились на церковные и светские. В число первых включались «греховные» дела и рассматривались они епископом с архимандритами и игуменами без участия митрополичьих бояр, т. е. светских чиновников. Суд вершился на основании Новокано-на, церковных правил. Светским судам прямо запрещалось вторгаться в эту сферу, что подтверждали судебники и Сто-глав(сборник постановлений церковного Собора 1551 г.), за исключением наиболее тяжких уголовных правонарушений. К светским делам относились гражданские и малозначительные уголовные дела духовных лиц, а также споры, связанные с семейным правом. Суд вершили светительские бояре и десятинники, поповские старосты и целовальники, избранные населением. Из подсудности духовному суду постепенно был изъят
|