Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государство и право в период перехода к буржуазной монархии 275
брания, если оно «не соответствовало общим государственным пользам и нуждам»либо «нарушало интересы местного населения». В 1892 г. было принято новое «Городовое положение». Если прежде к выборам в органы городского самоуправления допускались практически все плательщики налогов, то согласно новому закону в число выборщиков могли попасть только лица с определенным имущественным цензом (в зависимости от ценности принадлежащего им имущества). Вынужденное под угрозой революционной ситуации провести в 60—80-е гг. ряд буржуазных по своему характеру реформ, правительство в 80—90-е гг. наносит удар почти по всем вновь возникшим институтам и принципам. Эпоха контрреформ сделала существенный сдвиг «впра-во»по всем направлениям социального, политического и государственного развития России. 41. РАЗВИТИЕ ПРАВА В УСЛОВИЯХ «НЕОАБСОЛЮТИЗМА» На основе материалов кодификаций, проведенных в дореформенный, период были изданы второе и третье Полное собрание законов. В него вошла значительная часть нового пореформенного законодательства. Новеллы были включены и в Свод законов. Десятый том Свода пополнился Судебными уставами. По- • ложением о земских начальниках. Временными правилами о волостном суде и другими актами и нормами. В ограниченном виде применялись нормы обычного права: в крестьянских волостных судах, в некоторых областях торгово-промышленной деятельности. Применение обычая в случаях неурегулированности правом стало правилом, однако оно не должно было противоречить существующему законодательству. Наиболее важные законодательные акты не могли вступить в силу без санкции императора. Тем не менее законодательная деятельность резко активизировалась. С 1863 г. под контролем Сената издается периодическое Собрание узако- 276 VI. нений и распоряжений правительства. В него входили уставы акционерных обществ, кредитных обществ, постановления министров и сенатская практика. Толкование законов и решение юридических коллизий находилось в ведении Сената. Разъяснения Сената стали обязательными для юридической практики. Отдельные постановления Сената, утвержденные императором, приобретали статус законов. Правовое регулирование экономики осуществлялось набором правовых норм из различных отраслей права. В пореформенный период в России происходил быстрый рост организационно-правовых форм экономической деятельности. Предприниматели группировались в разнообразные общества: в 1866 г. было создано Русское техническое общество, в 1867 г. — Общество для содействия развитию русской промышленности. В 1870 г. в Петербурге состоялся торгово-промышленный съезд с участием представителей правительства. В 70—80-е гг. проходит ряд отраслевых съездов, на которых согласовывались вопросы экономической политики, проводимой правительством, предпринимателями и финансистами. На съездах избирались постоянно действующие руководящие органы — советы съездор. Нормирование производства и сбыта, осуществлявшееся правительством совместно с частными (и смешанными) предприятиями, отразило развитие государственно-монополистических тенденций. В праве окончательно сформировалось понятие юридического лица. Вначале оно применялось к государству, монастырям, учебным заведениям. Развитие товарно-денежных отношений выдвинуло на первый план купеческие, промышленные организации, товарищества, акционерные общества. Правоспособность юридических лиц определялась в соответствии с целями их деятельности (соответствие мог устанавливать Сенат, предписывающий санкции против нарушителей). Закон разделял все юридические лица на публичные, частные, соединения лиц, учреждения. Вещи по закону делились на движимые и недвижимые, родовые и благоприобретенные. (Особую группу недвижимости составляли заповедные и майоратные земли. Заповедные земли могли принадлежать только потомственным дворянам и иметь соответствующие размеры; они не отчуждались ни в какой форме, не облагались налогами, на них не
|