Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государство и право в переход от капитализма к социализму 415
ла; общества с исключительным участием государственного и кооперативного капиталов; общества, где доля государственного и кооперативного капиталов составляла не менее половины всего уставного капитала. Специально образованная в 1924 г. комиссия по пересмотру акционерного законодательства определила, что смешанные акционерные общества по методам работы, организации и составу капитала близки к частно-правовым организациям, но к ним можно применить льготы, касающиеся государственных предприятий. Государственное имущество могло поступать в фонд смешанных акционерных обществ либо на правах владения, либо на правах аренды. В 1927 г. было принято специальное «Положение об акционерных обществах», в котором определялись цели акционерных обществ: не формирование капитала, а хозяйствен- ^ ная деятельность, для которой наиболее подходила проверенная временем форма паевого товарищества. Принцип безличности акций в таких объединениях заменен определенно личностными отношениями, их акции не котируются на бирже, не переходят из рук в руки в виде товара, а играют. роль вкладов, связанных с конкретным вкладчиком. Вполне объективная причина — усиление обобществленного сектора хозяйства — вызвала необходимость пересмотра основных принципов и практики акционирования и решила его судьбу. Чтобы вписаться в изменившиеся хозяйствен-дые условия, эта форма должна была существенно трансформироваться. Автономные принципы акционирования уже не устраивали ни законодателя, ни практику. В Положении 1927 г. все акционерные общества стали делиться на государственные, смешанные и частные. При этом на государственные акционерные общества стали распространяться все положения о государственных предприятиях. В целом же акционерная форма вскоре была признана неприемлемой для госпредприятий. Она вытесняется из обобществленного сектора, а затем и из народного хозяйства. Синдикаты как особая форма организаций государственной промышленности возникли почти одновременно с трестами. Образуясь в значительной мере стихийно, по инициативе самих трестов, эти организации в первый период появления воспринимались как частнохозяйственные (по своим IX. методам работы) объединения. О единой синдикатской форме говорить в тот период не приходилось. Невыясненными оставались и формы внутрисиндикатских отношений (между трестами, входящими в синдикат): здесь применялись аналогии с договором комиссии, торговыми или кредитными соглашениями и пр. Появлявшиеся синдикаты, созданные для координации и организации работы трестов на рынке, стали проявлять «главкистские» тенденции по отношению к трестам. Чтобы ограничить централизаторские устремления синдикатов, ВСНХ попытался сократить их численность, однако с 1924 г. эта политика изменилась. Быстро усиливавшийся товарный оборот стал решающим фактором, который способствовал утверждению синдикатской формы. Ее развитие шло двумя путями: по пути создания в своей отрасли единого треста (супертреста) либо по пути формирования торговых органов, дополнявших структуру треста. С организационной точки зрения в синдикатской форме выделялось три типа объединений, сложившихся на практике: синдикаты с преобладанием торговой функции (Текстильный, Пшеничный, Табачный и пр.); синдикаты с преобладанием регулятивной функции (Бюро крахмально-паточной промышленности, Совет съездов основной химической промышленности и др.); принудительные синдикатские образования с преобладающей производственно-регулятивной функцией (Солесиндикат, Нефтяной, Угольный и др.). По функциям и способу возникновения синдикатские объединения также носили двойственный характер: с одной стороны, они были соглашениями трестов, направленными на облегчение их коммерческой и производственной деятельности, с другой — монопольными организациями в данной отрасли промышленности, регулирующим аппаратом в руках вышестоящих хозорганов. Новый этап синдикатского движения, начавшийся летом 1925 г., сопровождался в ряде случаев полной ликвидацией торговой деятельности трестов. Вновь усилились «главкистские» устремления синдикатов. С юридической точки зрения, синдикатские объединения рассматривались то как паевое товарищество особого типа, то как акционерное общество. В целом правовые формы, в
|