Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государство и право в период государственно-партийного социализма 4Я
В конце 1948 г. впервые были проведены прямые выборы народных судов. В июле 1948 г. было издано Положение о дисциплинарной ответственности судей, по которому взыскание на них стали налагаться коллегиями по дисциплинарным делам при областных (краевых) судах и Верховных судах республик СССР, а не министрами и начальниками управлений юстиции, как было ранее. В мае 1955 г. принимается новое Положение о прокурорском надзоре в СССР, в котором подчеркивался принцип единообразия законности и иерархической подчиненности органов прокуратуры только Генеральному прокурору. Конкретизировались основные задачи и функции прокуратуры: общий надзор, надзор за дознанием и следствием и законностью судебных решений, за местами лишения свободы. В августе 1954 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР в составе Верховных судов (союзных и автономных) республик и краевых (областных) судов были образованы президиумы, которым было предоставлено право пересмотра в порядке надзора приговоров, решений и кассационных определений по протестам прокуроров и председателей судов (верховных, республиканских, областных, краевых). Тогда же были упразднены управления юстиции при областных (краевых) Советах и часть их функций передана соответствующим судам: проводить ревизии судов, осуществлять руководство государственными нотариальными конторами. Усиление судебной власти сопровождалось ликвидацией некоторых ее звеньев; так, в феврале 1957 г. были упразднены особые транспортные суды, подсудные им дела переданы общим судебным инстанциям. В феврале 1957 г. Верховный Совет СССР принял новое Положение о Верховном суде СССР, расширявшее надзорные права республиканских судов (Верховный суд СССР мог истребовать в порядке надзора только дела, уже рассмотренные Верховным судом союзной республики и лишь в случае нарушения этим судом общесоюзного законодательства или прав других союзных республик). Последней судебной инстанцией становились фактически суды союзных республик, и судебная союзная централизация заметно ослабевала. Верховный суд СССР сосредоточился на работе по обобщению судебной практики. В декабре 1958 г. Верховный Совет СССР принял Основы 16-607 482 X. законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик. Основы упразднили участковую систему народных судов, заменив ее единым районным или городским судом, увеличивая срок полномочий судей (с трех до пяти лет), предусматривалось образование пленумов и президиумов Верховных судов союзных республик, была декларирована отчетность народных судей перед избирателями, а вышестоящих судов — перед соответствующими Советами. Накопившиеся в послевоенное десятилетие изменения (о Совете Министров, о прокуратуре, о судебной системе, о расширении прав союзных республик и т. д.) нашли свое отражение в Конституции СССР и Конституции РСФСР. Тенденция к наметившейся децентрализации управления экономикой, демократизации государственного управления, идея «социалистической законности», практика реабилитации нашли отражение в решениях Двадцатого съезда КПСС (февраль 1956 г.), на котором был прочитан «секретный доклад» Хрущева, посвященный анализу феномена «культа личности». Последствия новой трактовки государственно-правовой истории СССР выразились в антисталинских и антисоветских выступлениях (осень 1956 г.) в Венгрии и Польше, направленных на отрыв от «социалистического лагеря». Решения съезда дали идеологическое обоснование политике экономической децентрализации и «коллективного руководства» страной. На июньском пленуме ЦК КПСС 1956 г. было принято постановление «О преодолении культа личности и его последствий», более радикальное, чем «секретный доклад» Хрущева. Однако события в Венгрии и Польше вызвали консервативную реакцию в руководстве СССР. В декабре 1956 г. создается новый планирующий орган — Государственная комиссия по экономике, координирующая разработку ближайших планов, за Госпланом оставалось долгосрочное планирование. Проектировалась ликвидация промышленных министерств, сокращение и децентрализация многочисленных центральных ведомств. В мае 1957 г. ликвидируется ряд промышленных министерств и вместо них начинается создание территориальных совнархозов. Хрущев начинает экономическую политику децентрализации, которая вызвала сопротивление консервативной оппозиции. В июне 1957 г. на Президиуме ЦК был йсударство и право в период государственно-партийного социализма '483 поставлен вопрос о его отставке, но на заседании ЦК позиция Хрущева получила поддержку. Фракционеры были исключены из Президиума, в марте 1958 г. Хрущев занимает (наряду с должностью генсека) пост главы государства. В 1957—59 гг. проходит ряд административных реформ и кампаний: было создано около сотни региональных совнархозов, ликвидированы МТС (техника передана в собственность колхозов), произведено укрупнение колхозов (создавались «колхозные союзы»). Демократические преобразования коснулись трудовых отношений: отменялось введенное в 1940 г. прикрепление рабочих к предприятиям, удваивался размер пенсий, снимался пенсионный возраст, сокращалась продолжительность рабочей недели, удлиняется отпуск по беременности, отменялись обязательные государственные займы. После Двадцатого съезда партии проводилось массовое освобождение из лагерей политзаключенных и их реабилитация. В феврале 1957 г. были реабилитированы народности, депортированные в 1944—1945 гг. (чеченцы, ингуши, балкар-цы, карачаевцы, калмыки). В 1956—1958 гг. выборочно были реабилитированы некоторые партийные и военные руководители. В декабре 1958 г. были приняты Основы уголовного законодательства, на базе которых формировались кодексы союзных республик. Упразднялось понятие «враг народа», повышался возраст для привлечения к уголовной ответственности, судебные заседания становились открытыми. В 1958 г. период коллегиального руководства заканчивается. Экономические трудности привели к усилению авторитарных методов регулирования. В 1960 г. был принят закон, пытавшийся прикрепить «летунов» к постоянному месту работы. К обвиненным в экономических преступлениях с 1961 г. стала применяться смертная казнь. Весной 1962 г. начинается повышение цен на продукты питания. Одновременно продолжалась кампания разоблачения сталинизма, что было призвано отвлечь от актуальных политических и хозяйственных проблем. В октябре 1957 г. была разоблачена «антипартийная группа» консервативно настроенных партийных руководителей. В ноябре 1962 г. был создан ряд уступок противникам реформ: было сокращено число совнархозов, систему которых 16« должен был контролировать Совнархоз СССР, обеспечивающий выполнение государственного плана. Централизованная структура управления экономикой восстанавливалась с образованием в марте 1963 г. Высшего Совета народного хозяйства, координировавшего работу Госплана и Госстроя. В сентябре 1962 г. была проведена важная партийная реформа: все партийные организации были разделены на контролирующие промышленность и сельское хозяйство. Районные партийные организации тем самым упразднялись. Решение всех вопросов осуществлялось в «производственных зонах». Все эти реформы ставили под вопрос само существование многих партийных структур, чем вызвали недовольство у партноменклатуры. В октябре 1964 г. Пленум ЦК КПСС освободил Хрущева от обязанностей Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР.
|