Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






СОФИОЛОГИЯ — учение о Софии Премудрости Божией русских религиозных философов 19—20 вв






СОФИОЛОГИЯ — учение о Софии Премудрости Божией русских религиозных философов 19—20 вв. Восходит к библейской книге Притчей Соломоновых (8.

l—36; 9. l—12), вбирает многие элементы гностициз­ма, каббалы, европейской мистики, в особенности не­мецкой. В С. тесно переплетаются начала теологии и философии в силу обращения к существенной для нее проблеме взаимоотношения Бога и мира, происхожде­ния несовершенного мира из совершенного Бога. В дог­матическом плане С. представляет собой весьма спор­ную концепцию, особенно относительно тринитарного догмата, что вызывало достаточно напряженные дис­куссии в православных теологических кругах, особенно в 1930-е. Идеи С. развивали в русской философии В. Со­ловьёв, Булгаков, Флоренский, Карсавин и др. Проблема Софии становится центральной в миросозерцании Со­ловьёва, связывая все его как философское, так и поэти­ческое творчество и выражая, в конечном счете, наибо­лее существенные элементы философии всеединства (" София", " Чтения о Богочеловечестве", поэма " Три свидания" и др.). С трудом уходя от гностических мифо­логем, Соловьёв постоянно уточнял свои софиологические идеи, неоднозначность которых вызвала в последу­ющем самые различные интерпретации. Чаще всего у Соловьёва отмечается посредствующий характер Со­фии, отнесенной в разных аспектах и к Божественному, и к тварному миру. В самом Абсолюте София — второй полюс, непосредственная возможность бытия, первая материя, в мире это тело Богочеловека Иисуса Христа, собирающего в единый богочеловеческий организм все человечество. София в этом смысле является идеаль­ным человечеством, социальным идеалом, определяю­щим цель и направленность исторического процесса как процесса Богочеловеческого. В " Смысле любви" Соло­вьёва София предстает в аспекте Вечной женственнос­ти, достаточно двусмысленной идеи, поскольку так и остается неясным, есть ли София нетварное женское на­чало в лоне самого Божества, или это тварное начало, приобретающее образ Божий. Вечная женственность, согласно Соловьёву, совершенная для Бога, должна реа­лизоваться и воплотиться в многообразии форм и степе­ней как " живое духовное существо" для человечества. Концепция Вечной женственности оказала значитель­ное влияние на творчестве русских поэтов-символистов. Критически перерабатывая учение Соловьёва, Е.Н.Тру­бецкой (" Миросозерцание Вл. С. Соловьёва", " Смысл жизни") относит Софию только к области трансцен­дентного, отвергая ее раздвоение на тварную и нетварную и связывая прежде всего с вопросом о свободе во­ли человека. София — не посредница между Богом и миром, а творческий замысел Божий о мире, который есть и его цель, живая творческая сила, по отношению к которой каждый волен самоопределиться. Отказываясь быть сотрудником Софии, человек отсекает себя от пол-

ноты бытия. Для Флоренского (" Столп и утверждение Истины") София — не метафизическая сущность, логи­чески определяемая, но религиозная реальность, пости­гаемая интуитивно. В самом широком понимании Со­фия — это тварное бытие с точки зрения божественно­го замысла о нем, субстантивированный образ, который реально может быть представлен в виде софийной ие­рархии восхождения к Богочеловеку. В наиболее систе­матической форме С. представлена у Булгакова (" Фило­софия хозяйства", " Свет невечерний", трилогия " О Бо­гочеловечестве"). Булгаков рассматривает Софию как соединяюще-разъединяющее, посредствующее между Богом и миром начало, имеющее ипостасную природу. В обращении к Богу София есть его образ, идея, имя. В отношении к миру — вечная основа мира, горний мир умопостигаемых вечных идей. В поздних трудах Булга­ков постулирует существование тварной Софии, вос­производя во многом гностические идеи, за что в свое время он критиковал Соловьёва. Философско-историческую интерпретацию С., где личность Софии как всеединая тварно-человеческая личность мыслится в каче­стве потенции становления твари, а история человечест­ва выступает тем самым в качестве индивидуации выс­шей всеединой души, дает Карсавин (" Философия исто­рии"). Неразвернутая модель интерпретации С. в духе имеславия и символизма представлена Лосевым. (См. также София.)

Г.Я. Миненков


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал