Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 28. Панорама музыкального искусства первой половины ХХ века.
В ХХ в. композиторское творчество отличается небывалым разнообразием и пестротой стилевых течений. Завершается линия романтизма. Развиваются и достигают своих вершин импрессионизм (Дебюсси, Равель), веризм (Масканьи, Леонкавалло, Пуччини), экспрессионизм (Малер, Р.Штраус, нововенцы), неоклассицизм (Респиги, Казелла, Стравинский, Хиндемит), русский символизм (Скрябин), нефольклоризм (Барток, де Фалья и др.) Экспрессионизм. У истоков экспрессионизма – объединения молодых немецких художников – дрезденская группа «Мост» (1905) и мюнхенская «Синий всадник» (1911). Шёнберг также занимался живописью. Expressio – выражение: а) Трагическое мироощущение европейской интеллигенции в преддверие мировых катаклизмов. б) В центре – болезненные, иррациональные состояния души, порождённые страхом и отчаянием. в) Беспощадный показ негативных сторон действительности, гуманистическая идея сострадания к «униженным и оскорблённым». Отдельные проявления экспрессионизма – у Р.Штрауса («Саломея», «Электра»), Г.Малера (последние симфонии), Хиндемита (опера «Убийца – надежда женщин»), Возник на культурной почве Вены в недрах позднего романтизма, унаследовав от него и усилив свойственные ему субъективность высказывания, стремление проникнуть в психологические тайники сознания. Музыкальный экспрессионизм миновал период т.н. свободной атональности (1908-1923) и вступил в период додекафонии, которая стала главным итогом композиционных исканий Шёнберга и его учеников.
Вначале для образной сферы экспрессионизма ведущими темами были предчувствие и ожидание катастрофы, страх, душевная боль и страдание, аналогии которых можно найти в романах Ф.Кафки или у поэтов, к которым обращались композиторы-экспрессионисты: С.Георге, Р.Демеля, Г.Тракля, А.Жиро. Позднее, в 20-30-е годы, экспрессионизм раскрывает следующие темы: 1. тему «социального сострадания» («Воццек» А.Берга) 2. высокой трагической скорби (Скрипичный концерт А.Берга) 3. философскую тему действенности слова и образа («Моисей и Аарон» Шёнберга) 4. даёт примеры тонкой «герметичной» лирики (А.Веберн) 5. обнаруживает социальные, антитиранические мотивы и протест против насилия («Уцелевший из Варшавы», «Ода Наполеону» Шёнберга) Экспрессионистские тенденции получили продолжение в разных стилях и индивидуальных манерах: Хиндемит, Барток, Шостакович, Онеггер, Малипьеро, Даллапиккола, Мийо, Бриттен, а додекафония, как техника письма, стала одной из распространённых техник композиции и вне сферы экспрессионистского художественного направления.
Неоклассицизм - полярная противоположность экспрессионизму. Это – подчёркнутая объективность высказывания, «внеличностность», эмоциональная «переохлаждённость». Предпосылки неоклассицизма – в творчестве Брамса, Регера, Франка, Сен-Санса, позднего Дебюсси и Равеля. Неоклассицизм стремился найти устойчивые эстетические и этические ориентиры: утверждение идеи эстетического «порядка», гармонии мироздания и человеческого духа, культ ясности выражения. Подобные идеалы приверженцы неоклассицизма видели в искусстве прошлых эпох. Задача – не имитировать высокие образцы, но, ориентируясь на них, идти вперёд и решать проблемы современности. Основная черта неоклассицизма – обращение к эпохам классицизма и барокко, минуя романтизм. Так, типичные формулы старинной музыки (ритмические, мотивные, риторические и т.д.) вводятся в контекст своего стиля, перерабатываются, адаптируются. Использование элементов «чужого» стиля вносит момент «отстранения» личного начала, создаёт временной диалог современности и прошлого. Неоклассицизм в разных культурах имел определённый смысл возрождения традиций национальных мастеров: во Франции – Люлли, клавесинистов, инструментализма 17-18 вв.; в Италии – Вивальди, Корелли, Скарлатти; в Германии – Баха, Генделя, Шютца; в Испании – Моралеса, Виттория; в Англии – вёрджиналистов и Пёрселла. Неоклассицизм пережил пору расцвета в 20-30-е гг., но всё время изменялся. Смысл приставки «нео» колебался между «возвратом» и «новое». Через неоклассицизм композиторы шли к утверждению новой классики – классики 20 века. Таков путь Хиндемита, Бартока, Малипьеро, Де Фальи, Бриттена, Пуленка.
«Новый динамизм» во Франции и «новая деловитость» в Германии – ещё один серьёзный оппонент позднему романтизму. «Довольно облаков, туманностей, аквариумов, ундин, ароматов ночи – нам нужна музыка земная, музыка повседневности» - так словами Жана Кокто в манифесте 1918 года «Петух и Арлекин» сформулировало свои требования это течение, борясь с импрессионизмом, вагнеровскими влияниями и опасностями «русского лабиринта». Позитивная программ «нового динамизма» включала установку на ясность, рельефность мелодии, упрощение фактуры. Призыв – повернуться лицом к техническому прогрессу и отобразить его достижения. Обращаясь к новым сюжетам, композиторы хотели выйти из круга романтической тематики и соответствующих ей средств. Сочинения 10-20-х гг. – балет Сати «Парад», коллективный балет «Французской шестерки» - «Новобрачные на Эйфелевой башне»; мюзик-холльные балеты Мийо «Бык на крыше», «Голубой экспресс», фортепианный цикл Пуленка «Прогулки», симфоническая пьеса Онеггера «Пасифик 231», фортепианная сюита Хиндемита «1922». В них музыка отражает новую природу движения, воспроизводит индустриальные шумы, иронизирует, играя цитатами из Оффенбаха, Моцарта, Вагнера, Дебюсси, воспроизводит новые бытовые танцы – фокстрот, шимми, регтайм, кек-уок. Позднее, в творчестве Онеггера, Мийо, Пуленка, Хиндемита крайности «нового динамизма» сглаживаются и это течение вливается в общее русло современной музыки.
Неофольклоризм более типичен для малых стран центральной Европы – Венгрии, Польши, Чехии, Словакии, Румынии, Болгарии и др. Суть этого течения – использование, а в ряде случаев и открытие, древнейших слоев фольклора (прежде всего обрядового) и фольклора географически труднодоступных, глухих уголков, а главное, то, что народный музыкальный материал не подчиняется мажоро-минору и другим принципам европейской профессиональной музыки: из самого материала выводятся новые принципы – голосоведения, фактуры, инструментализма и т.д., причем цитирование, бывшее ранее нормой, уступает место свободному комбинированию фольклорных элементов. Отсюда и само название направления, включающее приставку «нео», которая указывает на качественную новизну течения по сравнению с предшествующей эпохой романтизма.
|