Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 37. Творчество О.Мессиана.
Оливье Мессиан (1909-1992) – французский композитор, органист, педагог. Сын поэтессы Сесиль Соваж. В 1930 - окончил Парижскую консерваторию, где занимался у П.Дюка (композиция), М.Эммануэля (история музыки), М.Дюпре (орган). С начала 30-хгг. – органист собора Ла-Трините в Париже. С 1936 - преподавал гармонию. В 1936 – создал творческое объединение " Молодая Франция" вместе с А.Жоливе, И.Ведрие, Даниэль-Лесюром. В годы 2-й мировой войны был мобилизован. " Квартет на конец времени", созданный в 1940-1941гг. в лагере для военнопленных. С 1942 – профессор Парижской консерватории. С конца 40-х гг. проводит семинары, читает лекции в других странах. Мессиан – одна из противоречивых фигур во Французской музыке. На творчество композитора большое влияние оказала эстетика символизма с ее религиозной экзальтацией, культом Христа. Творчество Мессиана пронизано теолого-мистическими идеями, многие его сочинения связаны с религиозной тематикой. Однако некоторые из них лишены церковного мистицизма, они превращаются в своеобразные оды Вселенной, гимны природе. Идейно-этическая направленность творчества Мессиана, его художественные искания нашли отражении в таких произведениях как органная сюита «Рождество Господне» (1935), фортепианный цикл «20 взглядов на младенца Иисусуа Христа» (1944), оркестрово-хоровое сочинение «Три маленькие литургии божественного присутствия» (1944), оратория «Преображение Господа нашего» (1969), опера «Франциск Асизский» и др. Мессиан, проповедуя вдохновение, «божественное происхождение» музыки, в своих сочинениях прибегает к определенным расчетам. Абстрактно-теоретические схемы нередко поглощают мелодию. Мессиан использует сложные ладовые структуры и ритмические системы. Свои творческие искания он обосновывает теоретически. Раскрытию новейших технических приемов посвящен трактат «Техника моего музыкального языка» (1944). Мессиан сформулировал теорию семи так называемых ладов ограниченной транспозиции. Он вводит также новое понятие полимодальность, т.е. одновременное использование различных ладов. Основой музыки Мессиана, и ее аккордово-сонорных конструкций, а также мелодии, является один или несколько параллельно наложенных или последовательно проведенных «ладов ограниченной транспозиции». Многие мелодии в его сочинениях складываются из движений цепочек аккордов, имеющих характерную ладовую окраску. В произведениях Мессиана часты реминисценции григорианского хорала, он использует ладовые системы арабской, индийской, японской, полинезийской музыки. Огромное значение придает Мессиан ритмической организации звукового материала, в драматургии метро-ритма он видит основу формообразования. Мессиан изучал ритмы старинной индийской музыки, создал собственный ритмический словарь на базе формул «Дечиталас» – «Ритмические этюды» для фортепиано, систематизированных индийским музыкальным исследователем XIII века Чарнгадева. Мессиан ратует за аметрическую музыку, т.е. музыку со свободной (не скованной регулярностью тактового акцента), метрикой. Он применяет также симультанный принцип, т.е. одновременное использование ряда неоднородных ритмических формул, при этом возникают различные виды полиритмии и полиметрии. Композитор редко обращается к классическим формам (в частности, сонатному аллегро), разработке он предпочитает варьирование. У Мессиана преобладают монументальные статичные формы (пристрастие к многочастным циклам), в наибольшей мере соответствующие идейно-образному содержанию его музыки (тяга к идеальному, надземному, неподвижно-парящему). Искусство Мессиана, связанное главным образом с религиозной тематикой, лишено жанровости, драматического лиризма, действенной героики. Исключение – пьесы виртуозно-колористического характера, построенные на материале пения птиц различных стран. Мессиан более 40 лет записывал голоса птиц. Создал систему трансформации птичьего пения для инструментов с темперированным строем. Однако эти сочинения не лишены мистицизма, звукоподражание окрашивается в религиозные тона. Это «Каталог птиц» (7 тетрадей, 1956-1959), «Экзотические птицы» (1956) и др. Мессиан ведет также концертную деятельность (как органист и пианист), будучи ярчайшим интерпретатором собственных сочинений. Блестящий органист-импровизатор, он внес много нового в область церковной музыки. Мессиан часто играет в дуэте с Ивонной Лорио – лучшей и постоянной исполнительницей его фортепианных произведений. Мессиану-критику принадлежат статьи по различных вопросам, вплоть до проблем современной поэзии. Он является также автором текстов многих своих вокальных циклов. Среди учеников Мессиана: П.Булез, И.Лорио, Я.Ксенакис, К.Штокхаузен.
|