Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Политическое устройство и общественная жизнь Китайской Республики в 1930 гг.
Режим политической опеки в Китае внешне выглядел как диктатура Чан Кайши (формально сам он занимал около 70 постов в высшей иерархии). Однако власть Чан Кайши была откровенно слабой. Он вынужден был считаться с влиятельными генералами на периферии, зачастую не мог затронуть интересы какого-нибудь чиновника в столице, если у того были сильные родственные связи в какой-либо провинции. Клановость, семейственность, местничество, коррупция, неэффективность госаппарата — все это было характерно для нового режима. В мае 1931 г. принимается «Временная конституция Китайской республики на период политической опеки». Китай разделили на 28 провинций и 2 национальных района (Тибет и Внутренняя Монголия). В каждом регионе действовало свое правительство — реально власть находилась в руках командующих войсками. Очень часто случалось, что интересы центральных структур правительства приходили в столкновение с интересами местных властей. После серии инцидентов (1928—1930) Чан Кайши пришлось уступить — в Манчжурии, Пекине и на Юге власть была передана в руки местных генералов. Гоминьдан вовсе не стремился кардинально изменить систему управления, в рамках которой государство является верховным собственником и высшим субъектом власти. Мало того, Чан Кайши пытался усилить роль государства. Он национализировал крупнейшие банки и через них установил экономический контроль. В 1931 г. был создан Национальный экономический совет и принят «6-летний план». Главные задачи плана сводились к созданию инфраструктуры и налаживанию производства экспортной продукции (цветные и редкие металлы, шелк, тунговое масло, соя). Почти половина бюджета ежегодно уходила на стимулирование государственного сектора экономики. Одним из направлений политики Гоминьдана было поощрение переселения в малонаселенные районы — Синцзян, Шэньси, Ганьсу, Маньчжурию. В Маньчжурию массовая эмиграция китайцев началась еще в 1923 г. А в 1928 г. был принят специальный «6-летний план колонизации Северо-Запада и Северо-Востока», в котором предусмот-ривались льготы для китайских крестьян-переселенцев. Проводимая с конца 1920-х гг. миграционная политика быстро меняла ситуацию в колонизируемых районах, хотя и вызывала напряженные отношения приезжих с местными жителями. В той же Маньчжурии в 1930-е гг. население составляло около 30 млн. человек, из них 95% были китайцами. Так что коренные маньчжуры быстро растворились в этом людском океане. Правительство практиковало традиционную для Китая опеку над людьми. В 1929 г. были созданы официальные государственные профсоюзы. Фактически вся их деятельность контролировалась властями, вплоть до утверждения повесток профсоюзных собраний и выборов активистов. В 1930 г. принят закон «Об урегулировании конфликтов между трудом и капиталом». В соответствии с этим законом устанавливается минимум заработной платы, ограничивается продолжительность рабочего времени, рабочие получают право на забастовки, заключение коллективных договоров, участие в управлении предприятиями и получение доли прибыли. Были приняты и законы, гарантирующие право собственности, что должно было поощрить развитие частного предпринимательства. Еще в 1928 г. в Китае было запрещено употребление наркотиков, введены строгие наказания (вплоть до смертной казни) за распространение этого зелья. Постоянно пропагандировались официальные лозунги: «Пристойность, справедливость, честность, чувство собственного достоинства». Чан Кайши в своих выступлениях призывал к бережливости, скромности, опрятности («быть энергичным, подтянутым, стоять прямо, есть бесшумно» и т. п.). В Китае организовывались специальные кампании «За чистоту и порядок». Став христианином в 1931 г., Чан Кайши издает указы об ограничении развлечений, о запрете работы ночных ресторанов. С февраля 1932 г. в стране начинается «движение за новую жизнь», направлять которую призвана созданная в марте организация «синерубашечников». Ее основу составили воспитанники школы на острове Ванпу. В поисках примера для Китая Чан Кайши часто обращался то к опыту Германии и Японии, то к конфуцианству и христианству, то к марксизму, то к фашизму. В частности, у немцев он призывал заимствовать дисциплину, порядок, энергию, организаторские способности, у фашистов и коммунистов — диктаторские методы руководства, политику государственного обеспечения населения. На протяжении долгих лет Чан Кайши пытался бороться с неэффективностью бюрократии, коррупцией, клановостью, казнокрадством чиновников, но ему это не удавалось.
|