Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пробуждение жизни через позитивную живопись.






 

В феврале 2014 года появилась возможность провести мастер-класс позитивной живописи в Государственном Специальном Учебно-воспитательном общеобразовательном Учреждении для детей и подростков с девиантным поведением закрытого типа имени Н.А. Галлямова.

Пришло время реализовать себя как волонтер и способствовать раскрытию лучших качеств у подростка, развитию его позитивного мышления через творчество.

Прежде чем провести мастер-класс по позитивной живописи, нужно было познакомиться с целевой группой. Мы убедились, что такие подростки особенно нуждаются в арт-терапии.

Метод арт-терапии (мнение психолога Мерсияновой Анжелики-директора психологического центра " Bliss") позволяет каждому человеку творить свою жизнь в буквальном смысле слова: лепить счастье, рисовать печаль, писать о конфликтах и танцевать настроение. Реализовать свой потенциал и прийти в результате к гармонии с собой по силам каждому – для занятий арт-терапией не требуется специальной подготовки. Огромное преимущество арт-терапии заключается в свободе проявлений, высказываний и действий, которые люди чаще всего не позволяют себе в жизни.

Терапия искусством опирается на позиции психоанализа, согласно которым создаваемые нами художественные образы отражают процессы, протекающие в бессознательном. Этот символический язык позволяет свободно выражать свои страхи, желания, внутренние конфликты, воспоминания детства, нереализованные мечты. Заново переживая, мы получаем возможность исследовать их и экспериментировать с ними. С помощью искусства, глубинные переживания выражаются свободнее и легче, чем во время рациональной психотерапии. Они не вытесняются, а сублимируются (переводятся) в творчество. Возможно, поэтому нередко искусство оказывается единственным инструментом, проясняющим неосознаваемые чувства и переживания.

У тех, кто впервые сталкивается с арт-терапией, нередко возникает вопрос: чем отличаются эти занятия от уроков в театральной студии или литературной мастерской? Между арт-терапией и художественным творчеством существует четкая граница. Для участников психотерапевтических групп искусство не является самоцелью, оно лишь средство, которое помогает лучше понять себя. Эти занятия ориентированы не на результат, а прежде всего на процесс. На специальных же занятиях, например живописью или лепкой, все силы направляются на создание максимально совершенного произведения искусства. Одна из задач арт-терапии – помочь человеку узнать и научиться выражать собственные чувства, а артефакты, возникающие в ходе этого процесса, имеют лишь прикладное значение – служат материалом для анализа переживаний, их породивших.

Арт-терапия, по словам В.В. Макарова, полностью соответствует всевозрастающей потребности современного человека в мягком, экологическом подходе к его проблемам, неуспешности или неполной самореализации.

Назначение арт-терапии, утверждает В. Беккер-Глош, не в том, чтобы выявлять психические недостатки или нарушения. Напротив, она обращена к сильным сторонам личности, а также обладает удивительным свойством внутренней поддержки и восстановления целостности человека.

Исходя из вышесказанного, собственного опыта, опыта психологов, и серьезностью и глобальностью рассматриваемой проблемы, мы еще раз убедились в правильности нашего выбора. Воспитанники РСОШ нуждаются как в групповых так и в индивидуальных занятиях по живописи. (Приложение2)

Работа с детьми была начата с проведения двухдневного мастер-класса позитивной живописи.

Первый день был для всех особенным. День знакомства, открытий и новых впечатлений. Эмоциональная живопись, созданная детьми!

Дети - подростки рисовали пальцами масляными красками на картоне. Прекрасный способ освободиться от негативных переживаний, стресса и прочих печалей, заполняя всю поверхность картона цветом. Неспешность рисования помогает подростку с девиантным поведением привести в порядок мысли, заглянуть в себя, познать свое внутреннее состояние, снять свое мышечное напряжение, освободиться от внутреннего давления. Мы видели, как эмоционально реагировали подростки. Обстановка была накалена до предела. Мальчишки оказались в непривычной для себя обстановке. А один из них нервно высказал: " У меня ничего не получается - какая то мазня на картоне". Необходимо было оказать ему первую помощь. Очень важно помочь ребятам осознать, что они способны и талантливы. Мы продолжили занятие с помощью волшебного мастихина, откорректировав рисунки подростков. В итоге на занятии было представлено много ярких и невероятно искренних работ, выполненных в технике интуитивной живописи. Организовали выставку под названием " Яблочный вернисаж".

Такие мастер-классы оказывают психологическую помощь, дают детям осознание, что каждый из них – уникален и талантлив от природы. Раскрыть себя и выразить свои чувства через живопись могут даже те, кто впервые взялся за кисть. (Приложение3)

Второй день занятий живописью прошел спокойно, радостно и легко. Подростки совместно писали одну картину акриловыми красками на холсте. Было удивительно, что дети смогли подойти к этой задаче со всей серьезностью и энтузиазмом. Каждый нашел себе занятие, никто никому не мешал, занимался общем делом. Пейзаж получился невероятно красивым. (Приложение4)

После проведенного мастер-класса и увиденного результата руководством школы РСОШ было предложено проводить занятия позитивной живописи на постоянной основе в рамках дополнительного образования. Как педагогу позитивной живописи мне предложили съездить на стажировку в Москву. Возникла возможность рассказать о своем небольшом опыте и находках. Было предложено провести мастер-класс по солнечной живописи " Живи в ритме позитива". Данная техника применяется с разными целевыми группами, она направлена на раскрытие творческого потенциала, а также для физического и душевного исцеления.
Мы побывали на различных встречах, которые были полезны и интересны. Особенно впечатлили семинары, связанные с психологической стороной в сопровождении приёмных детей: " Профилактика эмоционального выгорания", «Трудное поведение приемного ребенка: причины и пути помощи», «Презентация программ подготовки к школе приемных детей и коррекции школьной дезадаптации для учеников начальной школы», «Коррекционно-развивающая и терапевтическая работа с приемными детьми в сенсорно-интегративном подходе». Особое внимание было уделено работе с детьми с особенностями развития, здоровья и поведения, а также вопросам семейного устройства детей и помощи приемным семьям. Несомненно, каждый семинар был уникален.

(Приложение5)

Городским центром образования для женщин, воспитывающих детей с особенностями развития в рамках проекта " В помощь маме «особого» ребенка» был создан клуб «Ты не одна!». Цель клуба – оказание взаимопомощи и поддержки людей с одинаковыми проблемами. Это то место, где мамы и папы детей-инвалидов могут получить любую консультацию, поддержку и просто пообщаться, отдохнуть, организовать совместную деятельность.

В рамках данного проекта мне было предложено провести мастер-класс по солнечной живописи для мам, воспитывающих детей с особенностями развития. Пять часов с восхищением и радостью они создавали Чудо - собственные картины! Они постигали секреты живописи, открывая мир, полный света и красок, дав свободу самовыражению, чувствам гармонии и душевного равновесия. (Приложение6)
Мероприятие проходило при информационной поддержке СМИ (газета «Казанские ведомости»)

После проведения этого мастер-класса мы, педагоги, еще больше укрепились во мнении, что позитивная живопись приносит пользу людям попавшим в сложную жизненную ситуацию.

Хотелось бы вновь обратиться к теме подростков. Понятие " трудный подросток" очень широкое. К этой категории, как правило, относят детей, с которыми трудно найти общий язык. Такие дети обычно эмоционально нестабильны, тревожны, они не всегда адекватно реагируют на возникающие трудности. Заботой педагога является оказание таким подросткам помощи в творческой реализации, развитии самостоятельного творческого мышления, тренировка повышенной чувствительности, развитие индивидуальности.

Со всеми этими проблемами мне пришлось столкнуться, работая в РСОШ. Мы увидели, что позитивная живопись способна исцелить детские раны, оказать положительное влияние на душевное состояние воспитанников. Но для работы с детьми необходимо были определенные условия. Пришла идея создать уютную дизайн-мастерскую, в выделенной для занятий комнате. Идея была поддержана руководством школы. Самым важным было то, что в оформлении дизайн мастерской принимали участие сами подростки. Они должны были создать себе условия для творческого и духовно-нравственного развития, организации полезного досуга, способствующего созданию благоприятной среды для развития личности ребенка и переживания им чувства успешности.

В первое время на занятиях приходилось сталкиваться с эмоциональной неуравновешенностью подростков. К примеру один из учеников увидев меня в самом начале урока сказал: " Кто вы такая, я вас слушать не буду, откуда пришли туда и идите". Постаралась не придавать значение данной реакции. Продолжила урок эмоциональным рассказом о дизайне, приводила примеры, смешные истории на эту тему, показывала рисунки, фотографии. Затем дала всем задание начертить проект своего отделения. Тот самый подросток, заинтересовавшись, повернулся ко мне и, в конечном итоге, выполнил задание лучше всех. Его чертеж получился аккуратным, правильным. С тех пор он стал уважительно ко мне относиться и с удовольствием посещал мои занятия.

Примером для меня является педагог Виктора Николаевича Сорока-Росинского (1918—1920гг.) - создатель известной Школы-коммуны для трудновоспитуемых подростков им. Ф. М. Достоевского (Республика ШКИД). Он считал, что беспризорники вполне нормальные дети, попавшие в тяжёлые жизненные условия. Они вполне поддаются педагогической коррекции. В работе с трудными подростками лучшим орудием воспитания является личность педагога, его пример, учитель должен быть «породистым».

В. Н. Сорока-Росинский, в их воспитании, сделал упор на творческую познавательную деятельность, что было необычайно смело в то время, когда главной считалась трудовая школа. В основу своей методики работы с трудными детьми он положил правила знаменитого полководца Суворова - уважение к личности, «тяжело в учении, легко в бою», его «наука побеждать».

Оказавшись в ШКИДе, бывшие воры и преступники много учились, создавали журналы, вместе с педагогами ставили спектакли. Творчество было главным воспитателем. Одной из характерных особенностей воспитательной системы, созданной в школе имени Достоевского, было всемерное стимулирование художественной деятельности, пробуждение и развитие у детей интереса к литературе, создание общей творческой атмосферы. Здесь не было жесткого контроля и навязывания мнений. В.Н. Сорока-Росинский был сторонником «духа соревнования и состязания», побуждающих к достижению максимальных успехов. Как подлинный педагог-гуманист, он умел направлять импульсы, приходящие извне и находящие отклик в школьной среде, в русло работы самопознания, общественной активности, формирования личности. В этом была одна из главных черт педагогической системы В.Н. Сороки-Росинского.

Его методы воспитания трудных подростков через творчество близки мне по духу. Благодаря применению позитивной живописи в личности подростков с " трудным" поведением происходят положительные изменения: появляются новые интересы, которые влияют на изменение мировоззрения; стремление к самосовершенствованию; формируется эмоционально-образное отношение подростков к действительности, способствующих духовному росту и общей культуре. Эстетическое воспитание" трудных" подростков должно рассматриваться, как важнейший элемент целостной системы формировании личности. Оно формирует у обучающихся понимание красоты, утонченность мировосприятия, интерес к искусству, развивает творческие способности. Добиваясь определенных признаний, в той или иной деятельности, подростки увлекаются и стараются добиться большего результата.

Воспитанники РСОШ приняли совместное решение оформить и улучшить условия помещения с помощью художественной росписи стены для дальнейших занятий. Ученики с большим интересом отнеслись к самой идеи реализации задуманного. Для того, чтобы это осуществить, подростки прошли несколько этапов: подготовили проект помещения, который был одобрен руководством РСОШ, сделали косметический ремонт, покрасили стены, окна, батареи в радужные цвета. Ознакомились с историей происхождения художественной росписи, с материалами для росписи стен. Подготовили эскизы для настенной живописи. Оформили стену с помощью настенной живописи и затем покрыли лаком. На входную дверь нанесли необычный декор. Мальчишки провели большую работу. Они в течение трех месяцев создавали красоту в аудитории. Участие в этом проекте приняли более 30 подростков от 11 до 17 лет. В этой аудитории дети занимаются с б о льшим удовольствием и по сей день. (Приложение7)

В процессе оформления аудитории, для наших учеников стало необычайным открытием то, что рисование очень многообразно и многогранно и рисовать, оказывается, можно не только на простом листе бумаги, но и на других поверхностях. В частности, мы наблюдали, как горят их глаза во время превращения ими скучной стены в красивое живописное полотно. Они сделали первые шаги в искусство!

Также нас порадовал тот факт, что дети, которые поначалу были равнодушны к этой деятельности, проявили себя впоследствии как активные участники. Мало того через некоторое время мальчишки проявили инициативу и самостоятельно украсили свое жилое помещение настенной живописью. (Приложение8)

Наш проект настенной живописи " Пробуждение жизни" стал победителем в арт-акции «Права ребенка - забота общая».

10 июня 2015 года нашему учреждению - «РСОШ им. Н.А.Галлямова» вручили диплом за победу в арт-акции «Права ребенка - забота общая»в номинации «граффити» которая проходила в Нижнем Новгороде. (приложение9)

Победа в конкурсе подвигла подростков на новые творческие открытия. Они с удовольствием занимались живописью с применением новых методик. Рисунки детей становились лучше, профессиональнее, совершеннее.

Наряду с положительными результатами наблюдались моменты агрессии, отрицательной возбужденности. Иногда эмоции выходили за рамки дозволенного… Все это происходило в жизни подростков от недостатка любви и внимания, которые они не дополучили в детстве. У многих воспитанников этого детства не было. Об этих детях хочется сказать стихами С. Давидовича:

«Вот он сидит перед нами, взгляните.

Сжался пружиной, отчаялся он,

С миром оборваны тонкие нити.

Словно стена, без дверей и окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили... Поздно учли...

Нет! Не рождаются трудными дети!

Просто им вовремя не помогли.»

 

«Трудные» дети - это не просто дети, с которыми, взрослым, трудно, а это дети, которым трудно. Им очень трудно жить среди окружающих, в семье, т.к. их душа " обкрадена" любовью и добром со стороны взрослых, чаще всего родителей. Лишенная отцовской и материнской ласки, родительской поддержки и любви, детская душа не может развиваться нормально, она ослабевает, болеет, озлобляется и деформируется в греховном направлении. «Трудный ребенок» - это, как правило, ребенок, в душе которого затаилось чувство сиротства и отверженности родителями. Ощущение своей беззащитности и брошенности формирует в сознании такого ребенка болезненный " комплекс неполноценности", который требует выработки компенсаторных, защитных психологических реакций, направленных на самоутверждение. Порой, сами того не понимая, родители могут стать причиной возникновения и закрепления негативных черт в поведении и характере ребенка.

Психологи и воспитатели всего мира настоятельно рекомендуют родителям заниматься с детьми лепкой, рисованием, вырезанием, раскрашиванием, собиранием конструктора и любыми другими видами поделок? Дело не только в положительном воздействии мелкой моторики на мозг (около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне).

В момент творческого самовыражения активно включается в работу правое полушарие мозга, отвечающее за развитие многих уникальных способностей, дающих ребенку возможность стать обладателем прекрасного таланта. В отличие от левого полушария, правое может одновременно обрабатывать сразу несколько видов информации, его активация способствует развитию образного мышления и интуиции, именно благодаря ему мы можем фантазировать и мечтать, писать картины и музыку.

Выражая свои подсознательные страхи, боль и блоки в творчестве, мы избавляем психику от накопившегося тяжелейшего груза, тем самым спасаем себя и окружающих от внезапных взрывов агрессии, паники или депрессии. Не пугайтесь, если ваш ребенок вдруг берет черные и красные краски и выплескивает их на бумагу – пусть лучше негатив отразится на ней, чем на любом живом существе. А для вас это будет поводом подумать: что же является причиной такого эмоционального состояния ребенка и как убрать это из его жизни.

При создании чего-то красивого и гармоничного, мы учимся тонкому выражению и чувствованию своей души, развиваем интуицию и чувство прекрасного. В такие моменты мы становимся ближе к самим себе, к любви, к своим Безграничным способностям и возможностям. Ведь все гении мыслили нестандартно, они просто не знали, что в глазах других это невозможно. Они творили невероятнейшие произведения искусства и открывали немыслимые для других законы только из-за своего уникального, нешаблонного мироощущения и мышления.

Никогда не поздно взять в руки кисть или гитару, нитки или глину, детали конструктора или ручку — ваша душа всегда будет рада своему проявлению в вашей жизни и непременно принесет с собой множество удивительнейших открытий о самом себе и окружающем мире! Поверьте, наша Земля наполнится радостью и красками, искренностью и весельем, сочувствием и добротой, отразится крепким здоровьем, если каждый отправится в удивительнейшее и прекраснейшее путешествие в свой Внутренний Мир через Творчество!

И наши первостепенные задачи в работе с подростками РСОШ стала необходимость увлечь их в мир прекрасного, подарить минуты творчества, позитивных эмоция через занятия живописью, которых они не дополучили в детстве.

Мы продолжила работу в данном направлении. Украсили актовый зал тематическими картинами подростков на тему " Времена года". Рисунки были выполнены в технике акварели. Дети с огромным удовольствием работали над своими произведениями. Один из подростков принял участие во всероссийском конкурсе " Весенняя капель" и получил призовое первое место. Мы все вместе радовались его успехам. Картину, которую дети признали лучшей, была подарена президенту нашей республики. Подростки увидели, что замечательные подарки можно выполнить своими руками. (Приложение10)

К летней практике дети готовятся заранее. Мы радовались, что многие из них высказали желание украсить забор школы рисунками в техники граффити. Администрация школы предоставила нам эту возможность и мальчишки смогли реализовать свои творческие способности в области урбанистического искусства. Тематику приурочили ко Дню Победы, это способствовала воспитанию в детях патриотических чувств. (Приложение11).

Большую роль играет окружение, в котором находиться «трудный» подросток. В школе РСОШ - это воспитатели, педагоги и руководители, которые вкладывают в общение с детьми душу и опыт, проводят с воспитанниками много времени и создают положительный психологическую атмосферу в коллективе. Коллектив школы помогает расширять представления воспитанников об окружающем мире, приобщать к экологической культуре и трудовой деятельности посредством совместного создания мини-огорода на территории РСОШ, проведении совместных субботников на территории школы и внутри своих отделений.

" Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам". У воспитателей возникла идея создать свой огород: сначала это был огород на подоконнике, а затем и огород на участке. В подростковом возрасте закладывается трудолюбие, открывается удивительное многообразие растительного мира, осознается роль природы в жизни человека. Наши ребята сами решили, какие растения они хотят посадить на своём огороде, сами осуществили посадки, ухаживали за ними, снимали урожай, готовили выращенные самостоятельно овощи и цветы. Таким образом, проследили весь путь от зёрнышка до готового продукта, получив целостную картину мира самостоятельно, а не со слов взрослых. В процессе ухода за растениями у ребят выработалось умение правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями.

Лето - прекрасное время работы на пленэре, который состоялся на территории РСОШ и стал для группы ребят продолжением знакомства с окружающем миром под открытым небом. Здесь все предстало для них в новых формах, красках и сочетаниях цветов, которые им предстояло в течение практики освоить и понять.

Выход на пленэр - для новичка – это возможность приятно провести время наедине с природой, отдохнуть и попробовать выразить на бумаге свои впечатления об окружающем пейзаже. Но для того чтобы рисовать на природе, нужно было основательно подготовиться и взять с собой все необходимые материалы. Ребята в трудовых мастерских сделали своими руками мольберты для занятий на улице. Рисовали цветы, деревья, акварельными карандашами на бумаге.

На занятиях по живописи с большим удовольствием принимают участия педагоги РСОШ. Спонтанную позитивную живопись используем как профилактику эмоционального выгорания педагогов. (Приложение12)

В дождливую погоду, вместе с учениками, они рисовали натюрморты в творческой мастерской. Для композиции использовались овощи, цветы, которые вырастили они сами. (Приложение13).

Позитивная живопись помогает создать для подростка территорию успеха. Так многие из них, участвуя со своими работами в различных городских, республиканских, всероссийских конкурсах, смогли стать победителями или призерами. Это принесло ребятам удовлетворение от результатов работы которой они занимаются. (Приложение14)

 

 

Заключение

Наши занятия позитивной живописью - это только начало творческого пути для воспитанников РСОШ. Основа наших занятий это любовь, доброта, переданная через творчество и искусства. В наших подростках творческие занятия пробуждают в душе те самые чувства, которые они недополучили в детстве от родителей. Это любовь, доброта, чувство собственного достоинства, желание жить и самореализовываться. Живопись пробуждает их от глубокой спячки. Она, как мудрый хирург, исцеляет раны, нанесенные детям.

Кратко говоря, арт-терапию позитивной живописи можно применять всегда, когда на душе плохо. Согласно историческим данным, впервые как метод психологической коррекции лечение искусством было применено во время Второй мировой войны в США, когда этим методом лечили детей, вывезенных из Европы. Многие из этих детей пережили настолько сильные психические травмы, справиться с которыми мог бы не каждый взрослый. Однако психическими больными они не являлись. Специалистам же было очевидно, что если ничего не предпринимать, то пережитое «законсервируется» в подсознании и будет источником весьма серьезных как психических, так и соматических проблем.

Занятия позитивной живописью проводились с группой подростков, воспитывающихся в замещающих семьях города Казани, и оказали положительное влияние на формирование качеств личности подростков.

«Позитивную живопись» рекомендуется проводить с разными целевыми группами:

- с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации (приложени15);

- с родителями, воспитывающих детей с особенностями развития,

- родителями из многодетных семей,

- педагогами,

- с замещающими родителями (в целях профилактики эмоционального выгорания) (приложение16);

- с детьми из школ и гимназий как профилактика от усталости и переутомлений (придложение17);

-с пожилыми людьми в целях профилактики сердечно-сосудистых заболеваний и людьми, которые хотят жить в позитивном духе, иметь созидательное отношение к миру, пересмотреть свои взгляды на жизнь и принять позитивную Картину Мира.

Программа «Солнечная позитивная живопись», на основании которой представлен опыт работы, входит в комплексную программу Общественной Организации приемных семей г. Казани «Мы вместе», которая называется возвращение в детство. Заказать программу можно по электронной почте: TXWA@mail.ru

 

 

Рекомендуемая литература

 

1. Программа Возвращение в детство " Семья -это самое теплое место на земле..." Авторы составители; Зулькарнаева Л.С., Маломуж А.И.Трушкова К.С., Шелихова В.Ю.

2. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. - М., 1985.-150с.

3. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М., 1993.-320с.

4. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - М., 1984.-350с.

5. Блажкунов В. Школа, которую задумали и выстрадали. Нар. образование, 1993.- № 1, 2.-С.45-52.

6. Верцинская Н.Н. Индивидуальная работа с учащимися. - М, 1983.-100с.

7. Воспитательная система школы. Проблемы и поиски./Сост. Селиванова Н.Л. - М.: Знание, 1989.-200с.

8. Газман О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы классного воспитателя. - М., 1992.-400с.

9. Гончаров И. Якорь спасения. Нар.образование, 1991.- № 9.-С.105.

10. Гурова Р. Вопрос вопросов - кого мы хотим воспитать. Воспитание школьников, 1991.- № 2.-С.33.

11. Демакова И.Д. С верою в ученика. - М., 1989.-220с.

12. Караковский В. А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. - М., 1992.-150с.

13. Классный руководитель вчера, сегодня, завтра. Воспитание школьников, 1991.- № 3.-С.66-78.

14. Корчак Я.. Воспитание личности. - М., 1992.-200с.

15. Кочетов А., Кожокорь В. Нет народа лучше другого. Нар.образование, 1991.- № 8.-С.10-15.

16. Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников. - Минск, 1990.-330с.

17. Лисовский В. Остро ощущается дефицит позитивных ценностей. Воспитание школьников, 1990.- № 1.-С.109.

18. Макаренко А.С. О воспитании. - М., 1990.-150с.

19. Маркуша А.М. Если вы учитель. - М., 1989.-200с.

20. Новикова Л.И. Школа и среда. - М.: Знание, 1985.-193с.

21. Орлов Ю.М. Мышление, дарящее здоровье и успех. Воспитание школьников, 1992.-№ 5-6.-С.78-89.

22. Поляков С.Д. О новом воспитании. - М.: Знание, 1990.-420с.

23. Поляков С.Д. Школа: поиск в пути. - М., 1990.-250с.

24. Поташник М.М. Демократизация школы: отношения " учитель - ученик". Воспитание школьников, 1991.- № 1.-С.56.

25. Ревзин С. Другая жизнь. - Нар.образование, 1991.- № 1.-С.45-67.

26. Сермягина О.С. «Эмоциональное отношение в семье», -М., 1991.-220с.

27. Селевко Г.К. Педагогика сотрудничества и развития. Личностный подход. - Ярославль, 1989.-100с.

28. Селевко Г.К., Басов В.А. Новое педагогическое мышление: Педагогический поиск и экспериментирование. - Ярославль, 1991.-320с.

29. Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. - М., 1986.-350с.

30. Семенов В. " Одушевление" воспитательного процесса. Воспитание школьников, 1990.- № 5.-С.103-105.

31. Соловейчик С. Спутник классного руководителя. - 1988.-320с.

32. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М., 1975.-430с.

33. Толстых А.В. «Подросток в неформальной группе».- М., 1991.-245с.

34. Фролов А. В защиту воспитателя. - Воспитание школьников, 1991.- №3.-С.67-78.

35. Источник: https://www.neboleem.net/stati-o-zdorove/3427-art-terapija-i-ee-vozmozhnosti.php

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.018 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал