![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Предпосылки и перспективы использования лизинговой деятельности на воздушном транспорте Российской Федерации
Общественные изменения конца 80 — начала 90-х гг. XX в. и переход на рыночные условия разрушили старые хозяйственные отношения. Установились новые границы между независимыми государствами, произошел передел отраслей промышленности, изменилась структура большинства предприятий. Централизованная распределительная система трансформировалась в сложную систему самостоятельных бизнес-единиц, которые получили юридический статус. Принципиально изменилась структура собственности. Единая структура перевозок СССР практически одномоментно разделилась на несколько сотен авиакомпаний, аэропортов, предприятий обслуживания (заправки, питания и т. д.). Самостоятельными стали ремонтные заводы. Авиационная промышленность России также была разделена на множество бизнес-единиц, но в дальнейшем это повлияло на то, что большинство из них перестало иметь замкнутый технологический цикл, и начались бесчисленные реорганизации и поиск оптимальных структур для работы в рыночных условиях. Главными рыночными факторами, на долгие годы определившими состояние гражданской авиации в России, являются сокращение почти в три раза объемов перевозок (уровень воздушных перевозок в России в 2004 г. соответствует примерно уровню перевозок СССР в 1963-1964 гг.) и рост авиатарифов на воздушные перевозки, которые проходили на фоне падения платежеспособного спроса населения. Убыточными становились малые авиакомпании, и самые крупные не располагали средствами для покупки новой авиатехники. Ежегодно по отработке ресурса списывается несколько сотен самолетов и вертолетов. С введением с 1 апреля 2002 г. III главы ИКАО (ICAO — International Civil Aviation Organization (Международная организация гражданской авиации)) ограничен доступ российских самолетов на международные рейсы. Из российских самолетов под действие запрета подпадают Ту-134, Ту-154Б, Ил-86, Як-40 и т. д. Около 70% гражданских воздушных судов находятся в заключительной стадии эксплуатации и работают на ресурсах, продленных сверх значений, предусмотренных техническими заданиями. В табл. 12.5 представлен график списания основных ВС в период 1996-2001 гг. В течение 1999-2005 гг. ежегодно подлежат списанию около 300 гражданских ВС. Согласно прогнозу к 2015 г. — менее 30%. Сокращение численности основных типов воздушных судов на период 2002-2010 гг. представлено на рис. 12.4. Серийное производство российских самолетов практически остановлено из-за разрушения производственного цикла и отсутствия необходимых оборотных средств. Фактически в промышленности потеряны функции, носящие системный характер, отсутствуют организационные формы и механизмы финансирования и поддержки этих функций. Нарушены все законы производства, от размеров партий предметов труда до условий труда, утеряны квалифицированные кадры. Если ранее для оптимизации производства необходимо было подвергнуть анализу 53 показателя, характеризующих производственно-хозяйственную деятельность при серийном производстве партии самолетов, и постоянно контролировать их, то сегодня руководители авиационных производств главным образом проводят непрерывный поиск средств на заработную плату, погашение задолженностей перед энергетиками и бюджетами всех уровней.
Таблица 7. Сегодня официально объявлено, что «основным механизмом комплексного развития воздушного транспорта с учетом интересов авиаперевозчиков, разработчиков и изготовителей авиатехники является дальнейшее развитие авиализинга на базе созданных с участием государства лизинговых компаний». Лизинг авиационной техники в России стал развиваться только в начале 90-х гг. XX в., когда были созданы первые лизинговые компании. В настоящее время существует около двадцати отечественных лизинговых компаний, занимающихся лизингом самолетов, в их число входят: · «Финансовая лизинговая компания» (ФЛК), г. Москва; · «Ильюшин-финанс» (ИФК), г. Воронеж; · «Авиакор-Лизинг», г. Москва; · «Центральная авиализинговая компания», г. Москва, и др.
Таблица 8 В нынешних условиях авиаперевозчики могут самостоятельно принимать решения о своем развитии, выборе направления и партнеров для стратегического развития. Теперь авиакомпания имеет право приобрести как отечественные, так и западные самолеты исходя из экономической целесообразности при условии выполнения действующего законодательства. Поэтому постоянное желание заказывать зарубежные ВС, подкрепленное льготными условиями финансирования сделок и разрешениями на отклонение от действующего таможенного законодательства, будет всегда присутствовать на этом рынке. Главным привлекательным свойством западных самолетов было и остается высокое качество техники и безукоризненно работающая система технического обслуживания и ремонта. Авиационная промышленность Запада способна предложить новый самолет любого типа. Кроме того, на западном рынке имеется огромное количество невостребованных самолетов (более 2 тыс. единиц), и конкуренция сегодня идет уже не с новыми воздушными судами, а с самолетами вторичного рынка, имеющими рыночную цену, сопоставимую со стоимостью новых отечественных ВС. В конкуренции со старыми самолетами зарубежного производства отечественная техника уже проигрывает по экономическим параметрам и на внутреннем рынке. Примеры решений, принятых в последнее время авиакомпаниями ЮТэйр (по тендеру), Сибирь («Airbus»), КрасЭйр и Пулково («Boeing»), рядом других перевозчиков, наглядно подтверждают этот вывод. Поставщики зарубежной техники стали полноправными участниками российского внутреннего рынка воздушных перевозок. По оценкам специалистов, в ближайшее десятилетие в Россию будут направляться в основном самолеты вторичного рынка, отработавшие не менее 10 лет. При увеличении пассажиропотока, создании необходимой инфраструктуры, включении всех авиакомпаний в западную систему технического обслуживания и ремонта следует ожидать массового появления на отечественном рынке новых западных самолетов. Вхождение на отечественный рынок воздушных перевозок зарубежной техники является свершившимся фактом, который должен учитываться в прогнозных оценках и при выработке стратегических решений. По проведенным расчетам, внутренний рынок авиационных перевозок уже сегодня более чем на треть занят западными самолетами. Весь мировой опыт свидетельствует, что только значительное государственное влияние на ситуацию на рынках воздушных перевозок и гражданских воздушных судов может изменить положение дел. Набор принимаемых органами государственного управления решений должен быть точен, достаточен и эффективен. Сегодня принято решение сформировать объединенную авиастроительную компанию, которая могла бы успешно конкурировать с ведущими зарубежными авиастроителями. Предполагается, что создание единой, централизованной системы управления на новой юридической и организационной основе позволит совместить интересы государства и собственников авиастроительных активов. Предметом особой заботы станет рациональное использование консолидированных частно-государственных ресурсов, оптимизация деятельности за счет слияния структур, сокращения конкуренции, закрытия нерентабельных предприятий и т. д. К сожалению, предыдущий опыт приватизации авиастроительного производства в России имеет негативный оттенок, поэтому создание такой структуры требует особенно тщательной проработки. Сделан вывод, что в ближайшем будущем (5-10 лет) рынок перевозок потребует внедрения самолетов того же типа и размерности, которые в нем находятся, но, естественно, с более высокими технико-экономическими показателями. При разработке этого сценария предполагалось, что к концу прогнозного периода сохранятся все выпущенные самолеты Ил-96-300, Ту-204, Ту-214, 25% парка Ил-62, 35% парка Ил- 86, 50% парка Ту-154М, 50% парка Як-42, 30% парка Як-40. Рынок на 1/3 своего объема будет занят западными самолетами. Несколько увеличится интенсивность использования воздушных судов, и средний налет магистральных самолетов вырастет до 2 тыс. часов, а региональных самолетов — до 1100 часов. При этих условиях значительного увеличения количества воздушных судов на внутреннем рынке ожидать не следует. Перевозочные мощности будут обеспечены до 2010 г. при условии роста пассажиропотоков с интенсивностью 6-7% в год при вхождении 100-150 новых самолетов. В начале прогнозного периода возможно численное сокращение количества воздушных судов без значительного влияния на объем перевозок, так как снижение численности парка может быть легко скомпенсировано увеличением годового налета, уровень которого в настоящее время в большинстве авиакомпаний невысок. Указанные данные практически совпадают с данными концепции проекта «Стартовый заказ» лизинговых компаний ИФК и ФЛК, планирующих поддержку производства за 4-5 лет около 135 отечественных самолетов (55 магистральных, 50 региональных, 30 для местных авиалиний) с предполагаемой стоимостью заказа порядка $3, 5 млрд. Достаточно близкие значения по количеству необходимых самолетов дает и прогноз ТТАГИ им. Жуковского. Исходя из этих условий главной становится проблема обеспечения нормального функционирования созданного серийного производства конкретных отечественных воздушных судов. Необходимо задействовать механизм возврата капиталовложений по проектам, включенным ранее в Федеральную целевую программу «Развитие гражданской авиационной техники России в 2002-2010 годах и на период до 2015 года». В первую очередь должно быть организовано нормальное серийное производство самолетов Ил-96-300 (15-20 ВС), Ту-204, Ту-214 (60-70 ВС), Ту-334 (15- 20 ВС), двигателей ПС-90А, основных систем и их комплектующих для организации эксплуатации и бесперебойного технического обслуживания в российских авиакомпаниях.
|