![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Раздел 3
ИНВЕСТИЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕМА 3.1 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ИНВЕСТИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ Содержание государственных стратегий научно-технического и инновационного развития Опыт стратегического научно-технического развития как стран-лидеров мировой экономики, так и новых индустриальных стран показывает, что наиболее эффективное развитие основано на комбинировании двух основных макро-стратегий: стратегии «наращивания» и стратегии «заимствования». Стратегия «заимствования» позволяет предприятиям получать доступ к новым технологиям через приобретение лицензий и know-how на известные разработки передовых иностранных компаний. Суть стратегии состоит в том, что, располагая дешевой рабочей силой и, используя часть из собственного научно-технического потенциала, предприятиями национальной экономики осваивается производство продукции, производившейся ранее в развитых странах с последующим наращиванием собственного инженерно-технического сопровождения производства. Далее становится возможным проводить свои научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), сочетая государственные и рыночные формы участия. (В качестве примера использования подобного рода стратегии можно привести создание конкурентоспособной автомобильной промышленности, высокоэффективных средств вычислительной техники, бытовой электроники в Южной Корее). Одним из альтернативных вариантов здесь является создание совместных предприятий для производства и реализации продукции с использованием рыночного сегмента, где уже реализует подобные изделия зарубежный партнер. Основные плюсы данной стратегии: 1. использование отработанных на практике технологий; 2. контроль качества технологий на мировом уровне; 3. маркетинговые преимущества; 4. возможности создания совместных предприятий по принципу стратеги-ческих технологических альянсов. Основным недостатком является то, что практически все разработки, продаваемые на рынке, относятся к технологиям в лучшем случае «сегодняшнего», а чаще – «вчерашнего» дня, попросту «сбрасываемым» ведущими странами. Поэтому, для того, чтобы обеспечить конкурентоспособность отечественной экономики в стратегическом масштабе, необходимо использование стратегии «наращивания», заключающейся в том, что с использованием собственного научно-технического потенциала, интегрированием фундаментальной, прикладной науки и промышленности в рамках национальной экономики инициируется самостоятельная разработка и создание новых высоких технологий, т.е. происходит наращивание собственного инновационного потенциала. Стратегия «наращивания» реализуется, в первую очередь, посредством выделения (таргетирования) и интенсивного развития четко обозначенного набора приоритетных областей, выбор которых в экономически передовых странах осуществляется с учетом следующих факторов: a) военно-политические; b) экономические; c) научно-технические; d) ресурсные. Реализация стратегии «наращивания» на основе таргетирования приоритетных областей развития национальной экономики может, в свою очередь, осуществляться на основе двух подходов: селективного и концептуального. Селективный подход к таргетированию приоритетных областей развития предполагает выбор отдельных отраслей национальной экономики, обладающих высоким уровнем конкурентоспособности или имеющих реальные возможности обеспечить такой уровень в обозримом будущем. Если какая-то отрасль при данном подходе определяется как приоритетная, то поддержка оказывается всем национальным предприятиям данной отрасли. Концептуальный подход опирается на выделение в качестве приоритетных областей развития не отдельных отраслей, а межотраслевых образований, интегрирующих в своей структуре предприятия и организации различной отраслевой принадлежности, способные в своей совокупности дополняя друг друга последовательно реализовывать все стадии решения стратегически приоритетных проблем. Принципиальное различие между селективным и концептуальным подходом заключается в восприятии приоритетов: при селективном подходе приоритетами выступают задачи обеспечения долгосрочной конкурентоспособности отдельных отраслей национальной экономики; при концептуальном же подходе усилия фокусируются на решении приоритетных проблем, стоящих перед всем обществом в стратегической перспективе. Для решения этих проблем и осуществляется отбор наиболее перспективных предприятий тех отраслей, которые должны быть задействованы при решении выделенных проблем. Оформляется постановка приоритетных задач и выбор соответствующих межотраслевых объединений в виде долгосрочных программ национального развития. Мировая практика показывает, что на современном этапе именно концептуальный подход к таргетированию позволяет эффективно обеспечивать получение национальной экономикой долгосрочных конкурентных преимуществ. Эффективность данного подхода обуславливается тем, что он: 1. позволяет интегрировать потенциалы ведущих предприятий различных отраслей и получать, т.о., существенные синергетические эффекты; 2. позволяет синхронизировать все последовательные стадии решения приоритетных задач, начиная от стадий фундаментальных исследований и заканчивая стадиями непосредственной реализации созданных новаторских идей. В США процесс таргетирования приоритетных направлений развития состоит из следующих этапов: Этап 1. Политическое решение на высшем уровне. Этап 2. Экономическая формулировка поставленных политических задач. Этап 3. Разработка научно – технического обеспечения. В Японии отбор приоритетных направлений осуществляется на основе учета двух аспектов: a) долгосрочных прогнозов научно-технического развития; b) приоритетных текущих проблем. В США в конце 20-го века из всех государственных программ по масштабу выделялись следующие девять программ: – Конкурентоспособность (1987 – 2000). – Стратегическая оборона (1983 – 2000). – Стратегическая компьютерная инициатива (1984 – 1992). – Орбитальная станция (1986 – 2000). – Высокотемпературная сверхпроводимость (1987 – 2000). – Создание сверхускорителя (1988 – 2000). – Экологически - чистая технология сжигания угля (1982 – 1992). – Борьба со СПИДом (1987 – 2000). – Критические и двойные технологии (1994 – 2000). По мнению западных экспертов, ключевыми технологическими направлениями, способными выступать в качестве источников получения стратегических конкурентных преимуществ в начале 21-го века будут являться: – микроэлектроника; – микромеханика (сенсорные устройства, микроприборы, микродвигатели); – биотехнологии и генетика (фармакология, защита растений, повышение урожайности); – «биокомпьютеры»; – сверхпроводимость; – методы эффективного получения, сохранения и создания запасов энергии; – волоконная оптика и ее использование в компьютерных сетях, многоканальной видеосвязи; – новые материалы; – оптикоэлектроника (лазеры); – технологии переработки отходов. Необходимо отметить, что выработка и реализация национальной политики в области таргетирования ведущих направлений инновационного развития Республики Беларусь наталкиваются на существенные ограничения и барьеры, значительно снижающие стимулирующую направленность указанных процессов. По мнению многих экспертов, основными причинами этого являются: – нерациональность выбранных приоритетов и значительное их несоответствие современным направлениям развития мировой экономики и требованиям системы международного разделения труда; – отсутствие маркетинговых исследований развития тенденций мировой экономики на макроуровне; – использование селективного подхода к таргетированию приоритетных направлений и сильное лоббирование интересов отдельных отраслевых министерств; – низкий статус и ограниченные права в принятии решений органами, непосредственно связанными с курированием научно-исследовательской деятельности на общенациональном уровне (НАН, ГКНТ и т.д.).
|