![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Концепция развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Концепция развития профессиональной ориентации молодежи (далее — Концепция) представляет собой систему взглядов на принципы, приоритетные направления, цели и задачи профессиональной ориентации (далее — профориентация) молодежи в Республике Беларусь. Концепция разработана с целью выработки целостного подхода к формированию и осуществлению работы по профориентации молодежи в условиях структурной перестройки экономики и необходимости формирования престижа рабочей профессии. Концепция исходит из признания исключительной роли молодежи как стратегического ресурса развития государства и понимания важности поддержки гражданина на этапе его профессионального становления в процессе включения в социально-профессиональную деятельность. Концепция направлена на создание целостной системы профориентационной работы, которая должна опираться на глубокое знание основных факторов, определяющих формирование устойчивой профессиональной направленности, психологической готовности к деятельности в условиях рыночных отношений, мотивации к профессиональной деятельности обучающихся. В Концепции определены основные цели, задачи, принципы и механизмы развития профориентации молодежи, направленной на обновление и расширение системы подготовки рабочих и специалистов, востребованных на рынке труда. Профориентация является научно обоснованной комплексной системой социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодежи личностно ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии либо смене вида трудовой деятельности. В условиях конкуренции в мировом экономическом пространстве, а также негативных демографических тенденций снижения численности населения обостряется проблема формирования, воспроизводства и использования трудового потенциала. Трудовой потенциал общества определяется характером формирования и реализации способности к труду каждого человека и в значительной степени зависит от профессионального выбора и успешности получения или смены профессии. Требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров обостряют проблемы профориентации молодежи. В нынешних условиях необходим поиск современных подходов к формированию имиджа профессии, раскрывающего новый социально-психологический облик рабочего и специалиста, способного к личностному и профессиональному самоопределению, профессиональному росту и развитию, преодолению социальных и профессиональных стереотипов, созданию новых жизненных, социальных и профессиональных эталонов. Разработка Концепции обусловлена необходимостью совершенствования работы по приведению в соответствие объемов и структуры профессиональной подготовки рабочей силы потребностям рынка труда, недостаточным участием отраслевых министерств, органов местного управления^ хозяйствующих субъектов и общественных организаций в решении вопросов профориентации, требующих совместных усилий для их разрешения. В этих условиях требуют совершенствования научное и научно-методическое обеспечение профориентации молодежи и система информирования о перспективах развития экономики с учетом региональных особенностей как отдельных отраслей экономики, так и конкретных предприятий в соответствии с их потребностью в работниках определенных профессий и уровня квалификации. Целью Концепции является обеспечение развития государственной системы профориентации молодежи в соответствии с приоритетами государственной социально-экономической политики, мировым опытом и ситуацией на рынке труда, создание единой системы, охватывающей все уровни и виды профориентации, обеспечивающей разработку и совершенствование нормативной базы и благоприятных условий для эффективного использования трудового потенциала, повышения престижа рабочих профессий. Концепция направлена на решение следующих задач: определение основных целей, принципов и приоритетов профориентационной работы; совершенствование нормативных, правовых, организационных, финансовых, информационных механизмов формирования и осуществления профориентационной работы; привлечение к участию в управлении системой профориентации молодежи представителей общественности и работодателей; создание условий для активизации работы по профориентации молодежи и оказания профориентационных услуг на должном уровне; подготовка и профессиональное развитие кадрового ресурса профориентационной работы; проведение фундаментальных и прикладных научных исследований в *сфере профориентации молодежи и обеспечение широкого внедрения их результатов в практику; усовершенствование механизма научно-методического и учебного обеспечения по вопросам профориентации молодежи; обновление содержания, форм и методов профориентационной работы с различными социальными группами с учетом их специфики; обеспечение получения и использования в профориентационной работе социально-экономической информации о перспективах развития национальной экономики с учетом региональных особенностей отдельных отраслей экономики в соответствии с их потребностью в работниках определенных профессий и уровня квалификации; формирование новых и совершенствование структуры существующих органов и организаций, осуществляющих проф-ориентациониую работу, с целью повышения ее эффективности. ГЛАВА 2 ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ Основной целью системы профориентации является удовлетворение интересов общества, государства и личности в обеспечении граждан, в особенности молодежи, возможности и способности свободного и осознанного выбора профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным интересам, склонностям, способностям, а также потребностям рынка труда в квалифицированных, конкурентоспособных кадрах. Важнейшие задачи профориентации молодежи: оказание профориентационной поддержки в своевременном выборе профессии, учреждения профессионального образования, иных форм профессиональной подготовки; получение диагностических данных о предпочтениях, склонностях и возможностях граждан для осознанного определения будущей профессиональной деятельности; формирование у обучающихся и выпускников учреждений общего среднего, специального образования мотивационной основы для получения профессионального образования; обеспечение выпускников учреждений общего среднего, специального образования необходимой информацией о «современном облике» профессий и возможностях карьерного роста; повышение привлекательности рабочих профессий среди обучающихся и выпускников учреждений общего среднего, специального образования, их законных представителей и педагогических работников, других категорий населения; развитие системы социально-психологической поддержки молодежи, безработных и других категорий населения; психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения и профессионального становления молодежи; формирование информационной среды профориентации; выработка гибкой системы взаимодействия и социального партнерства в организации системы профориентационного развития и становления. Профориентация как целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к выбору профессии основывается на идее концептуального характера — взаимосвязи диагностического и воспитательного подходов. Она должна стать неотъемлемым элементом всей кадровой политики и частью двух сопряженных систем: непрерывного образования и эффективной занятости. В основу деятельности по профориентации молодежи положены: принцип сознательности в выборе профессии гражданами, выражающийся в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу; принцип приоритета интересов и возможностей личности, гуманистический характер профориентации; принцип доступности профессиональной и иной информации, необходимой для выбора профессии, формы обучения и трудоустройства; принцип обеспечения равных возможностей получения профориентационных услуг независимо от места проживания, учебы или работы, возраста, пола, национальности и религиозного мировоззрения; принцип развития, предполагающий идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повы- шения квалификации, увеличения заработка по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т. п.; принцип взаимосвязи профориентационной работы с практикой, предусматривающий оказание помощи гражданину в выборе его будущей профессии в органичном единстве с потребностями рынка труда в квалифицированных кадрах; принцип систематичности и преемственности в профориентации, обеспечивающий организацию профориентационной работы на разных возрастных этапах: дошкольный возраст, младший, средний и старший школьный возраст, обучающаяся и работающая молодежь; принцип взаимосвязи всех социальных партнеров, заинтересованных в профориентационной деятельности, предполагающий усиление целенаправленности и координации в совместной деятельности. ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ Профориентация осуществляется в следующих формах: профессиональное просвещение (далее — профпросвеще-ние) — организованное информирование о различных профессиях, о содержании трудовой деятельности, путях приобретения профессий, потребностях рынка труда, а также требованиях профессий к индивидуально-психологическим особенностям личности. Данное направление включает в себя профпро-паганду — формирование у молодежи положительной мотивации к профессиям, интереса к определенным видам труда, исходя из потребностей региона, разъяснение престижности рабочих профессий, воспитание у молодежи чувства уважения к этим профессиям; профинформирование — ознакомление молодежи с видами экономической деятельности, состоянием рынка труда, потребностями рынка труда в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, и профагитацию — формирование устойчивой профессиональной направленности на конкретные профессии, информирование о возможностях профессионального роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности; профессиональная диагностика (далее — профдиагностика) — неотъемлемый компонент в системе профориентации, направленный на максимальное выявление потребностей, интересов и склонностей каждого человека на разных возрастных этапах. Изучение индивидуальных психологических особенностей может осуществляться различными способами: от простого наблюдения за достижениями в освоении учебных дисциплин до использования различных анкет, опросников, традиционных и модифицированных методик по самоопределению граждан; профессиональная консультация (далее — профконсульта-ция) — оказание помощи молодому человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения в выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества; предоставление ему рекомендаций о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, физиологическим, психофизическим особенностям на основе результатов диагностики. Профконсультация стимулирует размышления человека о перспективах своего личностного и профессионального самоопределения, предоставляя ему определенные ориентиры для оценки собственной готовности к реализации намеченных профессиональных планов. При ориентации человека на профессии (пригодные для многих людей) помощь консультируемому состоит в нахождении личностного смысла будущей деятельности; трудовое и профессиональное воспитание (далее — профвос-питание) включает ряд мер по формированию склонностей и профессиональных интересов молодежи, воспитание профессиональных интересов, уважения к труду и профессии. Это направление профориентационной работы предполагает повышение эффективности учебной работы в учреждениях образования, вовлечение обучающихся в разнообразные виды внеучебной общественно-полезной деятельности, стимулирование их познавательных возможностей, самопознания и самовоспитания; профессиональный отбор (далее — профотбор) — определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (специальности) в соответствии с нормативными требованиями. Профессиональная пригодность — соответствие данных личности требованиям выбираемой профессии, возможности человека по овладению какой-либо профессиональной деятельностью. Она определяется такими критериями, как успешность овладения профессией и степень удовлетворенности человека своим трудом. Профотбор позволяет решить ряд социально-экономических проблем: повышение производительности труда, экономия финансовых и материально-технических ресурсов, снижение травматизма и аварийности. В процессе профотбора предусматривается диагностика достаточно устойчивых психофизиологических функций психических процессов, свойств и состояний. Помимо врожденных, диагностируются и приобретенные в процессе жизнедеятельности социально-психологические качества — коммуникативность, склонность к лидерству, конформизм, направленность личности, в том числе и интерес как мотивационно-обуслов-ленное отношение к профессии; профессиональная и социальная адаптация (далее — проф-адаптация) — система мер, направленная на приспособление молодого человека к производству, новому социальному окружению, условиям труда, особенностям конкретной ситуации и способствующая профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма. Успешность профессиональной адаптации является одним из главных критериев правильного выбора профессии, оценкой эффективности всей профориентационной работы; психологическая поддержка — система социально-психологических способов и методов, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности, повышению ее конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к условиям реализации собственной профессиональной карьеры; содействие полноценному психическому развитию личности, предупреждение возможных личностных и межличностных проблем и социально-психологических конфликтов. Все перечисленные составляющие профориентации взаимосвязаны, находятся во взаимодействии и дополняют друг друга, образуя определенную структуру, в рамках которой строится профориентационная работа. ГЛАВА 4 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ Система профориентации молодежи включает две взаимодействующие составляющие — государственную и общественную и имеет общегосударственный, территориальный уровень. Управление системой профориентации граждан на общегосударственном уровне осуществляют в соответствии со своими полномочиями: Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь — по всем социальным группам незанятого и занятого трудоспособного населения, обращающегося в органы государственной службы занятости населения; Министерство образования Республики Беларусь — по всем категориям обучающихся и воспитанников в учреждениях дошкольного, общего среднего, специального, профессионально-технического, среднего специального, высшего и дополнительного образования; Министерство здравоохранения Республики Беларусь — в отношении лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья, инвалидов; Министерство культуры Республики Беларусь — в рамках организации культурных мероприятий, направленных на пропаганду профессий, специальностей, востребованных на рынке труда; Национальная государственная телерадиокомпания Республики Беларусь — в рамках распространения информации, отражающей ситуацию на рынке труда, создания серии теле- и радиопрограмм, направленных на формирование престижа рабочих профессий. Научно-методическое обеспечение проведения профориентационной работы осуществляют научно-методическое учреждение «Национальный институт образования»; учреждение образования «Республиканский институт профессионального образования», государственное учреждение образования «Республиканский институт высшей школы», государственное учреждение образования «Академия последипломного образования» и другие учреждения. Управление системой профориентации молодежи на территориальном уровне обеспечивают местные органы власти и органы местного самоуправления. В целях осуществления координации деятельности в области профориентации по решению соответствующего органа исполнительной власти могут создаваться территориальные и областные центры профориентации молодежи, областные координационные советы по вопросам профориентации населения. Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, комитеты по труду, занятости и социальной защите облисполкомов и Минского горисполкома; осуществляют координацию профориентационной работы в территориальных органах по труду, занятости и социальной защите, оказывают информационную, методическую и консультационную помощь; разрабатывают соответствующие нормативные правовые акты, методические пособия, профессиографические и другие материалы; организовывают исследовательскую и экспериментальную работу с целью выработки наиболее эффективной технологии ведения профориентационной работы с различными категориями обратившегося населения; организовывают изучение и распространение передового зарубежного опыта профориентации молодежи; организовывают разработку и осуществляют контроль за выполнением государственной и региональных программ содействия занятости населения в части профориентации населения; организовывают профориентационное обслуживание безработной молодежи, направляемой на обучение; изучают структуру рынка труда и разрабатывают меры по профориентации, профессиональной подготовке молодежи и непрерывному профессиональному обучению взрослого населения на протяжении всей активной жизни, в том числе и инвалидов. Министерство образования Республики Беларусь, управления образования облисполкомов, комитет по образованию Минского горисполкома: осуществляют руководство подведомственными учреждениями и органами управления образованием в работе по профориентации обучающейся молодежи; обеспечивают создание соответствующих подразделений по профориентации, содействуют их оснащению учебно-методическими пособиями, профдиагностическим и другим оборудованием; внедряют методы профотбора и профпрдбора в работу по комплектованию учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования; на основании изучения текущей и перспективной потребности в специалистах и рабочих на республиканском, районном и местном уровнях разрабатывают мероприятия по профориентации детей и молодежи, проблемам развития профессиональных интересов, трудовых навыков и умений, формирования престижа рабочих профессий; развивают нормативную и организационно-методическую базу по профориентации детей и молодежи; организовывают работу по переподготовке и повышению квалификации педагогических работников по вопросам профориентации, обмен опытом их работы в данной области, научно-исследовательскую и экспериментальную деятельность; разрабатывают и реализуют меры по улучшению профориентации в учреждениях образования; организовывают разработку справочно-информационных материалов, методических пособий, профессиографических и других материалов; устанавливают порядок предоставления информации учреждениями профессионально-технического и среднего специального образования в СМИ с привлечением организаций — заказчиков кадров в целях повышения информированности обучающихся о престижности профессий, о преимуществах обучения в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования, об успешности выпускников, о трудовых династиях, о победителях конкурсов профессионального мастерства, «Лучший по профессии» и др.; разрабатывают и утверждают графики посещения выпускниками учреждений общего среднего, специального образования учреждений профессионально-технического и среднего специального образования и контролируют их выполнение; организовывают для выпускников учреждений общего среднего, специального образования проведение кинолекториев с показом кинофильмов о рабочих профессиях; организовывают мероприятия, посвященные профессиональным праздникам с привлечением организаций — заказчиков кадров, работников учреждений профессионально-технического и среднего специального образования, обучающихся учреждений общего среднего, специального образования и их родителей; организовывают конкурсы на лучшую презентацию или видеоролик о профессии среди учреждений профессионально-технического и среднего специального образования региона создают на сайтах облисполкомов, Мингорисполкома, гор-(рай)исполкомов страницы профориентационной направленности, на которых представлена информация о востребованных профессиях региона, местах их получения и возможности трудоустройства; обеспечивают контроль за созданием, наполнением и обновлением сайтов учреждений образования; включают в программы повышения квалификации педагогических работников вопросы по совершенствованию профориентационной работы среди обучающихся, осуществляют проведение целевых курсов по использованию современных форм профориентации; организовывают работу по подготовке педагогов-профориен-тологов, переподготовке и повышению квалификации работников образования по вопросам профориентации, обмен опытом их работы в данной области, научно-исследовательскую и экспериментальную деятельность. Министерство здравоохранения, управления здравоохранения облисполкомов (комитет по здравоохранению Мингорисполкома), подчиненные организации здравоохранения: при наличии медицинских показаний осуществляют оказание пациентам медицинской помощи на основании клинических протоколов или методов оказания медицинской помощи; медицинские работники организаций здравоохранения осуществляют в установленном порядке проведение медицинских осмотров молодежи с целью выдачи медицинской справки о состоянии здоровья, содержащей информацию о годности к работе в данной профессии; одновременно, при осуществлении медицинских осмотров, дают разъяснения и медицинские рекомендации о противопоказаниях к трудовой деятельности с учетом установленных заболеваний и патологических состояний, которые могут повлиять на решение задач профессионального самоопределения молодежи. В отношении инвалидов, в том числе детей-инвалидов, специалисты кабинета медико-профессиональной реабилитации, являющегося структурным подразделением медико-реабилитационной экспертной комиссии (далее — МРЭК), выполняют следующие функции: проводят профессиональную диагностику, профессиональный подбор, профессиональную консультацию детей-инвалидов в целях выбора профессии, соответствующей состоянию здоровья, интересам, склонностям, задаткам профессиональных способностей, конъюнктуре рынка труда и возможности их последующего трудоустройства; проводят профориентацию инвалидов в трудоспособном возрасте в целях определения их возможностей к профессиональной подготовке, переподготовке и последующей занятости, которая включает: профинформирование и консультацию; профиодбор доступных видов трудовой (профессиональной) деятельности на базе ранее полученного образования, ранее освоенных профессий; подбор оптимальных условий и режимов труда и отдыха в целях исключения факторов, представляющих угрозу прогрес-сирования заболевания, утяжеления инвалидности; индивидуальную адаптацию на производстве; составляют план профессиональной подготовки, переподготовки, индивидуальной адаптации инвалида на производстве в целях его интеграции в общество; подбирают формы профессионального обучения; взаимодействуют с педагогическими работниками, занимающимися обучением, профессиональной подготовкой и пере- подготовкой инвалидов, работниками органов по труду, занятости и социальной защите, а также представителями общественных организаций инвалидов; выносят консультативное заключение в пределах своей компетенции, которое используется МРЭК при вынесении заключения и формировании индивидуальной программы реабилитации инвалида, программы реабилитации потерпевшего вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, Организации — заказчики кадров различных отраслей экономики: проводят совместно с учреждениями образования работу по профориентации обучающихся, информированию о производстве, выпускаемой продукции, конкурентоспособности на рынке труда, об условиях развития производства, привлечению, сохранению и развитию профессиональных кадров; организуют экскурсии на производство с целью формирования устойчивых интересов к рабочим профессиям; принимают участие в днях открытых дверей учреждений профессионального образования с целью ознакомления обучающихся с условиями труда в той или иной профессиональной области, спецификой профессиональной деятельности, перспективами профессионального роста; принимают участие в проведении массовых мероприятий совместно с учреждениями образования (профессиональные праздники, акции, спортивные соревнования, турслеты) с целью профагитации на получение рабочих профессий; проводят работу по профориентации лиц, вступающих в трудовую деятельность, формированию у них интересов к профессиям данного производства в процессе прохождения производственной практики в организациях; обеспечивают реализацию мероприятий по закреплению молодых работников путем планирования их карьеры в организации, социальной поддержки, материального стимулирования; обеспечивают участие своих специалистов в процессе обучения учащихся и студентов в учреждениях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования республики; проводят мероприятия, направленные на создание положительного имиджа рабочего, поиск талантливой молодежи, участие в организации олимпиад и конкурсов для учащихся и студентов; внедряют методы профотбора при подготовке и переподготовке молодых рабочих на производстве, направлении их на обучение в учреждения образования и центры, осуществляют меры по профессиональной, производственной и социальной адаптации молодых рабочих и специалистов; участвуют в разработке профессиографических материалов; участвуют в оборудовании кабинетов профориентации в учреждениях образования. Учреждения культуры (культурно-просветительные учреждения, спортивно-зрелищные комплексы, библиотеки) осуществляют: проведение внеучебных коллективных форм занятий: кружки, секции, факультативы, клубы (по интересам) и т. д. с участием специалистов разных сфер деятельности; организацию выставок для наглядного ознакомления с профессиями, производственными процессами; изготовление и демонстрацию различных видеороликов, фильмов о человеке труда, о трудовых династиях и др.; проведение агитационных мероприятий с участием концертных бригад. В 1& лях осуществления профориентационной работы библиотеки регулярно подбирают, комплектуют профориентацией-ную литературу; изучают читательские интересы, склонности молодежи и рекомендуют им литературу, помогающую в выборе профессии; организуют выставки книг о профессиях, о рынке труда и читательские диспуты-конференции, тематические вечера на темы выбора профессии. Семья заботится о развитии и обучении детей, оказывает содействие в выборе профессии, рода занятий и работы, а также осуществляет: формирование активной жизненной и трудовой позиции детей; привитие детям первоначальных трудовых навыков; ознакомление детей с миром профессий своей семьи, значимых людей; создание условий для развития профессиональных интересов и склонностей детей, участие в формировании личного профессионального плана ребенка. Общественные объединения и организации участвуют в профессиональной ориентации молодежи в соответствии с родом их деятельности, Профориентационная деятельность осуществляется также военными комиссариатами, органами внутренних дел. Для организации методического обеспечения и управления профориентационной работой в учреждениях образования и организациях создаются кабинеты, уголки профориентации, а также общественные советы по профессиональной ориентации. При необходимости организации могут совместно с учреждениями образования, другими заинтересованными создавать объединенные советы по профориентации. ГЛАВА 5 ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ПРОФОРИЕНТАЦИИ НА ВСЕХ ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО IIЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В развитии системы профориентации молодежи особое значение приобретают скоординированные действия базовых звеньев данной системы: учреждений общего среднего, специального образования, учреждений профессионально-технического и среднего специального образования, государственных органов образования, здравоохранения, по труду, занятости и социальной защите, территориальных центров профориентации, учреждений и организаций, средств массовой информации, семьи, общественных объединений и организаций и других социальных институтов, ответственных за воспитание, образование, профессиональное обучение и трудоустройство молодежи. Все этапы профориентации должны быть направлены на активизацию молодежи, формирование стремления к самостоятельному выбору жизненной траектории с учетом полученных знаний о профессиях, перспективах профессионального пути. 5.4. Учреждения профессионально-технического и среднего специального образования Содержание профориентационной работы направлено на повышение популярности, разъяснения социальной значимости рабочих профессий в обществе в целях формирования устойчивой профессиональной направленности, психологической готовности к деятельности в новых социально-экономических условиях, мотивации к профессиональной деятельности каждого обучающегося. С этой целью учреждениям профессионально-технического и среднего специального образования необходимо проводить комплекс мероприятий по профпросвещению (проф-пропаганде, профинформированию и профагитации), профкон-сультированию, профотбору, включающий: организацию работы по профинформированию о потребностях обеспечения отраслей экономики квалифицированными кадрами, положительных сторонах рабочих профессий, укрепления у молодежи мотивации выбора профессии через разработку и выпуск буклетов, календарей, флаеров профориентационной направленности и распространение их через торговую сеть, транспорт, организации культуры, общественного питания; использования возможностей СМИ; обеспечение обучающихся в учреждениях общего среднего образования необходимой информацией о преимуществах получения профессионального образования, о материальном обеспечении, бытовых условиях, традициях учреждения образования, получении дополнительного образования детей и молодежи (кружки, клубы по интересам, секции), трудоустройстве выпускников в соответствии с запросами рынка труда; применение интерактивных форм профагитации (промоакции, профориентационные флеш-мобы, велопробеги и др.)> нацеленных на повышение престижности будущей профессии, формирование профессиональных интересов, намерений и перспектив, используя возможности ГГ-технологий, потенциал интернет-ресурсов, теле- и радиостудий учреждений образования, СМИ; создание профессиональных консультационных пунктов на базе учреждений профессионально-технического и среднего специального образования с целью проведения профдиагностики, оказания помощи обучающимся в уточнении, конкретизации и повышении реалистичности представлений о профессиональной деятельности по выбранной специальности; организацию профессиональных проб с целью формирования устойчивых ориентации на определенную профессию, трудовой образ жизни, профессиональное самоопределение, осознанное отношение к профессии; создание и развитие музеев (музейных экспозиций) на базе учреждений профессионально-технического и среднего специального образования о выпускниках, достигших профессиональных успехов, а также в сфере культуры и спорта, с целью организации профориентационных экскурсий для обучающихся в учреждениях общего среднего образования; проведение мастер-классов для обучающихся в учреждениях общего среднего образования с целью формирования ценностных профессиональных ориентиров; проведение дней открытых дверей с целью профориентации на рабочие профессии (не менее 4 раз в учебном году); организацию экскурсий на производство с целью ознакомления обучающихся в учреждениях общего среднего образования с базовыми организациями учреждений профессионально-технического, среднего специального образования со спецификой профессиональной деятельности, технологией производства, современной техникой; организацию недель по специальностям, месячников профессионального мастерства, профессиональных декад с привлечением обучающихся в учреждениях общего среднего образования: проведение совместно с базовыми организациями, обучающимися в учреждениях общего среднего образования, массовых мероприятий (акции, спортивные соревнования, туристические слеты); организацию встреч с выпускниками учреждений профессионально-технического, среднего специального образования, передовиками и новаторами производства с целью формрфования положительной мотивации к профессиональной деятельности и повышения престижа рабочих профессий; организацию профессиональной и социальной адаптации будущих квалифицированных рабочих и специалистов. 5.6. Органы по труду, занятости и социальной защите Профориентационные услуги комитетом по труду, занятости и социальной защите Минского городского исполнительного комитета, управлениями (отделами) по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов предоставляются: обучающимся VIII и IX классов II ступени учреждений общего среднего образования и обучающимся III ступени учреждений общего среднего образования — профинформирование и профконсультация; безработным, зарегистрированным в установленном порядке, — профинформирование, профконсультация, профотбор, психологическая поддержка; незанятым гражданам — профинформирование, профконсультация, профотбор; гражданам, подлежащим высвобождению в связи с сокращением численности работников в организациях, — профинформирование; руководителям и работникам кадровых служб организаций — профинформирование, профотбор (по заявкам нанимателей); специалистам учреждений системы образования и профессиональной ориентации молодежи — профинформирование; гражданам, находящимся в лечебно-трудовых профилакториях, — профинформирование. ГЛАВА 6 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕПОЛОЖЕНИЯ Настоящая Концепция служит основанием для разработки программ, планов мероприятий в области профориентации граждан в соответствии с ключевыми проблемами рынка труда. Реализация Концепции обеспечивается объединенными и скоординированными действиями государства, хозяйствующих субъектов, общественных организаций и других, социальных институтов, вовлеченных в комплексный процесс профориентации.
|