Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепция развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь

ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Концепция развития профессиональной ориентации моло­дежи (далее — Концепция) представляет собой систему взгля­дов на принципы, приоритетные направления, цели и задачи профессиональной ориентации (далее — профориентация) мо­лодежи в Республике Беларусь.

Концепция разработана с целью выработки целостного под­хода к формированию и осуществлению работы по профориен­тации молодежи в условиях структурной перестройки экономики и необходимости формирования престижа рабочей профессии.

Концепция исходит из признания исключительной роли молодежи как стратегического ресурса развития государства и понимания важности поддержки гражданина на этапе его профессионального становления в процессе включения в со­циально-профессиональную деятельность.

Концепция направлена на создание целостной системы профориентационной работы, которая должна опираться на глубокое знание основных факторов, определяющих форми­рование устойчивой профессиональной направленности, психо­логической готовности к деятельности в условиях рыночных отношений, мотивации к профессиональной деятельности обу­чающихся.

В Концепции определены основные цели, задачи, принци­пы и механизмы развития профориентации молодежи, направ­ленной на обновление и расширение системы подготовки ра­бочих и специалистов, востребованных на рынке труда.

Профориентация является научно обоснованной комплекс­ной системой социально-экономических, психолого-педагогиче­ских, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодежи личностно ориентированной помо­щи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе про­фессии либо смене вида трудовой деятельности.

В условиях конкуренции в мировом экономическом про­странстве, а также негативных демографических тенденций снижения численности населения обостряется проблема форми­рования, воспроизводства и использования трудового потенциала.

Трудовой потенциал общества определяется характером фор­мирования и реализации способности к труду каждого чело­века и в значительной степени зависит от профессионального выбора и успешности получения или смены профессии.

Требования современного производства к уровню профес­сиональной подготовленности кадров обостряют проблемы проф­ориентации молодежи. В нынешних условиях необходим поиск современных подходов к формированию имиджа профессии, раскрывающего новый социально-психологический облик рабо­чего и специалиста, способного к личностному и профессио­нальному самоопределению, профессиональному росту и раз­витию, преодолению социальных и профессиональных стерео­типов, созданию новых жизненных, социальных и профессио­нальных эталонов.

Разработка Концепции обусловлена необходимостью совер­шенствования работы по приведению в соответствие объемов и структуры профессиональной подготовки рабочей силы по­требностям рынка труда, недостаточным участием отраслевых министерств, органов местного управления^ хозяйствующих субъектов и общественных организаций в решении вопросов профориентации, требующих совместных усилий для их раз­решения.

В этих условиях требуют совершенствования научное и научно-методическое обеспечение профориентации молодежи и систе­ма информирования о перспективах развития экономики с уче­том региональных особенностей как отдельных отраслей эконо­мики, так и конкретных предприятий в соответствии с их потребностью в работниках определенных профессий и уровня квалификации.

Целью Концепции является обеспечение развития государ­ственной системы профориентации молодежи в соответствии с приоритетами государственной социально-экономической политики, мировым опытом и ситуацией на рынке труда, со­здание единой системы, охватывающей все уровни и виды проф­ориентации, обеспечивающей разработку и совершенствование нормативной базы и благоприятных условий для эффективного использования трудового потенциала, повышения престижа рабочих профессий.

Концепция направлена на решение следующих задач:

определение основных целей, принципов и приоритетов профориентационной работы;

совершенствование нормативных, правовых, организацион­ных, финансовых, информационных механизмов формирова­ния и осуществления профориентационной работы;

привлечение к участию в управлении системой профориен­тации молодежи представителей общественности и работодателей;

создание условий для активизации работы по профориен­тации молодежи и оказания профориентационных услуг на должном уровне;

подготовка и профессиональное развитие кадрового ресурса профориентационной работы;

проведение фундаментальных и прикладных научных ис­следований в *сфере профориентации молодежи и обеспечение широкого внедрения их результатов в практику;

усовершенствование механизма научно-методического и учебного обеспечения по вопросам профориентации молодежи;

обновление содержания, форм и методов профориентацион­ной работы с различными социальными группами с учетом их специфики;

обеспечение получения и использования в профориентацион­ной работе социально-экономической информации о перспек­тивах развития национальной экономики с учетом региональ­ных особенностей отдельных отраслей экономики в соответ­ствии с их потребностью в работниках определенных профес­сий и уровня квалификации;

формирование новых и совершенствование структуры су­ществующих органов и организаций, осуществляющих проф-ориентациониую работу, с целью повышения ее эффективности.

ГЛАВА 2

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ

Основной целью системы профориентации является удовле­творение интересов общества, государства и личности в обеспе­чении граждан, в особенности молодежи, возможности и спо­собности свободного и осознанного выбора профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным инте­ресам, склонностям, способностям, а также потребностям рын­ка труда в квалифицированных, конкурентоспособных кадрах. Важнейшие задачи профориентации молодежи: оказание профориентационной поддержки в своевременном выборе профессии, учреждения профессионального образова­ния, иных форм профессиональной подготовки;

получение диагностических данных о предпочтениях, склон­ностях и возможностях граждан для осознанного определения будущей профессиональной деятельности;

формирование у обучающихся и выпускников учреждений общего среднего, специального образования мотивационной осно­вы для получения профессионального образования;

обеспечение выпускников учреждений общего среднего, спе­циального образования необходимой информацией о «совре­менном облике» профессий и возможностях карьерного роста;

повышение привлекательности рабочих профессий среди обучающихся и выпускников учреждений общего среднего, специального образования, их законных представителей и пе­дагогических работников, других категорий населения;

развитие системы социально-психологической поддержки молодежи, безработных и других категорий населения;

психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения и профессионального становления молодежи;

формирование информационной среды профориентации;

выработка гибкой системы взаимодействия и социального партнерства в организации системы профориентационного развития и становления.

Профориентация как целенаправленная деятельность по под­готовке молодежи к выбору профессии основывается на идее концептуального характера — взаимосвязи диагностического и воспитательного подходов. Она должна стать неотъемлемым элементом всей кадровой политики и частью двух сопряжен­ных систем: непрерывного образования и эффективной занятости.

В основу деятельности по профориентации молодежи поло­жены:

принцип сознательности в выборе профессии гражданами, выражающийся в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу;

принцип приоритета интересов и возможностей личности, гуманистический характер профориентации;

принцип доступности профессиональной и иной информа­ции, необходимой для выбора профессии, формы обучения и трудоустройства;

принцип обеспечения равных возможностей получения проф­ориентационных услуг независимо от места проживания, учебы или работы, возраста, пола, национальности и религиозного мировоззрения;

принцип развития, предполагающий идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повы-

шения квалификации, увеличения заработка по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т. п.;

принцип взаимосвязи профориентационной работы с прак­тикой, предусматривающий оказание помощи гражданину в вы­боре его будущей профессии в органичном единстве с потреб­ностями рынка труда в квалифицированных кадрах;

принцип систематичности и преемственности в профориен­тации, обеспечивающий организацию профориентационной ра­боты на разных возрастных этапах: дошкольный возраст, млад­ший, средний и старший школьный возраст, обучающаяся и работающая молодежь;

принцип взаимосвязи всех социальных партнеров, заинте­ресованных в профориентационной деятельности, предполага­ющий усиление целенаправленности и координации в совмест­ной деятельности.

ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ

Профориентация осуществляется в следующих формах: профессиональное просвещение (далее — профпросвеще-ние) — организованное информирование о различных профес­сиях, о содержании трудовой деятельности, путях приобрете­ния профессий, потребностях рынка труда, а также требова­ниях профессий к индивидуально-психологическим особенно­стям личности. Данное направление включает в себя профпро-паганду — формирование у молодежи положительной мотива­ции к профессиям, интереса к определенным видам труда, исходя из потребностей региона, разъяснение престижности рабочих профессий, воспитание у молодежи чувства уважения к этим профессиям; профинформирование — ознакомление молодежи с видами экономической деятельности, состоянием рынка труда, потребностями рынка труда в квалифицирован­ных кадрах, содержанием и перспективами развития про­фессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, и профагитацию — формирование устойчивой профессиональной направленности на конкретные профессии, информирование о возможностях профессионального роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;

профессиональная диагностика (далее — профдиагностика) — неотъемлемый компонент в системе профориентации, направлен­ный на максимальное выявление потребностей, интересов и

склонностей каждого человека на разных возрастных этапах. Изучение индивидуальных психологических особенностей мо­жет осуществляться различными способами: от простого на­блюдения за достижениями в освоении учебных дисциплин до использования различных анкет, опросников, традиционных и модифицированных методик по самоопределению граждан;

профессиональная консультация (далее — профконсульта-ция) — оказание помощи молодому человеку в профессиональ­ном самоопределении с целью принятия осознанного решения в выборе профессионального пути с учетом его психологи­ческих особенностей и возможностей, а также потребностей общества; предоставление ему рекомендаций о возможных на­правлениях профессиональной деятельности, наиболее соот­ветствующих его психологическим, физиологическим, психо­физическим особенностям на основе результатов диагностики. Профконсультация стимулирует размышления человека о пер­спективах своего личностного и профессионального самоопре­деления, предоставляя ему определенные ориентиры для оцен­ки собственной готовности к реализации намеченных профес­сиональных планов. При ориентации человека на профессии (пригодные для многих людей) помощь консультируемому со­стоит в нахождении личностного смысла будущей деятельности;

трудовое и профессиональное воспитание (далее — профвос-питание) включает ряд мер по формированию склонностей и профессиональных интересов молодежи, воспитание профес­сиональных интересов, уважения к труду и профессии. Это на­правление профориентационной работы предполагает повыше­ние эффективности учебной работы в учреждениях образова­ния, вовлечение обучающихся в разнообразные виды внеучебной общественно-полезной деятельности, стимулирование их по­знавательных возможностей, самопознания и самовоспитания;

профессиональный отбор (далее — профотбор) — определе­ние степени профессиональной пригодности человека к кон­кретной профессии (специальности) в соответствии с норматив­ными требованиями. Профессиональная пригодность — соот­ветствие данных личности требованиям выбираемой профес­сии, возможности человека по овладению какой-либо профес­сиональной деятельностью. Она определяется такими крите­риями, как успешность овладения профессией и степень удов­летворенности человека своим трудом. Профотбор позволяет решить ряд социально-экономических проблем: повышение производительности труда, экономия финансовых и материально-технических ресурсов, снижение травматизма и аварийности.

В процессе профотбора предусматривается диагностика доста­точно устойчивых психофизиологических функций психиче­ских процессов, свойств и состояний. Помимо врожденных, диагностируются и приобретенные в процессе жизнедеятель­ности социально-психологические качества — коммуникатив­ность, склонность к лидерству, конформизм, направленность личности, в том числе и интерес как мотивационно-обуслов-ленное отношение к профессии;

профессиональная и социальная адаптация (далее — проф-адаптация) — система мер, направленная на приспособление молодого человека к производству, новому социальному окру­жению, условиям труда, особенностям конкретной ситуации и способствующая профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профес­сиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессио­нализма. Успешность профессиональной адаптации является одним из главных критериев правильного выбора профессии, оценкой эффективности всей профориентационной работы;

психологическая поддержка — система социально-психоло­гических способов и методов, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности, повышению ее конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к условиям реализации собственной профессиональной карье­ры; содействие полноценному психическому развитию лично­сти, предупреждение возможных личностных и межличност­ных проблем и социально-психологических конфликтов.

Все перечисленные составляющие профориентации взаимо­связаны, находятся во взаимодействии и дополняют друг друга, образуя определенную структуру, в рамках которой строится профориентационная работа.

ГЛАВА 4 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ

Система профориентации молодежи включает две взаимодей­ствующие составляющие — государственную и общественную и имеет общегосударственный, территориальный уровень.

Управление системой профориентации граждан на обще­государственном уровне осуществляют в соответствии со своими полномочиями:

Министерство труда и социальной защиты Республики Бела­русь — по всем социальным группам незанятого и занятого трудоспособного населения, обращающегося в органы государст­венной службы занятости населения;

Министерство образования Республики Беларусь — по всем категориям обучающихся и воспитанников в учреждениях до­школьного, общего среднего, специального, профессионально-технического, среднего специального, высшего и дополнитель­ного образования;

Министерство здравоохранения Республики Беларусь — в от­ношении лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья, инвалидов;

Министерство культуры Республики Беларусь — в рамках организации культурных мероприятий, направленных на про­паганду профессий, специальностей, востребованных на рынке труда;

Национальная государственная телерадиокомпания Респуб­лики Беларусь — в рамках распространения информации, отра­жающей ситуацию на рынке труда, создания серии теле- и радиопрограмм, направленных на формирование престижа ра­бочих профессий.

Научно-методическое обеспечение проведения профориента­ционной работы осуществляют научно-методическое учреждение «Национальный институт образования»; учреждение образова­ния «Республиканский институт профессионального образова­ния», государственное учреждение образования «Республикан­ский институт высшей школы», государственное учреждение образования «Академия последипломного образования» и дру­гие учреждения.

Управление системой профориентации молодежи на тер­риториальном уровне обеспечивают местные органы власти и органы местного самоуправления. В целях осуществления коор­динации деятельности в области профориентации по решению соответствующего органа исполнительной власти могут созда­ваться территориальные и областные центры профориентации молодежи, областные координационные советы по вопросам профориентации населения.

Министерство труда и социальной защиты Республики Бела­русь, комитеты по труду, занятости и социальной защите облисполкомов и Минского горисполкома;

осуществляют координацию профориентационной работы в территориальных органах по труду, занятости и социальной защите, оказывают информационную, методическую и консульта­ционную помощь;

разрабатывают соответствующие нормативные правовые акты, методические пособия, профессиографические и другие материалы;

организовывают исследовательскую и экспериментальную работу с целью выработки наиболее эффективной технологии ведения профориентационной работы с различными категория­ми обратившегося населения;

организовывают изучение и распространение передового зарубежного опыта профориентации молодежи;

организовывают разработку и осуществляют контроль за вы­полнением государственной и региональных программ содей­ствия занятости населения в части профориентации населения;

организовывают профориентационное обслуживание безработ­ной молодежи, направляемой на обучение;

изучают структуру рынка труда и разрабатывают меры по профориентации, профессиональной подготовке молодежи и не­прерывному профессиональному обучению взрослого населения на протяжении всей активной жизни, в том числе и инвалидов.

Министерство образования Республики Беларусь, управле­ния образования облисполкомов, комитет по образованию Мин­ского горисполкома:

осуществляют руководство подведомственными учреждения­ми и органами управления образованием в работе по проф­ориентации обучающейся молодежи;

обеспечивают создание соответствующих подразделений по профориентации, содействуют их оснащению учебно-методиче­скими пособиями, профдиагностическим и другим оборудованием;

внедряют методы профотбора и профпрдбора в работу по комплектованию учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования;

на основании изучения текущей и перспективной потреб­ности в специалистах и рабочих на республиканском, район­ном и местном уровнях разрабатывают мероприятия по проф­ориентации детей и молодежи, проблемам развития профессио­нальных интересов, трудовых навыков и умений, формирова­ния престижа рабочих профессий;

развивают нормативную и организационно-методическую базу по профориентации детей и молодежи;

организовывают работу по переподготовке и повышению ква­лификации педагогических работников по вопросам профориен­тации, обмен опытом их работы в данной области, научно-ис­следовательскую и экспериментальную деятельность;

разрабатывают и реализуют меры по улучшению проф­ориентации в учреждениях образования;

организовывают разработку справочно-информационных материалов, методических пособий, профессиографических и других материалов;

устанавливают порядок предоставления информации учреж­дениями профессионально-технического и среднего специаль­ного образования в СМИ с привлечением организаций — за­казчиков кадров в целях повышения информированности обу­чающихся о престижности профессий, о преимуществах обу­чения в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования, об успешности выпускников, о тру­довых династиях, о победителях конкурсов профессионального мастерства, «Лучший по профессии» и др.;

разрабатывают и утверждают графики посещения выпуск­никами учреждений общего среднего, специального образова­ния учреждений профессионально-технического и среднего спе­циального образования и контролируют их выполнение;

организовывают для выпускников учреждений общего сред­него, специального образования проведение кинолекториев с показом кинофильмов о рабочих профессиях;

организовывают мероприятия, посвященные профессиональ­ным праздникам с привлечением организаций — заказчиков кадров, работников учреждений профессионально-технического и среднего специального образования, обучающихся учрежде­ний общего среднего, специального образования и их родителей;

организовывают конкурсы на лучшую презентацию или видеоролик о профессии среди учреждений профессионально-технического и среднего специального образования региона
для профагитации;

создают на сайтах облисполкомов, Мингорисполкома, гор-(рай)исполкомов страницы профориентационной направленности, на которых представлена информация о востребованных про­фессиях региона, местах их получения и возможности трудо­устройства; обеспечивают контроль за созданием, наполнением и обновлением сайтов учреждений образования;

включают в программы повышения квалификации педаго­гических работников вопросы по совершенствованию проф­ориентационной работы среди обучающихся, осуществляют про­ведение целевых курсов по использованию современных форм профориентации;

организовывают работу по подготовке педагогов-профориен-тологов, переподготовке и повышению квалификации работни­ков образования по вопросам профориентации, обмен опытом их работы в данной области, научно-исследовательскую и экс­периментальную деятельность.

Министерство здравоохранения, управления здравоохране­ния облисполкомов (комитет по здравоохранению Мингорис­полкома), подчиненные организации здравоохранения:

при наличии медицинских показаний осуществляют ока­зание пациентам медицинской помощи на основании клини­ческих протоколов или методов оказания медицинской помощи;

медицинские работники организаций здравоохранения осуществляют в установленном порядке проведение медицин­ских осмотров молодежи с целью выдачи медицинской справ­ки о состоянии здоровья, содержащей информацию о годности к работе в данной профессии;

одновременно, при осуществлении медицинских осмотров, дают разъяснения и медицинские рекомендации о противопока­заниях к трудовой деятельности с учетом установленных за­болеваний и патологических состояний, которые могут по­влиять на решение задач профессионального самоопределения молодежи.

В отношении инвалидов, в том числе детей-инвалидов, спе­циалисты кабинета медико-профессиональной реабилитации, являющегося структурным подразделением медико-реабили­тационной экспертной комиссии (далее — МРЭК), выполняют следующие функции:

проводят профессиональную диагностику, профессиональный подбор, профессиональную консультацию детей-инвалидов в целях выбора профессии, соответствующей состоянию здоровья, интересам, склонностям, задаткам профессиональных способ­ностей, конъюнктуре рынка труда и возможности их последу­ющего трудоустройства;

проводят профориентацию инвалидов в трудоспособном воз­расте в целях определения их возможностей к профессиональ­ной подготовке, переподготовке и последующей занятости, ко­торая включает:

профинформирование и консультацию;

профиодбор доступных видов трудовой (профессиональной) деятельности на базе ранее полученного образования, ранее освоенных профессий;

подбор оптимальных условий и режимов труда и отдыха в целях исключения факторов, представляющих угрозу прогрес-сирования заболевания, утяжеления инвалидности;

индивидуальную адаптацию на производстве;

составляют план профессиональной подготовки, перепод­готовки, индивидуальной адаптации инвалида на производстве в целях его интеграции в общество;

подбирают формы профессионального обучения;

взаимодействуют с педагогическими работниками, занима­ющимися обучением, профессиональной подготовкой и пере-

подготовкой инвалидов, работниками органов по труду, заня­тости и социальной защите, а также представителями общест­венных организаций инвалидов;

выносят консультативное заключение в пределах своей ком­петенции, которое используется МРЭК при вынесении заклю­чения и формировании индивидуальной программы реабили­тации инвалида, программы реабилитации потерпевшего вслед­ствие несчастного случая на производстве или профессиональ­ного заболевания,

Организации — заказчики кадров различных отраслей эко­номики:

проводят совместно с учреждениями образования работу по профориентации обучающихся, информированию о производ­стве, выпускаемой продукции, конкурентоспособности на рын­ке труда, об условиях развития производства, привлечению, сохранению и развитию профессиональных кадров; организуют экскурсии на производство с целью формирования устойчи­вых интересов к рабочим профессиям;

принимают участие в днях открытых дверей учреждений профессионального образования с целью ознакомления обуча­ющихся с условиями труда в той или иной профессиональной области, спецификой профессиональной деятельности, перспек­тивами профессионального роста;

принимают участие в проведении массовых мероприятий совместно с учреждениями образования (профессиональные праздники, акции, спортивные соревнования, турслеты) с целью профагитации на получение рабочих профессий;

проводят работу по профориентации лиц, вступающих в тру­довую деятельность, формированию у них интересов к профес­сиям данного производства в процессе прохождения производ­ственной практики в организациях;

обеспечивают реализацию мероприятий по закреплению молодых работников путем планирования их карьеры в органи­зации, социальной поддержки, материального стимулирования;

обеспечивают участие своих специалистов в процессе обуче­ния учащихся и студентов в учреждениях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования республики;

проводят мероприятия, направленные на создание положи­тельного имиджа рабочего, поиск талантливой молодежи, участие в организации олимпиад и конкурсов для учащихся и студентов;

внедряют методы профотбора при подготовке и перепод­готовке молодых рабочих на производстве, направлении их на обучение в учреждения образования и центры, осуществляют меры по профессиональной, производственной и социальной адаптации молодых рабочих и специалистов;

участвуют в разработке профессиографических материалов;

участвуют в оборудовании кабинетов профориентации в учреж­дениях образования.

Учреждения культуры (культурно-просветительные учреждения, спортивно-зрелищные комплексы, библиотеки) осуществляют:

проведение внеучебных коллективных форм занятий: круж­ки, секции, факультативы, клубы (по интересам) и т. д. с уча­стием специалистов разных сфер деятельности;

организацию выставок для наглядного ознакомления с про­фессиями, производственными процессами;

изготовление и демонстрацию различных видеороликов, филь­мов о человеке труда, о трудовых династиях и др.;

проведение агитационных мероприятий с участием кон­цертных бригад.

В 1& лях осуществления профориентационной работы биб­лиотеки регулярно подбирают, комплектуют профориентацией-ную литературу;

изучают читательские интересы, склонности молодежи и ре­комендуют им литературу, помогающую в выборе профессии;

организуют выставки книг о профессиях, о рынке труда и читательские диспуты-конференции, тематические вечера на темы выбора профессии.

Семья заботится о развитии и обучении детей, оказывает содействие в выборе профессии, рода занятий и работы, а так­же осуществляет:

формирование активной жизненной и трудовой позиции детей;

привитие детям первоначальных трудовых навыков;

ознакомление детей с миром профессий своей семьи, значи­мых людей;

создание условий для развития профессиональных интере­сов и склонностей детей, участие в формировании личного профессионального плана ребенка.

Общественные объединения и организации участвуют в про­фессиональной ориентации молодежи в соответствии с родом их деятельности, Профориентационная деятельность осуществляется также военными комиссариатами, органами внутренних дел.

Для организации методического обеспечения и управления профориентационной работой в учреждениях образования и ор­ганизациях создаются кабинеты, уголки профориентации, а также общественные советы по профессиональной ориентации.

При необходимости организации могут совместно с учрежде­ниями образования, другими заинтересованными создавать объединенные советы по профориентации.

ГЛАВА 5

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ПРОФОРИЕНТАЦИИ НА ВСЕХ ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО IIЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ

В развитии системы профориентации молодежи особое зна­чение приобретают скоординированные действия базовых звень­ев данной системы: учреждений общего среднего, специаль­ного образования, учреждений профессионально-технического и среднего специального образования, государственных орга­нов образования, здравоохранения, по труду, занятости и со­циальной защите, территориальных центров профориентации, учреждений и организаций, средств массовой информации, семьи, общественных объединений и организаций и других социаль­ных институтов, ответственных за воспитание, образование, профессиональное обучение и трудоустройство молодежи.

Все этапы профориентации должны быть направлены на активизацию молодежи, формирование стремления к само­стоятельному выбору жизненной траектории с учетом получен­ных знаний о профессиях, перспективах профессионального пути.

5.4. Учреждения профессионально-технического и среднего специального образования

Содержание профориентационной работы направлено на повышение популярности, разъяснения социальной значимо­сти рабочих профессий в обществе в целях формирования устой­чивой профессиональной направленности, психологической готовности к деятельности в новых социально-экономических условиях, мотивации к профессиональной деятельности каж­дого обучающегося. С этой целью учреждениям профессионально-технического и среднего специального образования необходимо проводить комплекс мероприятий по профпросвещению (проф-пропаганде, профинформированию и профагитации), профкон-сультированию, профотбору, включающий:

организацию работы по профинформированию о потребно­стях обеспечения отраслей экономики квалифицированными кадрами, положительных сторонах рабочих профессий, укреп­ления у молодежи мотивации выбора профессии через разра­ботку и выпуск буклетов, календарей, флаеров профориента­ционной направленности и распространение их через торговую сеть, транспорт, организации культуры, общественного пита­ния; использования возможностей СМИ;

обеспечение обучающихся в учреждениях общего среднего образования необходимой информацией о преимуществах полу­чения профессионального образования, о материальном обеспече­нии, бытовых условиях, традициях учреждения образования, получении дополнительного образования детей и молодежи (кружки, клубы по интересам, секции), трудоустройстве вы­пускников в соответствии с запросами рынка труда;

применение интерактивных форм профагитации (промоакции, профориентационные флеш-мобы, велопробеги и др.)> нацелен­ных на повышение престижности будущей профессии, формиро­вание профессиональных интересов, намерений и перспектив, используя возможности ГГ-технологий, потенциал интернет-ресурсов, теле- и радиостудий учреждений образования, СМИ;

создание профессиональных консультационных пунктов на базе учреждений профессионально-технического и среднего спе­циального образования с целью проведения профдиагностики, оказания помощи обучающимся в уточнении, конкретизации и повышении реалистичности представлений о профессиональ­ной деятельности по выбранной специальности;

организацию профессиональных проб с целью формирова­ния устойчивых ориентации на определенную профессию, тру­довой образ жизни, профессиональное самоопределение, осо­знанное отношение к профессии;

создание и развитие музеев (музейных экспозиций) на базе учреждений профессионально-технического и среднего специ­ального образования о выпускниках, достигших профессио­нальных успехов, а также в сфере культуры и спорта, с целью организации профориентационных экскурсий для обучающих­ся в учреждениях общего среднего образования;

проведение мастер-классов для обучающихся в учрежде­ниях общего среднего образования с целью формирования цен­ностных профессиональных ориентиров;

проведение дней открытых дверей с целью профориента­ции на рабочие профессии (не менее 4 раз в учебном году);

организацию экскурсий на производство с целью озна­комления обучающихся в учреждениях общего среднего об­разования с базовыми организациями учреждений профессио­нально-технического, среднего специального образования со спецификой профессиональной деятельности, технологией про­изводства, современной техникой;

организацию недель по специальностям, месячников профес­сионального мастерства, профессиональных декад с привлече­нием обучающихся в учреждениях общего среднего образования:

проведение совместно с базовыми организациями, обучающи­мися в учреждениях общего среднего образования, массовых мероприятий (акции, спортивные соревнования, туристические слеты);

организацию встреч с выпускниками учреждений профессио­нально-технического, среднего специального образования, пе­редовиками и новаторами производства с целью формрфования положительной мотивации к профессиональной деятельности и повышения престижа рабочих профессий;

организацию профессиональной и социальной адаптации будущих квалифицированных рабочих и специалистов.

5.6. Органы по труду, занятости и социальной защите

Профориентационные услуги комитетом по труду, занятости и социальной защите Минского городского исполнительного комитета, управлениями (отделами) по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов предоставляются:

обучающимся VIII и IX классов II ступени учреждений об­щего среднего образования и обучающимся III ступени учреж­дений общего среднего образования — профинформирование и профконсультация;

безработным, зарегистрированным в установленном поряд­ке, — профинформирование, профконсультация, профотбор, психологическая поддержка;

незанятым гражданам — профинформирование, профконсуль­тация, профотбор;

гражданам, подлежащим высвобождению в связи с сокра­щением численности работников в организациях, — профин­формирование;

руководителям и работникам кадровых служб организаций — профинформирование, профотбор (по заявкам нанимателей);

специалистам учреждений системы образования и профес­сиональной ориентации молодежи — профинформирование;

гражданам, находящимся в лечебно-трудовых профилак­ториях, — профинформирование.

ГЛАВА 6 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕПОЛОЖЕНИЯ

Настоящая Концепция служит основанием для разработки программ, планов мероприятий в области профориентации граждан в соответствии с ключевыми проблемами рынка труда.

Реализация Концепции обеспечивается объединенными и скоординированными действиями государства, хозяйствующих субъектов, общественных организаций и других, социальных ин­ститутов, вовлеченных в комплексный процесс профориентации.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Реализация предложений Концепции | Воронеж 2012
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.027 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал