![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Естественное наблюдение
Тип исследования, обладающий двумя характеристиками: а) на-блюдатель не пытается манипулировать каким-либо аспектом ситу-ации, а просто наблюдает и регистрирует события; б) наблюдение происходит не в искусственной среде, создаваемой в лаборатории, а в естественной обстановке, где обычно встречается данное поведе-ние. Существует два основных вида естественного наблюдения — так называемое «включенное», или активное наблюдение, и пассив-пое наблюдение. В первом случае наблюдатсль присоединяется к де-ятельности, происходящей в группе, чтобы получить более точную информацию о поведении ее членов. При этом члены группы не знают об истинном занятии и целях наблюдателя. Во втором случае наблюдатель старается оставаться незаметным и регистрирует ха-рактерные детали индивидуального или группового поведения. Чтобы наблюдение было эффективным, исследователь должен: • Разработать соответствующие способы регистрации и клас-сификации полученных сведений. • Выполнить ряд предварительных исследований для того что-бы убедиться, что все наблюдатели будут сходным образом интерпретировать наблюдаемое событие (см. Перекрестная падежностъ). Аргументы за: • Главным преимуществом методов естественного наблюде-ния является возможность изучать поведение в естественной
обстановке, без экспериментальных или лабораторных огра-ничений. • Поскольку естественнос наблюдение обычно продолжается в течение более длительного времени. чем при типичном ла-бораторном эксперименте, наблюдатель может глубже и полнее изучить интересующее его поведение. Аргументы против: • Поскольку наблюдатель не может контролировать иезависи-мую перемеиную, то он не в состоянии делать выводы о при-чинно-следственных связях. • Если участники узнают о присутствии наблюдателя, их пове-дение станет менее естественным из-за реакции на изменив-шуюся обстановку. Естественный отбор Часть дарвиновской теории эволюции, объясняющая, почему некоторые представители одного вида производят на свет боль-ше потомства, чем другие. Согласно этой теории, животные, хо-рошо адаптированные к среде своего обитания, производят больше потомства, чем хуже адаптированные животные. Со вре-менем характеристики, дающие одному животному преимуще-ства перед другим (в контексте выживания и репродуктивных возможностей), распространяются на вид в целом. Наиболее эср-фективными характеристиками являются те, которые повышают шансы животного на выживание и улучшают его репродуктив-ные способности. Резюме этой теории выглядит следующим образом: • Индивидуальные представители любого вида отличаются друг от друга (генетические различия). • Все организмы обладают огромным репродуктивным потен-циалом, но размер популяций в целом остается постоянным. Следовательно, существует соперничество за ресурсы (пища, территория, партнеры для спаривания). • В результате этого соперничества некоторые организмы производят больше потомства, чем другие. Потомство на-следует характеристики своих родителей, и эволюционные перемены закрепляются в процсссе естественного отбора.
• Вследствие естественного отбора организмы лучше адаптируются к среде своего обитания. Компоненты теории естественного отбора
|