Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психическое расстройс-тво






Общий термин, указывающиш на то, что психическое состояние человека дает основание для тсихиатрического вмешательства.

п

Хермин также подразумевает. что сиюрмалыюе поведеиие обуслов-лено факторами, сходными с теми, которые могут вызвать сомати-ческое (физическое) заболевание. Противники этой точки зрения указывают на то. что в отличие от объективных симптомов физи-ческого заболевания, симптомы психического расстройства носят субъективный характер.

Психоанализ

Термин употребляется в трех основных смыслах: 1) теоретичес-кое направление в психологии; 2) особая методология исследова-ния психики; 3) псих*отсрапевтический метод.

Создание психоанализа связано в первую очередь с именем Зиг-мунда Фрейда. Этот подход основан на идее о том, что поведение человека определяется не только и не столько сознанием, сколько бессозиателыіъш. Согласно Фрейду, невротические проблемы в зрелом возрасте являются следствием внутренних конфликтов на фаллической (эдиповой) стадии развития.

Задача психоанализа как терапевтического метода состоит в том, чтобы помочь пациенту осознать истинную причину его стра-даний, скрытую в бессознательном, выявить забытые травмирую-щие переживания и как бы пережить их заново. Выведение подав-ленных конфликтов на осознанный уровень позволяет исследовать и решать их.

Особенности отношений пациента и терапевта в психоаналити-ческом процессе отражают следующие основные явления и методы:

• Метод свободных ассоциаций: пациенту предлагается сво-бодно рассказывать обо всем, что приходит в голову (иног-да — лежа на кушетке). Таким образом пациент может вы-вести на осознанный уровень травмирующие воспомина-ния, которые были подавлены или подвергались цензуре со стороны Эго.

• Резистентность (сопротивление): иногда пациент пытается блокировать обсуждение, быстро изменяя тему разговора, или даже активно противится действиям терапевта. Фрейд считал сопротивление важным фактором, указывающим на чувствительные области в подсознании пациента.

• Анализ сновидений: психосшалитик пытается раскрыть и ин-терпретировать символическую природу сновидений паци-ента. Реальные заботы и тревоги пациента часто обретают в

сновидениях причудливую фоэрму и переживаются символп-чески. т. е. во сне пациент вшдит нечто, символизирующее скорсе саму тревогу, чем ее пршчину. К примеру, когда во сне мы выходим на перекресток ш думаем, какую дорогу следует выбрать. это может символизіировать важное жизненное ре-шение, предстоящее в будущегм. Реальные тревоги пациента часто скрываются за этой симіволической формой, чтобы за-щитить сознательный разум от непосредственного осозна-ния проблемы.

• Интерпретации: психоаналитгик предлагает истолкованис мыслей, поступков и сновидеший пациента, выявляя участву-ющие в них защитпые механшзмы. Терпеливо ожидая, пока сам пациент не придет к опрегделенным выводам, психоана-литик может повысить качестгво интерпретации.

• Несогласие: с интерпрстациями связана проблема несогла-сия пациента. Аналитик можсет иметь веские основания для предположения о том, что нессогласие с его интерпретацией является очередным примерош действия защитных механиз-мов пациента.

Перенос (смещение аффектса): пациент, испытывающий внутренний конфликт, можетг перенести подавленные чув-ства (например, по отношенико к родителям) на психоанали-тика. Это обычно означает, чтго внутренний конфликт выхо-дит на уровень осознанного вюсприятия. Психоаналитик по-ощряет этот процесс и способіствует ему.

Оценки психоанализа:

• Центральная проблема заключіается в том, можно ли вообще назвать пациента полностью шзлечившимся. По мнению не-которых критиков, критерии шзлечения в психоанализе име-ют субъективный характер.

• Некоторые исследования пожазали, что люди, которые проходят полный курс психсэанализа, чувствуют себя не-многим лучше тех, кто вообгще не обращался к психоанали-тику.

• По всей видимости, психоангализ оказывает благотворное воздействие лишь на определешных пациентов и гораздо ме-нее эффективен при терапии острых психоиатологических расстройств.

п

ПІсихоаналитик (аналитик)

Специалист, прошедший обучение психоаиализу в соответствии с прюфессиональными стандартами и практикуюший лечение сво-их піациентов этим методом.

ГПсихогенные расстройства

Віиды анормалыюго поведеиия, вызванные преимущественно психюлогическими или эмоциональными факторами. такими как бесгаокойство, стресс на работе или бессознательные жслания.

ГПсиходинамика

Термин имеет два главных значения. Во-первых, он обозначает люб; ую теорию, описывающую изменение и развитие личносты, а во взторых — те психобиологические теории, где драйв является центгральным понятием в процессе развития организма. Оба эти поджода подчеркивают важность изменения (т. е. человеческий оргашизм рассматривается как совокупность динамических, или постгоянно изменяющихся процессов). Наиболее известной психо-дингамической теорией является фрейдистский психоапализ.

Психодрама

Метод групповой психотерапии, основанный на действии. Ра-зыггрывается несколько сцен, изображающих, например, события проішлого участника группы, внутренние драмы, фантазии, сны и т. д.. Роли в драме главного действующего лица (протогониста) могзут взять на себя другие участники группы.

Осиходрама дает человеку возможность в безопасной терапев-тичсской обстановке, под наблюдением терапевта, ведущего груп-пу, іисследовать свои эмоциональные проблемы и разрешить глу-биншые внутренние конфликты.

Психоз

Глубокое расстройство психики, при котором у человека серь-езно) нарушается контакт с реальностью. Психотики слабо или не-адек< ватно реагируют на стимулы окружающей среды, иногда пол-ностгью замыкаясь в собственном мире и не реагируя на происхо-дяіщее вокруг. В некоторых случаях они испытывают галлюцииации или впадают в бредовое состояние. Хотя психоз может иметь не-сколіько разных причин, включая злоупотребление медицинскими прешаратами, старческое слабоумие и травму головного мозга,

17-10656

п

наиболее распространенной фюрмой этого состояния является иш-зофрепия.

Психокинез

Способность влиять на фгазические события без прямого вме-шательства. Относится к облассти паранормальных явлений, изуча-емых парапсихологией.

Психолингвистика

Термин имеет широкое знаічение в психологии и описывает все. что имеет отношение к челове^ческому языку. Сюда относится при-рода языка, механизм овладешия языком, изучение грамматики, раз-витие навыков чтения и т. д.

Психологическая войіна

Использование психологичіеских знаний, методов и навыков в конфликтных ситуациях. Хоігя самым распространенным приме-ром психологической войны является пропаганда, психологи пре-успели и в разработке других: методов, включая следующие:

• Военная тактика: методіы получения и обработки информа-ции на поле боя для бошее точной оценки всевозможных ас-пектов сражения. В посшеднее время для этой цели все шире используются компьютеры.

• Тренировка животных: к этой области относятся легенды о дельфинах-камикадзе, сжаряженных взрывчаткой и обучен-ных подплывать к босевым кораблям противника. Китов обучали поднимать снафяды с глубины, далеко превосходя-щей возможности водошазной техники. В 1940-х годах Скии-иер продемонстрировал,, что с помощью выработки инстру-мептальных условных реефлексов голубей можно научить си-деть на носовом конусе снаряда, летящего со скоростью 600 миль в час, и направлятгь его вплоть до сближения с целью. Лишь с разработкой бошее изощренных систем управления и наведения к проблеме тгренировки животных в военных це-лях перестали относитыся серьезно.

• Методы допроса прешназначены для подавления воли допрашиваемого и раз]рушения его личпости. Допрашива-ющий манипулирует гсордостью и достоинством человека, часто прибегая к жестожим способам (например, запрещает

п

ходить в туалет, заставляя человека рано или поздно опо-рожнять мочевой пузырь). Использование методик сенсор-ной депривации. таких как полная изоляция и лишение сна, оказалось эффективным для подавления воли некоторых лгодей, хотя другим удавалось сохранить относительно яс-ное мышление. У людей, остро реагирующих на этот вид депривации, развиваются такие негативные реакции, как де-зориентайия, повышенное беспокойство, гсиічюцииаціш, тре-вожные предчувствия и депрессия. Методики сенсорной деп-ривации не оставляют видимых следов, поэтому почти не-возможно доказать их использование. • Специальные методы, включая использование радиопередач и листовок, предназначенных для деморализации противни-ка. Во время Второй мировой войны японцы играли амери-канским солдатам музыку Глена Миллера, чтобы они тоско-вали по дому и не хотели сражаться. Во Вьетнаме американ-ские вертолеты транслировали признания пленных вьеткон-говских солдат даже во время сражения. Поскольку для вьетнамцев очень важно умереть у себя дома, с воздуха раз-брасывались листовки, напоминающие родственникам об их сыновьях, умирающих далеко от дома. Эффект этой тактики особенно усиливался во время важных праздников — напри-мер, вьетнамского Нового года.

Психологическая зависимость

Зависимость от химических веществ, возникающая вследствие стресса или первичного злоупотребления этими веществами. Тер-мин «психологическая зависимость» используется в тех случая, когда употребление вещества не обязательно для нормального фи-зического функционирования организма (ср. с физической зависи-мостъю). Скорее, у человека вырабатывается влечение к препара-ту, так как его использование связано с приятными чувствами или ощущениями. Марихуана является примером вещества, которое может привести к психологической, но не к физической зависимо-сти.

Психологическое консультирование

Специфические отношения между двумя людьми, при кото-рых один человек помогает другому помочь самому себе. Это способ общения, позволяющий другому человеку изучать свои

17*

п

чувства, мьксли и поведение. чтобы прийти к более ясному по-ниманию саімого себя. а затем открыть и использовать своц сильные стозроны, опираясь на внутренние ресурсы для более эффективноіго распоряжения своей жизныо через принятие пра-вильных ре: шений и совершение целенаправленных действий (определенше Британской ассоциации консультирующих психо-логов).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал