![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Шизофрения
Серьезное психическое заболіевание, для которого характерны значительные нарушения деесшособности. Шизофреники могут проявлять ряд тревожных и пуггающих симптомов: • Бессвязность мыслей: рассуждения шизофреника кажутся не-ясными и непоследователіьными для окружающих. Кроме того, шизофреники часто) впадают в бредовое состояние и
вольно.интерпретируют сооытия осз какои-лиоо связи с ре-альностью. • Перцсптуальные искажения: склонность воспринимать окру-жающий мир иначе, чем психически здоровые люди. К ним относятся гсиѵ иоцшшции и нсспособность различать эмоиио-налыюе состояние окружающих. • Эмоциональные нарушения: некоторыс шизофреники вооб-ще не проявляют эмоций. другие могут проявлять неадекват-ные эмоциональные реакции. • Моторные нарушения: больные шизофренией могут демон-стрировать необычные физические действия — беспричин-ный смех, суетливые движения или полная неподвижность в течсние нескольких часов. • Нарушение социальной функции: неспособность поддержи-вать общественные отношения с другими людьми. Слабыс социальные навыки приводят к общему низкому качеству жизни. Шизофреников можно подразделить на больных с негативны-ми и позитивными симптомами. Позитивные симптомы означают наличие характеристик, отсутствующих у здоровых людей (напри-мер, галлюцинаций). Негативные симптомы означают отсутствие характеристик, присутствующих у здоровых людей (апатия, отсут-ствие эмоций и т. д.). Выявление комплексных причин шизофрении привело к значи-тельным разногласиям между врачами-психиатраѵ ш и учеными- психопогами. Вот некоторые главные объяснения: • Геііетические объяснения подчеркивают важность генети-ческой предрасположенности к шизофрении у отдельных личностей. Возможность развития этой предрасположенно-сти зависит от домашней обстановки и отношения окружа-юших людей (см. Парадигма предраспо.чожеіиіости к стрес-су). • Биохимические объяснения подчеркивают роль ііейротраис-миттера дофамина в развитии расстройства (см. Дофсшино-вая гипотеза). • Все болынее число медицинских свидетельств подтверждает мнение, что шизофрения связана с повреждением специфи-ческих участков головиого мозга. В частности, у шизофрени- ш ков наблюдается увеличсниее мозговых желудочков (полос-тей в головном мозге). что мсожет быть следствисм поврежде-ния других участков, распоэложенных в непосредственной близости от них. При лечении шизофрении примиеняются в основном антипсихо-тическис препараты. устраняюшиее многие симптомы (однако не-эффсктивные примерно в 30—40%) случаев), и психотерапевтичес-кие методы, такие как инсайт-твршітя и семейная терапия. Суще-ствуют разные взгляды на то, следцует ли лечить шизофреников в специальных учреждениях или в сеемейном кругу. Несмотря на за-боту семьи и общества, многие шиззофреники проходят курс стаци-онарного лечения, возвращаются ідомой и через некоторое время снова ложатся в клинику. Отсутс: твие адекватной поддержки со стороны семьи и общества может привести к обострению шизоф-ренического расстройства. Шкала Векслера для измлерения интеллекта у взрослых людей Тест на умственные способиоости, определяющий интеллект взрослых людей по таким категорриям, как вербальные навыки и умственная производительность. Далее каждая из этих категорий подразделяется на отдельные споссобности, по которым проводит-ся оценка специфических навыков.і. Шкала внешних и внутрегнних признаков Измеритсльная шкала, предназвначенная для определения лич-ного отношения человека к событииям, происходящим в его жизни. Оценка производится по двум парэаметрам: в какой мере происхо-дящее является результатом личшых навыков и намерений или обусловлено внешними факторамги, неподвластными человеку. К примеру, человек, склонный к ситууационпой атрибуции, может по-лагать, что большинство событий [ в его жизни является результа-том удачи или «судьбы». Те, кто ссклонен к характериой атрибу-ции, рассматривают успех в жизниі как результат личных навыков и упорной работы. Шкала Лайкерта Шкала, используемая для измеррения степени индивидуального согласия или несогласия с категоррическими высказываниями типа ш «у психологов есть ответы на все жизненныс проблемы». Обычно используется пять уровней согласия или несогласия, начиная от «полностью согласен», через «не уверен», до «совершенно не со-гласен». Шкала половых ролей по Бему Измерительная шкала, оцснивающая женшин и мужчин по 20 характеристикам, которые обычно считаются желательными для мужчин (напористость. честолюбие, агрессивность и т. д.), и по 20 характеристикам, считаюшимися желательными для жен-щин (сопсреживание, преданность, нежность и т. д.). Респоиден-тов просили оценить себя по семибалльной системе в каждой из 40 характеристик, начиная от «почти всегда верно для меня» и за-канчивая «почти всегда неверно для меня». Результаты фиксирова-лись на шкале женских и мужских признаков: классификация при-ведена на схеме внизу.
Первоначальное предположение Бема о том, что аидрогшшые люди лучше приспособлены к жизни и обладают более позитив-ной ссшооцеикой, не вполне подтверждается данными исследова-ний. В большинстве исследований респонденты, обнаружившие высокие показатели по шкале мужественности, обладают более высокой самооценкой. Однако современные психологи склонны вообще отказаться от этих весьма упрощенных представлений о женственности и мужественности как о простых чертах личности. Они предлагают гораздо более широкий взгляд на различия меж-ду мужчинами и женщинами, которые не сводятся к отдельным характеристикам. ш Шкала развития по Бейли Разновидность теста иа умствешюе развитие для младенцсв в возрасте между 2 и 30 месяцами. Ребснка оценивают по трсм кри-тсриям: опорно-двигательная шкала включает моторные навыки (например, бросание мячика): умственная шкала включает тесты на способность ребенка следовать инструкциям илн найти спря-танную игрушку: шкала поведения отражает уровень социальной отзывчивости и боязливости. На основании этих тестов определя-ется коэффициент развития (КР). что в свою очерсдь позволяет психологу определить, соответствуст ли уровень развития ребенка его возрасту. а также наличие признаков задержки или акселера-ции. Шкала социальной дистанции Серия высказываний о предпочитаемой социальной дистанции между респоидеипюм и другим человеком или группой людей. Рес-пондснту дают список, в котором перечислены разные этнические или национальные группы, а затем просят ответить, какое из не-скольких высказываний лучше всего отражает его точку зрения (к примеру, «был бы не прочь иметь X своим близким родственни-ком»; «не возражаю против У как соседа по улице»; «нс позволил бы 2 жить в моей стране»). По результатам шкалы социальной ди-станции нетрудно определить степень предрассудков по отноше-нию к любой отдельной группе. В наше время шкала во многом устарела. Кроме того, высока вероятность искажения ответов, так как человек, осознающий негативное отношение к предрассудкам, пытается скрыть их от исследователя. Шкала «Р» Измерительный инструмент, использованный Адорно в его ис-следовании авторитаріюй личности. Шкала «Р» измеряет степень согласия или несогласия людей с такими высказываниями, как «повиновение и уважение к авторитету являются наиболее важны-ми добродетелями, которые ребенок должен усвоить в раннем воз-расте». Высокая степень согласия с подобными высказываниями указывает на авторитарный склад личности. Шоковая терапия Терапевтическая методика, сходная по своей природе со стресс-терапией, но в отличие от нее фактически помещающая ш пациснта в пугающую ситуацию. К при.меру. человека, который боится высоты, выводят на крышу высокого здания. а человека, страдающего агорафобией, берут в шумное обшественное место. Метод основан на экспозиции пациента персд пугающей ситуаци-ей до тех пор, пока его страх не расссется. Самой ситуации может предшествовать прослушивание магнитофонной записи с подроб-ным рассказом о прсдстоящем событии. Запись прокручивается снова и снова. пока пациент не «устает бояться». Потом происхо-дит фактичсское знакомство с пугаюшей ситуацией. Этот метод может быстро повлиять на специфические фобии — например, на страх персд змеями или пауками, — но хуже работает с агорафо-бией. Не удивительно, что он пользуется наименьшей популярнос-тью у пациентов, хотя принадлежит к числу наиболее эффектив-ных. Описанную процедуру можно выполнять лишь при полном согласии пациента. э
|