Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кузнецов И.Н., Шелкопляс В.А. История государства и права Беларуси, Минск, 1999 г., 272 с.

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА БЕЛАРУСИ

Контрольная работа № 1

по теме «Разделы Речи Посполитой. Присоединение Беларуси к России.»

 

 

Выполнил: студент Iк. XII гр., с/о, з/о

Новаковская Александра Валерьевна

 

 

Руководитель:

доцент

Марыскин А.В.

 

Минск 2016


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Разделы Речи Посполитой ……………………………………………………  
Ситуация на кануне разделов …….………………………………………….  
Первый раздел..……………………………………………………………….  
Второй раздел ………………………………………………………………….  
Третий раздел ………………………………………………………………….  
Присоединение Беларуси к России …………………………………………..  
Литература ……………………………………………………………………..  

 

 


I. Разделы Речи Посполитой.

Разделы Речи Посполитой - раздел территории польско-литовского государства (Речи Посполитой) между Прусским королевством, Российской империей и Австрийской монархией в конце XVIII века (1772—1795).

Первый раздел произошёл в 1772 году, второй — 23 января 1793 года, третий — 24 октября 1795 года.

 

Ситуация на кануне разделов

В середине XVIII века Речь Посполитая уже не была в полной мере независимой. Российские императоры оказывали непосредственное влияние на избрание польских королей. Особенно ярко эта практика видна на примере избрания последнего правителя Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского, бывшего фаворита российской Императрицы Екатерины Великой. Во время правления Владислава IV (1632—1648) всё чаще стало применяться право liberum veto. Эта парламентская процедура была основана на представлении о равенстве всех шляхтичей-представителей законодательного органа Речи Посполитой — сейма. Для принятия каждого решения требовалось единодушное согласие. Мнение любого депутата, что какое-либо решение противоречит инструкции, полученной им от всей шляхты повета при избрании, даже если это решение было одобрено остальными депутатами, было достаточным для того, чтобы заблокировать это решение. Процесс принятия решений всё более затруднялся. Liberum veto также предоставляло возможности давления и прямого влияния и подкупа депутатов со стороны иностранных дипломатов, которые этой возможностью активно пользовались.

Речь Посполитая сохраняла нейтралитет во время Семилетней войны, при этом она проявляла сочувствие к союзу Франции, Австрии и России, пропуская российские войска через свою территорию к границе с Пруссией. Фридрих II принял ответные меры, заказав изготовление большого количества фальшивых польских денег, что должно было серьёзно затронуть экономику Речи Посполитой. В 1767 году через пророссийски настроенную знать и российского посла в Варшаве князя Николая Репнина Екатерина II инициировала принятие так называемых «кардинальных прав», которые ликвидировали результаты прогрессивных реформ 1764 года. Был созван сейм, работавший под фактическим контролем и на условиях, продиктованных Репниным. Репнин также приказал арестовать и выслать в Калугу некоторых активных противников своей политики, таких как Юзеф Анджей Залуский и Вацлав Ржевуский. «Кардинальные права» закрепляли законом все отменённые в ходе реформ практики прошлого, в том числе liberum veto. Речь Посполитая была вынуждена опереться на поддержку России для защиты от усиливающегося натиска со стороны Пруссии, которая желала аннексировать северо-западные районы Польши, дабы соединить свои западную и восточную части. В этом случае Речь Посполитая сохранила бы выход к Балтийскому морю только в Курляндии и на северо-западе Литвы.

Репнин потребовал решения диссидентского вопроса: свободы вероисповедания для православных и протестантов. В 1768 году под его давлением некатолики были уравнены в правах с католиками, что вызвало негодование среди католических иерархов Речи Посполитой. Такую же реакцию вызывал сам факт вмешательства во внутренние дела государства, что привело к войне, в которой силы Барской конфедерации сражались против русских войск, верных королю сил и восставшего православного населения Украины (1768—1772). Конфедерация также обратилась за поддержкой к Франции и Турции, с которой Россия в это время находилась в состоянии войны. Однако турки потерпели поражение от русских войск, помощь Франции оказалась несущественной и силы конфедерации были разгромлены русскими войсками Кречетникова и королевскими войсками Браницкого. Ослаблению государства способствовала позиция давнего союзника Речи Посполитой — Австрийской империи.

Имевшие общие границы с Речью Посполитой Пруссия, Австрия и Россия подписали секретное соглашение о сохранении неизменности законов Речи Посполитой. Этот союз позже стал известен в Польше как «Союз трёх чёрных орлов» (на гербах всех трёх государств был изображен чёрный орёл, в отличие от белого орла — символа Польши).

 

Первый раздел

19 февраля 1772 года в Вене была подписана конвенция о первом разделе. Перед этим, 6 февраля 1772 года в Санкт-Петербурге было заключено соглашение между Пруссией (в лице Фридриха II) и Россией (в лице Екатерины II). В начале августа российские, прусские и австрийские войска одновременно вошли на территорию Речи Посполитой и заняли области, распределённые между ними по соглашению. 5 августа был оглашён Манифест о разделе. Силы Конфедерации, исполнительный орган которой был вынужден покинуть Австрию после того, как та присоединились к прусско-российскому союзу, не сложили оружие. Каждая крепость, где располагались её воинские части, держалась максимально долго. Так, известна оборона Тынца, которая продолжалась до конца марта 1773 года, а также оборона Ченстоховы, возглавляемая Казимежем Пуласким. 28 апреля 1773 года российские войска под командованием генерала Суворова взяли Краков. Франция и Англия, на которых возлагали надежды конфедераты, остались в стороне и выразили свою позицию уже постфактум, после того, как раздел произошёл.

Конвенция о разделе была ратифицирована 22 сентября 1772 года. В соответствии с этим документом Россия завладела частью Прибалтики (Ливония, Задвинское герцогство), до этого находившейся под властью Речи Посполитой, и частью современной территории Беларуси до Двины, Друти и Днепра, включая районы Витебска, Полоцка и Мстиславля. Под власть российской короны перешли территории площадью 92 тыс. км² с населением 1 млн 300 тыс. человек. Пруссия получила Эрмланд (Вармию) и Королевскую Пруссию (позже ставшую новой провинцией под названием Западная Пруссия) до реки Нотеч, территории герцогства Померания без Гданьска, округа и воеводства Поморское, Мальборское (Мариенбург) и Хелминское (Кульм) без Торуни, а также некоторые районы в Великой Польше. Прусские приобретения составили 36 тыс. км² и 580 тыс. жителей. К Австрии отошли Затор и Освенцим, часть Малой Польши, включающая южную часть Краковского и Сандомирского воеводств, а также части Бельского воеводства и вся Галиция (Червонная Русь), без города Кракова. Австрия получила, в частности, богатые соляные шахты в Бохне и Величке. В общей сложности, австрийские приобретения составили 83 тыс. км², и 2 млн 600 тыс. человек.

Фридрих II, будучи вдохновлён своими политическими успехами, пригласил множество католических школьных учителей, в том числе иезуитов. Кроме того, он обязал прусских кронпринцев изучать польский язык. Австрийский канцлер Кауниц и российская императрица Екатерина II также были довольны новыми территориальными приобретениями.

Заняв территории, причитающиеся сторонам по договору, оккупационные силы потребовали ратификации своих действий со стороны короля и сейма.

Под давлением Пруссии, Австрии и России Понятовский должен был собрать сейм (1772—1775) для утверждения акта раздела и нового устройства Речи Посполитой. Полномочная делегация сейма утвердила раздел и установила «кардинальные права» Речи Посполитой, в состав которых вошли избирательность престола и liberum veto. Среди нововведений было установление «постоянного совета» («Rada Nieustają ca») под председательством короля, из 18 сенаторов и 18 шляхтичей (по выбору сейма). Совет был разделен на 5 департаментов и осуществлял исполнительную власть в стране. Король уступил совету право отдавать земли «королевщины» в аренду. Совет представлял королю трех кандидатов на должности для утверждения одного из них. Сейм, продолжавший свою работу до 1775 года, провел административные и финансовые реформы, создал Комиссию Национального Образования, реорганизовал и сократил армию до 30 тыс. солдат, установил косвенные налоги и жалование чиновникам.

Захватив северо-западную Польшу, Пруссия взяла под контроль 80 % оборота внешней торговли этой страны. Через введение огромных таможенных пошлин Пруссия ускоряла крах Речи Посполитой.

 

Второй раздел

После Первого раздела в Речи Посполитой прошли важные реформы, в частности в сфере просвещения. Эдукационная комиссия, действовавшая в 1773—1794 (примас Понятовский, Хрептович, Игнатий Потоцкий, Замойский, Пирамович, Коллонтай, Снядецкий) с помощью средств, конфискованных у иезуитов, реформировала университеты, которым были подчинены средние школы. «Постоянный совет» существенно улучшил управление в военной, а также в финансовой, промышленной и земледельческой областях, что благотворно сказалось на состоянии экономики. В то же время возникла «патриотическая» партия (Малаховский, Игнаций и Станислав Потоцкие, Адам Чарторыжский и др.), желавшая разрыва с Россией. Ей противостояла «королевская» и «гетманская» (Браницкий, Феликс Потоцкий) партии, настроенные на союз с Россией. На «четырёхлетнем сейме» (1788—1792) возобладала «патриотическая» партия. В это время Российская империя вступила в войну с Османской империей (1787) и Пруссия спровоцировала сейм на разрыв с Россией. К 1790 Речь Посполита была доведена до такого беспомощного состояния, что ей пришлось заключить неестественный (и в конечном счёте — гибельный) союз с Пруссией, своим врагом.

Условия польско-прусского договора 1790 г. были таковы, что последующие два раздела Речи Посполитой оказались неизбежными. Конституция 3 мая 1791 г. расширила права буржуазии, изменила принцип разделения властей и упразднила основные положения конституции Репнина. Речь Посполита вновь получила право проводить внутренние реформы без санкции России. «Четырёхлетний сейм», принявший на себя исполнительную власть, увеличил армию до 100 тысяч человек и ликвидировал «постоянный совет», реформировал «кардинальные права». В частности было принято постановление «о сеймиках», что исключило безземельную шляхту из процесса принятия решений, и постановление «о мещанах», что уравняло крупную буржуазию в правах со шляхтою.

Принятие майской Конституции повлекло за собой вмешательство со стороны соседней России, которая опасалась восстановления Речи Посполитой в границах 1772 года. Пророссийская «гетманская» партия создала Тарговицкую конфедерацию, заручилась поддержкой Австрии и выступила против польской «патриотической» партии, поддерживавшей Конституцию. В военных действиях против «патриотической» партии, контролировавшей сейм, участвовали и русские войска под командованием Каховского. Литовская армия сейма была разгромлена, а польская, под командой Иосифа Понятовского, Костюшки и Зайончка, потерпев поражения под Полоном, Зеленцами и Дубенкой, отошла к Бугу. Будучи преданы своими прусскими союзниками, сторонники Конституции покинули страну, а в июле 1792 король присоединился к Тарговицкой конфедерации. 23 января 1793 Пруссия и Россия подписали конвенцию о втором разделе Речи Посполитой, которая была утверждена на созванном тарговичанами Гродненском сейме (1793).

Согласно этому соглашению Россия получила польские земли до линии Динабург-Пинск-Збруч, восточную часть Полесья, области Подолье и Волынь, а всего около 250 000 квадратных километров территории и до 4 млн жителей[1]. Под власть Пруссии перешли территории, населённые этническими поляками: Данциг (Гданьск), Торн, Великая Польша, Куявия и Мазовия, за исключением Мазовецкого воеводства.

27 марта (7 апреля) 1793 года Екатерина II издаёт манифест «О присоединении Польских областей к России».

 

Третий раздел

Поражение восстания Костюшко (1794), направленного против разделов страны, послужило поводом для окончательной ликвидации польско-литовского государства. 24 октября 1795 года государства, участвующие в разделе, определили свои новые границы. В результате Третьего раздела Россия получила литовские и польские земли к востоку от Буга и линии Немиров-Гродно, общей площадью 120 тыс.км² и населением 1, 2 млн человек. Пруссия приобрела территории, населенные этническими поляками, к западу от pp. Пилицы, Вислы, Буга и Немана вместе с Варшавой (получившие название Южной Пруссии), а также земли в Западной Литве (Жемайтия), общей площадью 55 тыс. км² и населением в 1 млн человек. Под власть Австрии перешли Краков и часть Малой Польши между Пилицей, Вислой и Бугом, часть Подляшья и Мазовии, общей площадью 47 тыс. км², и населением 1, 2 млн человек.

Вывезенный в Гродно король Станислав Август Понятовский сложил свои полномочия 25 ноября 1795 г. Государства, участвовавшие в разделах Речи Посполитой, заключили «петербургскую конвенцию» (1797 г.), которая включала постановления по вопросам польских долгов и польского короля, а также обязательство, что монархи договаривающихся сторон никогда не будут использовать в своих титулах название «Королевство Польское».

Территория, перешедшая под власть Российской империи, была разделена на губернии (Курляндскую, Виленскую и Гродненскую). Здесь были сохранены прежняя правовая система (Литовский статут), выборность судей и маршалков на сеймиках, а также крепостное право.

В Пруссии из бывших польских земель были созданы три провинции: Западная Пруссия, Южная Пруссия и Новая Восточная Пруссия. Официальным языком стал немецкий, введены прусское земское право и немецкая школа, земли «королевщины» и духовные имения отобраны в казну.

Земли, перешедшие под власть австрийской короны, получили название Галиция и Лодомерия, они были разделены на 12 округов. Здесь также были введены немецкая школа и австрийское право.

В результате Наполеоновских войн Наполеон Бонапарт на короткое время восстановил польское государство в форме Варшавского герцогства под короной саксонского короля. После падения Наполеона в 1814 Россия, Пруссия и Австрия вновь разделили Польшу и создали на завоёванных ими территориях автономные области:

· Великое княжество Познанское (отошло Пруссии);

· Вольный город Краков (в 1846 включён в состав Австрийской Империи);

· Царство Польское (отошло России).

 

II. Присоединение Беларуси к России.

Присоединение Беларуси к Российской империи обусловило значительные изменения в территориальном устройстве и органах управления Беларуси, которые должны были быть переустроены в соответствии с российским законодательством.

В 1772 году после первого раздела Речи Посполитой были образованы Могилевская и Псковская губернии.

С 1801 года территория Беларуси составляла пять губерний: Витебскую, Могилевскую, Минскую, Виленскую и Гродненскую. В 1807 году по Тильзитскому договору к России отошел белорусский округ, который был включен в 1843 году в состав Гродненской губернии. Такое деление просуществовало вплоть до 1917 года. Непосредственное управление губернии находилось в руках губернатора, который назначался сенатом с последующим утверждением государем. Губернатор был наделен большими правами и нес ответственность за управление губернией. При губернаторе утверждалось губернское правление, работа которого проходила в форме ежедневных заседаний. При губернском правлении находилась губернская канцелярия.

Каждая губерния делилась на поветы в отличие от остальной части России, где в губерниях выделялись уезды. Впоследствии поветы были переименованы в уезды. В уездах не было органов управления как таковых, а был учрежден полицейский орган – нижний земский суд во главе с земским исправником, исполнявшим чисто полицейские функции.

На территории Беларуси утратило силу Магдебургское право, а на города, которые его имели, распространялись принципы российского городского самоуправления по грамоте дарованной городам 1785 года.

В конце XVIII- первой трети XIX века на территории Беларуси основным источником права являлся статут 1588 года. Как отмечает И.А.Юхо, до 1811 года все государственные учреждения и должностные лица пользовались статутом 1588 года, изданным на польском языке в Вильне в 1786году. В 1811 году в Петербурге был издан Статут 1588 года на русском и польском языках, и последний раз он издавался на польском языке в Вильно в 1819 году. Однако применение Статута было ограничено, поскольку суды были обязаны в своей деятельности руководствоваться и нормами общеимперского законодательства.

Восстание в Польше, Литве и Беларуси 1830-1831 года привело к резкому изменению политики Российской империи в регионах, присоединенных после разделов Речи Посполитой. Признаки определенной автономии административной, судебной и правовой системы Беларуси были ликвидированы.

В 1831 году отменяется действие Статута 1588 года в Витебской и Могилевской губерниях, а в 1840 году распространено общероссийское законодательство и прекращено действие Статута 1588 года в Виленской, Гродненской и Минской губерниях.

Функционирование и развитие судебной системы Беларуси после присоединения ее территории к Российской империи характеризуется противоречивыми, порой противоположными тенденциями. Однако постепенно система судебных органов в белорусских губерниях сближается с судоустройством Российской империи.

По форме правления Российская империя в середине XIX века являлась абсолютной монархией. Император был наделен всей полнотой законодательной и исполнительной власти. Именно он должен был координировать и объединять деятельность всех министров и ведомств, однако государственное управление усложнилось настолько, что он физически был не в состоянии это делать. Так, первым шагом на пути реформирования государственного аппарата, прежде всего органов исполнительной власти, стало создание в 1857 году Совета Министров, в который вошли ведущие министры и руководители самостоятельных ведомств, а также председатели Государственного Совета и Комитета министров.

19 февраля 1861 года Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и утвердил Общие положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Также в этот день все проекты «местных положений», одобренные Государственным Советом, были подписаны Александром II и получили силу закона.

В Беларуси реформа 1861 года проводилась на основании «Общего положения», двух «местных положений» и дополнительных правил об устройстве крестьян мелкопоместных имений. «Общее положение» декларировало, что крепостное право для помещичьих крестьян и дворовых людей отменяется навсегда. Помещик лишается права распоряжаться крестьянами как своей собственностью, вмешиваться в их личную жизнь и наказывать их. Крестьяне наделялись гражданскими правами. Помещик объявлялся собственником всей принадлежащей ему до реформы земли, часть которой он обязывался выделить крестьянам в постоянное пользование. До заключения выкупной сделки крестьянин должен был находиться в положении временно обязанного и выполнять в пользу помещика определенные повинности.

С 1 марта 1863 года последовало издание указа царя об отмене временнообязанных отношений в Виленской, Гродненской, Ковенской и Минской губернии, в четырех уездах Витебской губернии. Спустя восемь месяцев этот указ был распространен на Могилевскую губернию и белорусские уезды Витебской губернии. Для крестьян российских губерний временнообязанное состояние потеряло силу лишь в 1883 году, когда все они были переведены в состояние собственников.

Указ 1863 года сохранял обязательный выкуп крестьянских наделов. Однако выкупные платежи за надельную землю понижались на двадцать процентов от определенных Положениями 19 февраля 1861 года. Крестьянин переходил в разряд крестьян-собственников и должен был вносить выкупные платежи в уездные казначейства.

Продолжением крестьянской реформы 1861 года являлась перестройка в 60-х-70-х годах XIX века земского и городского управления, системы народного просвещения, контроля над деятельностью печати и так далее.

1 января 1864 года было издано Положение о губернских и уездных земских учреждениях, в соответствии с которым должны были создаваться земские губернские и уездные органы местного самоуправления. В Беларуси проведение земской реформы было отложено до начала XX века. Начало земской реформы в Беларуси было положено специальным Положением от 2 апреля 1903 года. В соответствии с ним в шести западных губерниях (Минской, Витебской, Могилевской, Киевской, Волынской и Подольской) были учреждены губернские и уездные комитеты и управы по делам земского хозяйства.

Другой крупной реформой середины XIX века стала реформа городского управления. В России городская реформа готовилась и проводилась по образцу земской. С 1862 по 1866 года Министерство внутренних дел, кодификационная и местная городские комиссии разрабатывали проект Городового положения, который многократно уточнялся и дополнялся и получил силу закона 16 июля 1870 года. Закон действовал в 509 городах Российской империи, регламентировал компетенцию органов государственного самоуправления. Также определялся городской бюджет, который пополнялся из сборов за владения городской недвижимостью и осуществление коммерческой деятельностью в размере один процент от доходов. В Беларуси проведение данной реформы было отложено на пять лет по политическим соображениям.

Сложившаяся деформированная судебная система России была архаичной, весьма сложной и запутанной. Она имела сугубо сословный характер, так как для каждого сословия (дворян, горожан, крестьян) были свои судебные органы. Ведение следствия и исполнение приговора предоставлялись органам полиции, которые, кроме того, могли принимать на себя и судебные функции по «маловажным» делам.

Началом проведения реформы являлось подписание 20 ноября 1864 года Александром II четырех законов:

1. Учреждение судебных установлений;

2. Устав уголовного судопроизводства;

3. Устав гражданского судопроизводства;

4. Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

«Учреждение» провозгласило отделение судебной власти от законодательной и исполнительной. Регламентировалось создание всесословных судебных органов и создание суда присяжных. Провозглашались принципы равенства всех перед судом и законом, выборности мировых судей и присяжных заседателей, прокурорского надзора за законностью судопроизводства и другие демократические принципы. Впервые в России учреждался институт адвокатуры.

Крайне медленно, с существенными ограничениями и изъятиями проводилась судебная реформа в Беларуси. Это было обусловлено политикой центральной власти, опасающейся растущего национального движения. Мировые суды на территории Беларуси начали образовываться в 1871 году. Окружные суды, судебные палаты и институт присяжных поверенных начали образовываться только в 1882 году.

Вывод хочу начать словами белорусского ученого-историка В.М. Игнатовского, который обращает внимание на то, что кроме экономического давления рабочие массы Беларуси пережили и национальное давление». Продолжу словами В.А. Сосны, который отмечает, что, несмотря на лояльное отношение царизма к правящему сословью в Беларуси, у шляхты все же оставались причины для недовольства новой властью, в первую очередь из-за утраты собственной государственности, память о которой передавалась от поколения поколению, являясь следствием антироссийских заговоров и восстаний. Из этого смело можно сделать вывод, что ни «низы» ни «верхи» небыли довольны уничтожением государственности Беларуси и текущим положением в Российской империи. На мой взгляд, этот период истории в становлении белорусской государственности был одним из тяжелейших. Сильнее чем Российская империя развитие нашей собственной государственности и независимости не тормозил никто в истории. Вместе с тем Российской империи удалость достичь своей цели – не только затормозить, но и вовсе буквально остановить развитие экономики и права на территории Беларуси. Положение белорусского крестьянина было плачевным. Тургенев пишет в своих записях: «Одно из самых возмутительных злоупотреблений замечается в белорусских провинциях, где крестьяне так несчастны, что вызывали сострадания даже русских крепостных».

 

 

Литература

 

Кузнецов И.Н., Шелкопляс В.А. История государства и права Беларуси, Минск, 1999 г., 272 с.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Требования к оформлению контрольной работы. «Методике обучения и воспитания информатике (МОиВИ)» | 
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал