![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие о допусках
При изготовлении и ремонте деталей их размеры должны быть выдержаны в соответствии с чертежом. Это необходимо для нормальной работы механизма, правильного взаимоположения деталей при сборке и взаимозаменяемости. Под взаимозаменяемостью подразумевается возможность сборки узлов и механизмов без дополнительной подгонки или доводки деталей. Однако выполнить деталь абсолютно точно невозможно, поэтому ее размеры всегда будут отличаться от размеров, предусмотренных чертежом (номинальных размеров), хотя бы и на весьма малые величины. Рассмотрим пример. В мастерской изготовили 10 болтов одинаковой длины. При измерении длины болтов миллиметровой линейкой установили, что она одинакова. Когда же измерили длину этих же болтов штангенциркулем ШЦ-I, у которого точность измерения до 0, 1 мм, выявили разницу в размерах этих болтов, выраженную несколькими десятыми долями миллиметра. Действительные размеры, полученные при измерении а — линейкой; б — штангенциркулем. Основной размер, указанный на чертеже и обозначенный целым числом, называется номинальным.
Разность между действительным и номинальным размерами называется отклонением. На чертежах за номинальным размером со знаком «+» (плюс) указывают верхнее, положительное отклонение, а со знаком «—» (минус) нижнее, отрицательное отклонение.
Пусть на чертеже указаны номинальный размер (60 мм) детали, действительный размер с верхним отклонением +0, 4 мм, с нижним отклонением — 0, 5 мм. На чертеже такой размер указывают 60+0, 4-0, 5.
Допуск — это разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами.
В нашем случае допуск составляет 0, 9 мм. Если верхнее и нижнее отклонения одинаковы, на чертеже размер указывают так: 45±0, 2. Вопросы для самоконтроля. 1. Какой размер считают действительным? 2. На чертеже проставлен размер 76+0, 5-0, 1. Какой из этих размеров номинальный? 3. Назовите размеры и их величины, если на чертеже проставлено 64+0, 4-0, 2. 4. Чему равно отклонение, если действительный размер 44, 4 мм, а номинальный 44 мм. 5. На чертеже проставлен размер 60+0, 2-0, 1. Чему равен допуск? 6. Что такое допуск?
На современных заводах станки, автомобили, тракторы и другие машины изготовляются не единицами и даже не десятками и сотнями, а тысячами. При таких размерах производства очень важно, чтобы каждая деталь машины при сборке точно подходила к своему месту без какой-либо дополнительной слесарной пригонки. Не менее важно, чтобы любая деталь, поступающая на сборку, допускала замену ее другой одного с ней назначения без всякого ущерба для работы всей готовой машины. Детали, удовлетворяющие таким условиям, называют взаимозаменяемыми. Взаимозаменяемость деталей — это свойство деталей занимать свои места в узлах и изделиях без всякого предварительного подбора или подгонки по месту и выполнять свои функции в соответствии с предписанными техническими условиями. Две детали, подвижно или неподвижно соединяемые друг с другом, называют сопрягаемыми. Размер, по которому происходит соединение этих деталей, называют сопрягаемым размером. Размеры, по которым не происходит соединения деталей, называют свободными размерами. Примером сопрягаемых размеров может служить диаметр вала и соответствующий диаметр отверстия в шкиве; примером свободных размеров может служить наружный диаметр шкива. Для получения взаимозаменяемости сопрягаемые размеры деталей должны быть точно выполнены. Однако такая обработка сложна и не всегда целесообразна. Поэтому техника нашла способ получать взаимозаменяемые детали при работе с приближенной точностью. Этот способ заключается в том, что для различных условий работы детали устанавливают допустимые отклонения ее размеров, при которых все же возможна безукоризненная работа детали в машине. Эти отклонения, рассчитанные для различных условий работы детали, построены в определенной системе, которая называется системой допусков.
|