Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Субъекты и правовые формы использования земель сельскохозяйственного назначения.
Ст. 37 КоЗ предусматривает исчерпывающий перечень субъектов, которым могут быть предоставлены земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. К таким субъектам относятся: · сельскохозяйственные организации (коммерческие организации, занятые производством сельскохозяйственной продукции), иные организации – для ведения сельского хозяйства; · научные организации, учреждения образования – для исследовательских или учебных целей в области сельского либо лесного хозяйства; · граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства – для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Следует отметить, что аграрное законодательство Республики Беларусь не исключает возможность ведения сельского хозяйства индивидуальными предпринимателями. Согласно ст. 17 КоЗ земельные участки могут предоставляться в аренду индивидуальным предпринимателям, однако ст. 37 не допускает предоставление указанным субъектам земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения. В соответствии со ст. 13 Конституции Республики Беларусь, ст. 13 Кодекса о земле, земли сельскохозяйственного назначения не подлежат предоставлению в частную собственность. С учетом этого, земельное законодательство определяет правовые формы использования земель сельскохозяйственного назначения. Земли данной категории могут быть предоставлены: · на праве пожизненного наследуемого владения: гражданам Республики Беларусь для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства; · на праве постоянного пользования: - сельскохозяйственным организациям, в том числе крестьянским (фермерским) хозяйствам, иным организациям – для ведения сельского хозяйства, в том числе крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для ведения подсобного сельского хозяйства; - научным организациям, учреждениям образования – для исследовательских или учебных целей в области сельского либо лесного хозяйства; · на праве временного пользования: вышеназванным субъектам права постоянного пользования – для сельскохозяйственных, исследовательских или учебных целях целей – на срок до десяти лет; · на праве аренды: - сельскохозяйственным организациям, в том числе крестьянским (фермерским) хозяйствам, иным организациям – для ведения сельского хозяйства, а также научным организациям, учреждениям образования – для исследовательских или учебных целей в области сельского либо лесного хозяйства; - гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам и лицам без гражданства – для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Согласно ст. 17 КоЗ срок аренды земельного участка для ведения сельского хозяйства не может быть менее десяти лет. В случаях, если земельный участок сельскохозяйственного назначения предоставляется для строительства и (или) обслуживания внутрихозяйственных объектов (капитальных строений, зданий, сооружений), срок аренды должен быть не менее нормативного срока строительства и (или) эксплуатации этих объектов. Кроме того, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения могут предоставляться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, в случаях, предусмотренных статьей 38 КоЗ: · для размещения объектов недвижимого имущества, если такое размещение предусмотрено: - решениями Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь; - программами, утвержденными Президентом Республики Беларусь или Советом Министров Республики Беларусь; - градостроительными проектами, генеральными планами городов, иных населенных пунктов и (или) градостроительными проектами детального планирования – в населенных пунктах; - схемами землеустройства районов, проектами внутрихозяйственного землеустройства с учетом государственной схемы комплексной территориальной организации Республики Беларусь, схем комплексной территориальной организации областей – вне населенных пунктов; · для размещения объектов недвижимого имущества в иных исключительных случаях, когда отсутствует возможность размещения таких объектов на земельных участках из иных категорий и видов земель. Государственный орган, осуществляющий изъятие и предоставление земельных участков, должен рассмотреть все варианты размещения объектов недвижимости на земельных участках, не относящихся к сельскохозяйственным землям сельскохозяйственного назначения. И лишь при отсутствии такой возможности правомерно принятие решения о предоставлении земельных участков из перечисленных земель рассматриваемой категории; · в иных случаях, предусмотренных законами или решениями Президента Республики Беларусь. Изъятие и предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется, по общему правилу, районными исполнительными комитетами, а сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения для целей, не связанных с целевым назначением этих земель – областными исполнительными комитетами рассмотренных выше случаях. В последнем случае вопрос о переводе земельного участка в другую категорию в связи с изменением основного целевого назначения решается областным исполнительным комитетом в установленном порядке, предусмотренном Положением о порядке перевода земель из одних категорий и видов в другие и отнесения земель к определенным видам, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667.
|