Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Предмет философии науки ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Философия науки – раздел философского знания, занимающийся анализом самой науки. Он начал формироваться в середине 19 в., с работ О. Конта и У. Уэвелла. Другие названия этого раздела: «методология науки», «философия и методология науки». Философия науки изучает: · структуру научного знания; · средства и методы познания; · способы обоснования и функционирования научного знания; · соотношение науки и вненаучных форм познания (проблема демаркации научного знания). Наука – сфера человеческой деятельности по созданию, систематизации и проверке объективных знаний о действительности с целью их последующего практического применения, а также результат такой деятельности – сумма знаний. Структурные элементы науки: · идеалы – цели, установки науки, которые выступают в виде структуры знания, доказательства и описания, объяснения; · способы достижения цели (методология) – сопоставимость с определенными эталонами; · основания науки – устойчивая совокупность принципов, законов и понятий науки, в том числе научная картина мира - система общих представлений о мире, выработанных в науке. Основания науки определяют стратегию научного поиска и во многом обеспечивают включение его результатов в культуру соответствующей исторической эпохи. Основные функции науки: · матрица научного творчества; · выступает к качестве методологического регулятива познавательной деятельности; · задает теоретико-познавательный идеал, онтологическую модель мира. Исторические этапы развития науки.
Концепции научного знания (модели философии науки). Все модели философии науки можно сгруппировать в две основные: 1. Стандартная (Венский кружок): мир существует реально и объективно (независимо от познающего субъекта), научное познание начинается с фактов, факты связаны между собой эмпирическими и теоретическими законами. Эту модель еще называют кумулятивной: · Существуют неизменные истины, накопление которых составляет сущность развития знаний; · Заблуждения не являются элементом науки; · Прирост нового знания к массиву прошлого ничего не изменяет в прошлом; · Из науки должны быть исключены все социкультурные и метафизические факторы. Слабость этой модели, приведшая к ее пересмотру к середине 20 в., в том, что она не учитывает влияния социокультурных факторов на науку, т.е. рассматривает науку в изоляции от общества. 2. Динамические, или некумулятивные (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос и др.). Эволюционная теория науки К. Поппера полагает, что все знание человечества имеет предположительный, относительный характер, в системе научного знания не должно быть закрытых зон для критики, для фальсифицируемости. Т. Кун в книге «Структура научных революций» показал, что в развитии науки большую роль играет парадигма как совокупность образцов выполнения исследований, методологических средств, которые в настоящий момент признаются и принимаются научным сообществом. Научное сообщество занимается «нормальной» наукой, т.е. планомерным, систематическим решением конкретных исследовательских задач. Это спокойное, нормальное течение развития науки прерывается научной революцией, когда происходит смена парадигм (например, на смену ньютоновской физике пришла релятивистская). И. Лакатос назвал свой подход историческим методом оценки конкурирующих методологических концепций. По Лакатосу, рост развития науки есть смена непрерывно связанных исследовательских программ. Научно-исследовательская программа (совокупность сменяющих друг друга теорий с едиными методологическими принципами) имеет: · «жесткое ядро» - наиболее общие представления, основополагающие мировоззренческие и методологические принципы (например, в ньютоновской программе это представление о том, что реальность состоит из частиц вещества, двигающихся в абсолютном пространстве и времени); · «защитный пояс» - вспомогательные гипотезы, которые принимают на себя всю критику, могут быть опровергнуты либо превращены в теорию. Лакатос показал, что в истории науки практически не было периодов, когда господствовала одна парадигма, как считал Кун, а почти всегда существовало несколько исследовательских программ, конкурирующих между собой и придающих динамику научным поискам (например, альтернативой ньютоновской программе в 17 в. была картезианская). Образы науки. Образ науки можно определить как синтетическое, интегральное представление о структуре, развитии и функционировании научного знания (понятие используется с 60-х гг.). Основными образами науки принято считать классический, неклассический, постнеклассический. Переход от одного образа науки к другому является научной революцией. Классическим образом науки называется то представление о науке, которое сложилось в 17 – 19 вв. в связи с НТР. Его особенности: 1. Наука познает сущность явлений и имеет дело с всеобщим и необходимым (объективным). 2. Объективность познания предполагает жесткую субъект-объектную демаркацию (физический мир сознания не имеет, вследствие чего полностью открыт, доступен для исследователя, он не может «прятаться» и со всех сторон одинаков). 3. Из описания исключаются субъект и поисковый фон (средства и процедуры его познавательной деятельности). Эти процедуры принимались как раз и навсегда данные, неисторические. 4. Идеал построения знаний – математика (дедуктивное построение знаний). 5. Основания науки – не опытные, а всеобщие (очевидные) принципы. 6. Абсолютизация научного метода (если метод истинный, то он может применяться везде). В частности, естественнонаучная методология экстраполировалась и на область социальных наук (механицизм). 7. Характерен лапласовский детерминизм – концепция, признающая объективную закономерность и причинную обусловленность всех явлений природы и общества (П. Лаплас: «Дайте мне начальные данные частиц всего мира, и я предскажу вам будущее мира»). Иными словами, знание законов физического мира и применение математического аппарата дает нам возможность делать достаточно точные предсказания для любой точки пространства в любой момент времени. 8. Считалось возможным создание конечной системы знаний, которая не требовала бы дальнейших исследований (т.е. когда-нибудь мы будем знать о мире абсолютно все). Такой эталонной теорией считалась ньютоновская механика. Неклассический образ науки был сформирован в результате кризиса классической науки и под влиянием теории относительности и особенно квантовой механики (первая половина 20 в.): 1. Целью науки является не открытие абсолютной истины о внешнем мире, а рациональное координирование многообразного человеческого опыта (законы физики – это не «законы природы» в классическом смысле, а удобные правила, способствующие успешной деятельности, т.е. мы имеем дело не с открытиями, как говорила классическая физика, а с изобретениями. Закон всемирного тяготения, с этой позиции, не существовал в природе, пока его не изобрел Ньютон, точно так же, как не существовала Девятая симфония, пока ее не создал Бетховен.). 2. Невозможно провести четкую демаркацию между субъектом и объектом, в ней субъект, объект и метод (средство) исследования составляют единое целое. 3. Индетерминистское (вероятностное) описание мира: так как никакое измерение нельзя считать точным, то физическое событие нельзя точно предсказать. 4. Научные законы имеют не динамическую (причинную), а статистическую основу, т.е. применимы к множествам, а не к отдельным объектам. Причем это касается не только объектов микромира, но и, например, социальных явлений. 5. Любое теоретическое описание является относительно истинным. Допускается истинность различных конкретных теоретических описаний одной и той же реальности, поскольку в каждом из них содержится момент объективно-истинного знания. 6. Методология дополнительности: для воспроизведения целостности явления на определенном этапе его познания необходимо применить взаимоисключающие друг друга классы понятий, которые могут использоваться отдельно в зависимости от особых условий, но только взятые вместе исчерпывают всю поддающуюся определению и передаче информацию (обобщенная формулировка принципа дополнительности Н. Бора). Постнеклассический образ науки характерен для ее современного состояния (со второй половины 20 в.). Он во многом сформирован синергетикой (от греч. «совместное действие, соучастие») – междисциплинарной областью исследований, изучающей сложные системы (нелинейная динамика, теория самоорганизации). Итак, что характерно для постнеклассической науки: 1. Осмысливается историческая изменчивость не только онтологии науки, но и самих идеалов и норм научного познания, наука видится в контексте социальных условий и ее социальных последствий. 2. Преодолевается противоположность субъекта и объекта: человек-исследователь должен быть вписан в картину мира. 3. В определении стратегий научного поиска исходными являются гуманистические ориентиры и ценностно-мировоззренческие установки (например, теоретическое описание экологических процессов, глобальное моделирование, обсуждение проблем генной инженерии и т.д.). 4. В познание включены объекты, обладающие системной динамической организацией. 5. Форма исследовательской деятельности – междисциплинарная (сближение естественных, технических и социальных наук) и проблемно-ориентированная. 6. Возрастает роль информационных технологий в познавательной деятельности. 7. Характерны методологический плюрализм, когнитивный (познавательный) релятивизм, комплекный критерий истины. 8. Ядром современной парадигмы являются принципы нелинейности (наличия множественности путей развития системы) и нестабильности. Соотношение науки и вненаучных форм познания. Критерии научности. Поскольку наука является одной из самых молодых форм культуры, выделившейся из философии начиная с 17 в., то открытым является вопрос о ее демаркации с вненаучным знанием (например, обыденным, философским) и тем самым о критериях научности. Проблема демаркации была поставлена позитивистами и особенно актуализировалась в 20 в. в связи с развитием всевозможного ненаучного знания (паранауки, псевдонауки и т.д.). Так, представители Венского кружка в качестве критерия демаркации предложили верифицируемость (от лат. verus – истинный и facio – делаю) – подтверждаемость научной истины с помощью эмпирической проверки, наблюдения, эксперимента, измерения. Соответственно, если теория проходит проверку фактами, то она научная, философские же теории неверифицируемы. Однако К. Поппер показал, что верифицируемость – критерий, недостаточный для определения научного статуса теории. Поппер усомнился в научности марксизма и психоанализа, хотя эти теории обладали большими объяснительными возможностями. Как только человек знакомится с этими теориями, он сразу находит множество подтверждений в эмпирической деятельности. Поэтому Поппер пришел к выводу, что грамотно построенная теория почти всегда верифицируема и предложил критерий фальсифицируемости (от лат. falsus – ложный и facio – делаю) – принципиальной опровержимости любой научной теории. Если теорию невозможно опровергнуть, то она не является научной, ее понятия и положения настолько неточны, расплывчаты, что с их помощью можно объяснить все. Настоящая наука постоянно подвергается рациональной критике, постоянно теория или ее часть опровергается, и так осуществляется развитие науки, которое Поппер сравнивал с процессом забивания свай в болото (какое-то время они выдерживают, потом их приходится заменять). Ну и, соответственно, несколько слов о ненаучном знании, часто составляющем конкуренцию научному. Паранаука (греч. para – возле, при) – форма вненаучного познания, которая занимается поиском тайных сил и отношений, скрывающихся за обычными природными процессами и явлениями. Представители этого знания пытаются с помощью более точных методов, чем у традиционной науки, получить сокровенное знание. Как правило, таким методом является мистическое созерцание, с помощью которого постигается непосредственное знание о мире. К паранауке относят мистику, алхимию, астрологию, хиромантию, френологию (теорию о связи формы черепа с психикой человека), парапсихологию, уфологию и т.д. Многие из этих форм паразнания сыграли положительную роль в развитии науки (например, химия во многом выросла из алхимии). Псевдонаука (греч. pseudos – ложь) старается по методам организации работы не отличаться от традиционной науки. Признаками псевдонауки являются: · нетерпимость к опровергающим доводам (псевдоученые находят факты, свидетельствующие в пользу из теории, и игнорируют те, которые ей противоречат); · сознательная эксплуатация предрассудков и домыслов, надежд на чудо. Псевдонаука не мелочится, решая глобальные мировые проблемы, и обещает громадный практический эффект (например, «лысенковщина» (Т.Д. Лысенко, которому покровительствовал Сталин, предлагал получать каучук из одуванчиков и тем поднять советскую промышленность)); · дилетантизм, верхоглядство, догматизм. Псевдонаука часто сращивается с властными структурами в обществе. Девиантная наука (лат. deviatio – отклонение) – это наука, которая разрабатывает концепции, несовместимые или не полностью совместимые с господствующей парадигмой и принятыми стандартами научно-исследовательских программ. Концепции девиантной науки или признаются наукой, или переходят в разряд псевдонаучных. Грань между всеми формами знания подвижна, благодаря противоречивому взаимодействию и взаимовлиянию происходит прирост научного знания. Современный этап развития науки характеризуется толерантностью к другим формам знания, тенденцией к диалогу различных форм знания. Типология научных методов. Метод в самом общем смысле – это способ получения нового знания, обоснованная последовательность процедур, необходимых для построения научной теории. Проблема метода актуальна в философии и науке начиная с Нового времени. Выбор и применение методов и различных методик исследовательской работы предопределяются и вытекают из природы изучаемого явления, из задач, которые ставит перед собой исследователь. Метод находится в неразрывном единстве с теорией: любая система объективного знания может стать методом. Процесс научного исследования осуществляется всегда на основе исторически выбранных методов. В науке метод часто определяет судьбу исследования. Уровни методологии: 1. Всеобщие методы, как абстрактные принципы мышления. 2. Общелогические методы – абстрагирование, индукция, дедукция, анализ, синтез, аналогия. 3. Общенаучные методы – наблюдение, эксперимент, мысленный эксперимент, математическое моделирование, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы. 4. Конкретно-научные (дисциплинарные) методы – приемы и процедуры исследования, используемые в отдельных науках. 5. Методики – способы реализации методов. Анализ - это мысленное разложение предмета на составляющие его части. Синтез - мысленное объединение в единое целое расчлененных анализом элементов. Анализ фиксирует в основном то специфическое, что отличает часть друг от друга. Синтез же вскрывает то существенно общее, что связывает части в единое целое. Абстрагирование – это мысленное выделение какого либо предмета, отвлечение от его связей с другими предметами, какого-нибудь свойства предмета в отвлечении от других его свойств. Абстрагирование – это движение мысли в глубь предмета, выделение его существенных моментов. Специфическим видом абстрагирования является идеализация – мысленное образование абстрактных объектов, реальные прототипы которых могут быть указаны лишь с той или иной степенью приближения (т.е. в реальности эти объекты существовать не могут). Существенное значение в познавательной деятельности имеет такой метод, как формализация – обобщение форм различных по содержанию процессов, абстрагирование этих форм от их содержания. Всякая формализация неизбежно связана с некоторым огрублением реального объекта. Аналогия – это правдоподобное вероятное заключение о сходстве двух предметов, в каком-либо признаке на основании установленного их сходства в других признаках. Моделирование – практическое или теоретическое оперирование объектом, при котором изучаемый предмет замещается каким-либо естественным или искусственным аналогом, через исследование которого мы проникаем в предмет познания. Моделирование основано на подобии, аналогии, общности свойств различных объектов. Как метод исследования индукция – процесс выведения общего положения из ряда частных утверждений, из единичных фактов. Дедукция, наоборот, – процесс рассуждения, идущий от общего к частному. Типологии методов зависят от оснований. Например, можно делить методы на формальные и содержательные, количественные и качественные и т.д. Есть такой вариант типологии научных методов, при котором методы делятся на эмпирические (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, моделирование) и теоретические (абстрагирование, анализ, синтез, индукция, дедукция). Этика науки. Известны слова: «Что бы ученые ни делали, у них получается оружие». Особенно наглядно это показали Хиросима и Нагасаки. Как только было осознано, что наука – явление историческое и социальное, возникла необходимость помещения в науку ценностных оснований и этических характеристик (постнеклассическая наука). В настоящее время актуализируются этические проблемы науки, которые можно разделить на две группы: · проблема нравственного оправдания самой науки; · нравственные императивы (нормы), принятые в научном сообществе = этос науки (совокупность моральных императивов, норм, принятых в данном научном сообществе и определяющих поведение ученого). Эти нормы возникают и развиваются в ходе развития самой науки, являясь результатом своего рода «исторического отбора», который сохраняет только то, что необходимо науке и обществу на каждом этапе истории. В нормах научной этики находят свое воплощение, во-первых, общечеловеческие моральные требования и запреты, такие, например, как «не укради», «не лги», приспособленные, разумеется, к особенностям научной деятельности (плагиат, преднамеренное искажение (фальсификация) данных эксперимента). Во вторых, этические нормы науки служат для утверждения и защиты специфических, характерных именно для науки ценностей. Первой среди них является бескорыстный поиск и отстаивание истины (широко известно, например, изречение Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже»). Далее, научные нормы требуют, чтобы результат был новым знанием и так или иначе — логически, экспериментально и пр. — обоснованным. Ответственность за соблюдение такого рода требований лежит на самом ученом, и он не может переадресовать ее кому-нибудь другому. Нормы научной этики редко формулируются в виде специальных перечней и кодексов — как правило, они передаются молодым исследователям от их учителей и предшественников. Однако известны попытки выявления, описания и анализа этих норм, предпринимаемые главным образом в философии и социологии науки. В качестве примера можно привести исследование английского социолога науки Р. Мертона. С его точки зрения, нормы науки строятся вокруг четырех основополагающих ценностей. Первая из них универсализм — убеждение в том, что изучаемые наукой природные явления повсюду протекают одинаково и что истинность научных утверждений должна оцениваться независимо от возраста, пола, расы, авторитета, титулов и званий тех, кто их формулирует. Требование универсализма предполагает, в частности, что результаты маститого ученого должны подвергаться не менее строгой проверке и критике, чем результаты его молодого коллеги. Вторая ценность — общность, смысл которой в том, что научное знание должно свободно становиться общим достоянием. Тот, кто его впервые получил, не вправе монопольно владеть им. Публикуя результаты исследования, ученый не только утверждает свой приоритет и выносит полученный результат на суд критики, но и делает его открытым для дальнейшего использования всеми коллегами. Третья ценность — бескорыстность, когда первичным стимулом деятельности ученого является поиск истины, свободный от соображений личной выгоды (завоевания славы, получения денежного вознаграждения). Признание и вознаграждение должны рассматриваться как возможное следствие научных достижений, а не как цель, во имя которой проводятся исследования. Четвертая ценность — организованный скептицизм: каждый ученый несет ответственность за оценку доброкачественности того, что сделано его коллегами, и за то, чтобы сама оценка стала достоянием гласности. Из этого требования следует, что в науке нельзя слепо доверяться авторитету предшественников, сколь бы высоким он ни был. В научной деятельности равно необходимы как уважение к тому, что сделали предшественники, так и критическое отношение к их результатам. Этические нормы охватывают самые разные стороны деятельности ученых: процессы подготовки и проведения исследований, публикации научных результатов, проведения научных дискуссий, когда сталкиваются различные точки зрения. В современной науке особую остроту приобрели вопросы, касающиеся не столько норм взаимодействия внутри научного сообщества, сколько взаимоотношений науки и ученого с обществом. Этот круг вопросов часто обозначают как проблему социальной ответственности ученого. Кроме того, сейчас актуальны такие вопросы, как соотношение науки и рациональности, истины и добра, истины и красоты, науки и власти, возможности и границы регулирования науки, характер последствий противоречивого развития науки и т.д. Философия техники. Философия техники как самостоятельное направление существует больше 100 лет и исследует: · общие закономерности развития техники, технологии, инженерной деятельности, проектирования; · место технических наук в культуре вообще и в современном обществе в частности; · отношения человека и техники, техники и природы; · этические, эстетические, глобальные и другие проблемы современной техники. Философия техники зародилась в середине 19 в. в Германии (Э. Капп, Ф. Дессауэр, Э. Чиммер и др.), в том числе М. Хайдеггер, К. Ясперс, Х. Ортега-и-Гассет, Н. Бердяев, Л. Мэмфорд и др. В России это направление развивалось П. Энгельмейером. Несколько слов о предпосылках возникновения этого направления. Техногенная цивилизация начала зарождаться в Европе в 15 – 16 вв., распространяясь на другие регионы планеты и формируя представление о человеке как о деятельном существе, противостоящем миру и преобразовывающем его. Дальнейшее развитие (НТР) показало, что техника – один из важнейших факторов улучшения качества жизни, но ко второй половине 20 в. стали нарастать негативные последствия технического развития. Индустриальный тип развития науки и техники себя исчерпал, но в случае отказа от НТП или его консервации становится невозможным обеспечить необходимыми средствами для жизни растущее население Земли. Поэтому постиндустриальная цивилизация принесла с собой ресурсосберегающие технологии, поиск альтернативных источников энергии и т.п. Соответственно, новые типы объектов – сложные системные комплексы (человекомашинная система + локальная природная экосистема (биоценоз) + социокультурная среда) – требуют новых стратегий развития и новой системы ценностей. Как следствие, на первый план начинают выходить социально-этические проблемы осмысления современной техники. Лекция 8. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ В ФИЛОСОФИИ 1. Метафизическая концепция развития. 2. Диалектика и ее исторические формы. 3. Структура диалектики. 4. Синергетическая модель развития. Под развитием понимается особый тип движения, характеризующийся необратимостью, направленностью изменений, возникновением качественно нового состояния как материальных, так и идеальных систем. Обычно количественные положительные изменения в системе называются ростом, количественные отрицательные – спадом и качественные отрицательные – деградацией. Метафизическая концепция развития. Метафизика – термин, введенный в 1 в. до н.э. Андроником Родосским для обозначения той части учения Аристотеля, в которой исследовались общие умозрительные начала бытия и познания (первоначала, первопричины, первосущности и т.д.). Дело в том, что труды Аристотеля представляют собой, по сути, конспекты лекций его учеников, и когда в Александрийской библиотеке переплетали тексты и приводили их в порядок, работа о первоначалах была без названия и шла вслед за трактатом по физике. Поэтому библиотекарь и назвал ее метафизикой (буквально это слово означает «после физики», «за физикой»). С тех пор в философии появилось представление об особой сверхчувственной реальности, находящейся за физическим миром. Соответственно, можно выделить три основные значения термина «метафизика»: · учение о сверхчувственных началах бытия и познания (тот смысл, о котором говорилось выше; · синоним самой философии; · антидиалектика, т.е. в данном значении метафизика противопоставляется диалектике. Метафизический метод разлагает природу на составные части и исследует каждую часть в отдельности, вне изменения и развития. Тем самым метафизика формирует статическую картину мира, в которой многообразные формы бытия пребывают в устойчивом состоянии. Диалектика же рассматривает вещи в динамике, во взаимосвязи всех сторон. Диалектика и ее исторические формы. Термин «диалектика» благодаря эпохе «насильственного материализма» имеет следующие близкие по смыслу значения: 1. учение о наиболее общих закономерностях развития природы, общества и познания; 2. основанный на этом учении универсальный философский метод. Вообще же в философской традиции значение понятия «диалектика» изменялось, приобретая различные смысловые оттенки. 1. Античная, стихийная диалектика опиралась на житейский опыт и отдельные наблюдения. В греческом языке диалектика означала искусство вести беседу, спор. Впервые его применил Сократ, имея в виду искусство диалога, направленное на достижение истины путем столкновения различных мнений (Сократ впервые использовал диалектику как философский метод). Платон рассматривал диалектику как процесс разделения понятий на виды и связывание их в более общие понятия, «роды» (метод анализа и синтеза понятий). В учении Гераклита диалектика предстает как идея связи и развития, источником которого выступает борьба противоположных начал. 2. Немецкая классическая (идеалистическая): диалектика выступает как метод построения философской системы (Фихте, Шеллинг, Гегель). У Гегеля метод заключается в восхождении от абстрактного к конкретному. Первоисточник гегелевской диалектики — бытие — абсолютно чисто от каких-либо определений, однако оно же в силу своей природы содержит в себе неявно все возможные определения (чем более абстрактна, пуста исходная категория, тем больше множество понятий, которое она породит, тем самым бытие потенциально содержит в себе вообще все возможные определения). Продолжая этот процесс дальше и дальше, мы, отправившись от любой точки, получим веерообразно расходящееся дерево категорий. Система строится как саморазвитие Абсолютной идеи через противоречия. Идея проходит три стадии (диалектическая триада): · тезис – утверждение идеи (непосредственное, сплошное единство рассматриваемого объекта (предмет в себе)); · антитезис – отрицание, инобытие идеи (объект как сложность, как множество, расчлененность (предмет для себя)). Инобытием по отношению к идее являются природа и история; · синтез – преодоление противоречия между тезисом и антитезисом с сохранением того ценного, что было в этих предшествующих этапах (воссозданное единство, в котором не теряются внутренние различия, выявленная истина (предмет в себе и для себя)) = снятие. Именно синтез может стать новым тезисом, давая выход на новый уровень развития, тем самым развитие приобретает спиралевидный характер (в отличие от диалектики Фихте, где субъект-объектные отношения образуют цикл). Таким образом, в качестве ключевых элементов гегелевской логики могут быть выделены диалектическая самопротиворечивость понятий и триадичность, позволяющая систематически вырабатывать новые категории на основе этой противоречивости. А поскольку Абсолютная Идея – это не только мышление, но и действительность, то весь мир, по Гегелю, является процессом непрерывного движения в результате борьбы противоположностей. Однако помимо развертывания Идеи в мир, которое позволяет говорить о тождестве онтологии с логикой, гегельянство рассматривает и обратный процесс — «свертывание» мира в идею — человеческое познание. Человечество, развиваясь, постепенно выделяет в окружающем мире те логические структуры, которые были положены в его основу его идеальным источником; следовательно, субъективное человеческое мышление будет подчиняться тем же законам, что и объективное Абсолютное мышление, логика. Тем самым Гегель показал, что логические формы и законы не пустая оболочка, а отражение объективного мира. 3. Марксистская (материалистическая). В отличие от Гегеля, в учении которого диалектика предстает как способ развития Абсолютной идеи, Маркс понимал историю как деятельность преследующего свои цели человека и в основу развития общества положил материальный фактор – развитие производительных сил. Поэтому в учении Маркса развитие предстает как диалектика производительных сил и производственных отношений. 4. Современная форма диалектики выделяется условно, т.к. вследствие кризиса «принудительного материализма», абсолютизировавшего сущность и роль диалектики, ее популярность во многом утрачена. Или считается, что на смену диалектики пришел более современный вариант теории развития – синергетика, или диалектика присутствует в виде мотивов полярностей, противоположностей, пронизывающих нашу жизнь, сознание, историю. Различные варианты толкования диалектики предлагают различные принципы взаимоотношений противоположностей – от возможного их гармонического синтеза до трагически непримиримого, вечного противостояния. Однако практически все модели диалектики содержат в себе установку на соединение этих противоположностей или, по крайней мере, указывают на потребность их объединения, имеющуюся у главного действующего лица диалектической коллизии – человека. Структура диалектики. В структуру диалектики входят: 1. категории – предельно общие понятия, которые описывают развитие и связи между явлениями; 2. законы – наиболее существенные, повторяющиеся устойчивые связи между явлениями; 3. принципы: всеобщность связей, развитие, детерминизм, целостность, системность. Категории обычно являются парными: 1. Сущность и явление. Явление – это то, что мы видим, т.е. внешненаблюдаемые характеристики предметов. Сущность – глубинные свойства предметов. 2. Причина и следствие. 3. Возможность и действительность: в действительности заключены различные возможности, для реализации которых необходимы определенные условия. 4. Единичное и общее: единичное – то, что характерно для неповторяющихся объектов, общее – для множества объектов. Законы диалектики: 1. Единство и борьба противоположностей: · любое явление в природе, обществе и мышлении содержит в себе противоположные стороны, свойства, характеристики, подсистемы или элементы, находящиеся в необходимой взаимной связи или взаимодействии, то есть в единстве; · между противоположностями, находящимися в единстве, существует отношение диалектического противоречия; · источником всякого движения и особенно развития являются возникновение, нарастание и разрешение основных внутренних противоречий. Разрешение противоречий - решающий момент, главная причина развития; · в процессе развития осуществляется диалектический переход одних противоположностей в другие. Происходит столкновение, взаимодействие и взаимное проникновение противоположностей; · в результате борьбы противоположностей, их взаимопревращения и взаимных переходов, разрешения противоречий возникают новые необратимые явления, процессы, свойства или характеристики, не существовавшие ранее. 2. Закон перехода количественных измененийв качественные (и наоборот): · каждое явление или процесс представляют собой единство количества и качества, иными словами, они обладают характерной лишь для них качественной и количественной определенностью (качество – такая определенность предмета, которая характеризует его на данный момент и выражает присущие ему свойства); · количественные изменения происходят постепенно, плавно, непрерывно до определенной границы (меры), т.е. мера – это единство количества и качества, граница, в пределах которой предмет остается самим собой, без изменения данного качества. Количественные изменения, как правило, обратимы. Они характеризуются величиной, степенью, интенсивностью, могут быть измерены и выражены определенным числом при помощи соответствующих единиц измерения; · при переходе меры, свойственной данному объекту (системе), количественные изменения вызывают коренные качественные изменения, которые приводят к образованию нового качества; · качественные изменения осуществляются в форме скачка, перерыва постепенности. При этом скачок не обязательно происходит в форме мгновенного взрыва. Он может занимать и более или менее значительный промежуток времени; · новое качество, возникшее в результате скачка, характеризуется новыми количественными свойствами или параметрами, а также новой мерой единства количества и качества; · источником перехода количественных изменений в качественные и качественных в количественные являются единство и борьба противоположностей, нарастание и разрешение противоречий. 3. Закон отрицания отрицания (двойного отрицания): · в процессе развития постоянно возникает новое, не существовавшее ранее и представляющее собой диалектическое отрицание старого (отрицание – момент развития, который выражает связь между двумя последовательными стадиями развивающегося объекта); · диалектическое отрицание не означает механического уничтожения старого, т.к. все ценное, жизнеспособное сохраняется и в преобразованном виде включается в новое качество (преемственность - категория, отражающая связь и различие старого и нового в любом развивающемся явлении). Лишь определенная часть старого, отжившая свое и препятствующая развитию, подвергается уничтожению; · в процессе развития происходит не одно, а множество сменяющих друг друга диалектических отрицаний. Каждое новое диалектическое отрицание можно образно представить как новый виток спирали (т.к. развитие включает в себя моменты некоторого возврата и повторения уже пройденных этапов, но на новом, более высоком уровне, то обладает не круговым или прямолинейным, а спиралевидным характером); · в процессе развития при переходе от старого к новому объективно существуют прогрессивные и регрессивные тенденции. В зависимости от того, какая из этих тенденций, находящихся в диалектической взаимосвязи, является преобладающей, определяется прогрессивный или регрессивный тип изменений данного явления в целом. Основные законы диалектики глубоко связаны между собой и тем самым дают исчерпывающие знания об источниках, форме и направлении развития (с точки зрения диалектического материализма). Синергетическая модель развития. Синергетика (от греч. «совместное действие, соучастие») – междисциплинарная область исследований, возникшая в 70х гг. 20 в. на стыке физики, химии и математики. Ее часто называют нелинейной динамикой и теорией самоорганизации. Она изучает сложные системы и связи между элементами структуры, которые образуются в открытых системах (диссипативных, т.е. взаимодействующих с окружающей средой и сохраняющих свое существование благодаря постоянному обмену с ней веществом и энергией). Впервые термин «синергетика» прозвучал в 1973 г., когда профессор Штутгардского Университета Герман Хакен рассказал в своем докладе о синергетическом эффекте – сходном поведении элементов в неравновесных, сложных, нелинейных, динамических системах различной природы, при котором происходит переход от бесформенности, неупорядоченности (хаоса) к структуре, порядку. Это явление получило название самоорганизации и открыло новую страницу в естествознании (термодинамика настаивала на том, что возможен лишь переход от порядка к хаосу, но не наоборот). Наличие в системе двух начал – порядка и хаоса – делают систему неустойчивой, нестабильной, подверженной случайным отклонениям (флуктуациям). Нарастание флуктуаций расшатывает структуру системы, ведет к ее изменениям. Т.е. беспорядок, хаос неустойчивость не являются для системы чем-то разрушительным, а выступают необходимым звеном эволюции. Становление новой системы происходит через точку бифуркации (от лат «бифурка» - двузубая вилка), после которой процесс может пойти по одному из многих возможных путей. Приближаясь к точке бифуркации, система приходит в неустойчивое, возбужденное состояние, для которого характерна чувствительность к малейшим изменениям ситуации. А среда выступает носителем различных форм будущей организации, сферой поливариантных путей развития. Так проявляется еще одно свойство подобных систем – нелинейность, т.е. наличие множественности путей развития (что описывается математиками с помощью понятия фрактала – пространства с дробной размерностью (например, не точка и не линия, а нечто среднее)). Нелинейность тесно связана со случайностью, которая оказывает решающее воздействие на поведение системы. Существуют такие траектории, которые ведут систему к устойчивым состояниям. Такие состояния называются аттракторами (от лат. «притяжение»), т.е. будущими устойчивыми состояниями, к которым направляется эволюция системы. Значение открытых синергетикой закономерностей для современной картины мира состоит в следующем: · Развитие понимается не как линейный однонаправленный процесс, а как процесс, содержащий в себе возможность выбора одного из возможных путей, который определяется случайностью. · Управление сложными самоорганизующимися системами оказывается эффективным, если оно согласуется с внутренними процессами самоорганизации. Даже слабо согласованное (резонансное) воздействие эффективнее сильного, но несогласованного воздействия на систему, которое нередко приводит к нежелательным последствиям. Иными словами, сложным системам нельзя навязывать какие-либо пути развития. Так, господство человека над природой привело, как известно, к процессам, ставящим под угрозу само существование человечества. Подход с позиций синергетики показывает, что природу надо не покорять, а жить в согласии с ней, учиться резонансному воздействию на происходящие в природе процессы. То же касается социальных процессов, воздействия на экономику, социальные отношения, политику, культуру и т.д. должны согласовываться с процессами самоорганизации этих подсистем и общества в целом. · Поскольку сама система является открытой (а доказать наличие закрытых систем в принципе нельзя), т.е. имеет бесконечное число связей со средой, а в поведении системы огромную роль играет случайность, следовательно, человек никогда не будет располагать всей полнотой информации об окружающем мире и всегда будет вынужден принимать решения в ситуации неопределенности (риска), что заставляет переосмыслить классические представления о месте человека в мире, роли науки и т.д.
|