![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Специфика социологического подхода к управлению ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
С социологической точки зрения управление представляет собой иерархическую систему отношений людей, основанную на различиях: 1) в должностном положении; 2) статусе (экономическом и престижном); 3) доходах; 4) диапазоне властных полномочий. Как наука, изучающая взаимоотношение и взаимодействие различных социальных групп, включенных в систему управления, социология управления концентрирует внимание: 1) на управленцах (менеджерах) как особой социальной группе; 2) характере социальных отношений в рамках иерархии управления; 3) управлении как функции социального контроля. В настоящее время управленцев можно квалифицировать уже не только и не столько как профессиональную группу, но и как некоторый социальный слой, или «служебный класс». Он находится на вершине классовой пирамиды общества (или рядом с ней). Такое положение управленцы занимают благодаря особому положению по отношению к собственнику, владельцу капитала, а также благодаря рыночной и трудовой ситуациям. «Особые отношения» выражаются в том, что менеджеры служат по большей части интересам собственников, хотя могут и прикрывать эти интересы рассуждениями о благе народа, интересах коллектива, человека и т.д. Преданность собственнику вознаграждается предоставлением различного рода привилегий: акции, доля прибыли, престижные должности и т.д. Привилегии обосновываются: а) тем, что работа менеджера с трудом поддается упрощению, кодификации и контролю; б) тем, что им предоставляется возможность действовать по своему усмотрению от имени тех, чьим интересам они служат. Рыночная ситуация характеризуется тем, что жизненные шансы менеджеров весьма благоприятны с точки зрения дохода, продолжительности и условий работы, перспектив карьеры и размера пенсий и других приобретаемых социальных благ Трудовая ситуация менеджеров обычно способствует обеспечению их более интересной работой и большей автономией по сравнению с представителями других профессий. Отношения к собственникам, рыночные и трудовые преимущества поднимают позицию группы менеджеров в социальной иерархии. Доступ к карьере становится все более ограничен, в особенности из-за высоких квалификационных требований и жесткой системы отбора. Социология управления исследует особенности этой социальной группы: как происходит ее формирование, из кого она рекрутируется, какие процессы в ней протекают. Социология управления изучает и характер отношений в иерархии управления. В зависимости от содержания и масштаба решаемых задач вся система социального управления может быть подразделена на три уровня: 1) институциональный — управление процессами и явлениями, осуществляемыми в рамках социальных институтов (демографические процессы, образование, здравоохранение, культура, миграционные процессы, регулирование трудовых отношений и т.д.). Для управления ими недостаточно какого-то одного субъекта управления, будь то административная команда или министерство; 2) организационный — управление любыми и всякими организациями (промышленное предприятие, банк, тюрьма, больница, посредническая фирма и т.д.) и в рамках этих организаций (управление подразделениями внутри организации); 3) технический — управление непосредственно производством товаров и оказанием услуг (менеджмент по отраслям и видам деятельности). Сюда можно отнести и так называемый функциональный менеджмент (маркетинговый, финансовый, кадровый, инновационный и т.д.). С увеличением численности управленцев наблюдается рост организационной иерархии управления и повышения степени разделения труда и специализации. В настоящее время принято различать: 1) высший менеджмент, который занимается определением стратегии корпораций, компаний и фирм, распределением ресурсов по предприятиям; 2) средний менеджмент, выполняющий такие функции, как контроль над производством, исследовательскими разработками и непосредственным развитием предприятий, маркетинг, работа с кадрами, отчетность и финансы; 3) низовой (оперативный) менеджмент, включающий непосредственный контроль за работой исполнителей (мастера, инспектора и т.д.). Увеличение количества вертикальных уровней и возросшее горизонтальное дробление в результате специализации функций приводит к возникновению сложной структуры отношений в рамках управленческой иерархии. Эти отношения могут приобретать характер сотрудничества, соперничества, конкуренции, конфронтации, конфликта. Они являются предметом изучения социологии управления. Особое значение в рамках управления имеют отношения власти и ее распределения. Интерес представляют и различные девиации в управленческих структурах (бюрократизация, коррупция, взяточничество, круговая порука и пр.). Социологические исследования этих отношений превратились в полноправную специализированную отрасль, называемую социологией организации. Процесс управления имеет два важных аспекта. Во-первых, управление — это экономический ресурс, который включает в себя такие функции по управлению другими ресурсами, как планирование, организация и интеграция сложного разделения труда, а также управление теми видами деятельности, которые осуществляются внутри предприятия. От системы управления (успешной или неуспешной) напрямую зависит экономическая эффективность деятельности организации. Одно ошибочное управленческое решение может привести к непоправимым экономическим последствиям, может развалить организацию, отрасль, сделать банкротом целый регион. В то же время правильное управленческое решение может дать хорошие экономические результаты. Успешный менеджмент оценивается сейчас высоко, как экономический ресурс, сопоставимый с финансовыми, материальными, кадровыми и другими ресурсами. Во-вторых, управление является определенной структурой социального контроля, обеспечивающей подчинение работников и управление их деятельностью в соответствии со спущенными сверху заданиями. Речь идет о том, каким образом управленцы убеждают или принуждают других подчиняться своим приказам, т.е. о социальных и мотивационных механизмах регуляции поведения людей. Социология управления исследует социальный объект управления (рабочие группы, коллективы, организации), цели и мотивацию различных групп, включенных в систему управления, технологию применения регулятивных механизмов (стили управления) и другие вопросы. Конфликты интересов менеджмента и подчиненных работников, а также конфликты внутри менеджмента также составляют предмет социологии управления. Основными задачами социологии управления являются: 1) изучение, анализ и оценка управления как специфического вида трудовой и профессиональной деятельности; 2) исследование и оптимизация управленческих отношений с учетом интересов различных социальных групп, включенных в систему управления; 3) определение тенденций и перспектив развития процессов управления; 4) разработка научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления.
|