Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 3. Основные права профсоюзов.
Права профсоюзов классифицируются по разным признакам. Чаще всего их классифицируют по сферам и направлениям деятельности профсоюзов. Законодательно установлены и определены следующие права профессиональных союзов. К социально-трудовым правам профсоюзов относятся: 1. Право на представительство (ст. 29 ТК РФ, ст. 11 Закона). Профсоюзы представляют интересы своих членов по трудовым и другим социальным вопросам. Профсоюзы вправе также представлять не только членов своего профсоюза, но и других работников, если они уполномочили представлять их интересы (ст. 30 ТК РФ). Профсоюзы представляют работников: 1) в переговорах с работодателями, 2) в комиссии по трудовым спорам, 3) в суде, 4) в коллективном трудовом споре. 2. Право на защиту трудовых прав и законных интересов работников. Защита трудовых прав работников в узком смысле слова – это обеспечение соблюдения трудовых прав, защита их от нарушений, профилактика таких нарушений, восстановление незаконно нарушенных прав и установление ответственности работодателей и их представителей за нарушение трудового законодательства (ст. 370 ТК РФ). В широком же смысле под защитой трудовых прав работников следует понимать реализацию защитной функции трудового права, в которой отражена политика государства в этой области. Профсоюзы вправе: 1) участвовать в формировании социальных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; 2) участвовать в разработке мер по социальной защите работников, определении основных критериев жизненного уровня, размеров индексации заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и компенсаций в зависимости от изменения индекса цен; 3) осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением законодательства в указанной сфере. В случае нарушения законодательства о труде профсоюзы вправе по просьбе членов профсоюзов, других работников, а также по собственной инициативе обращаться с заявлениями в защиту трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры. Для защиты трудовых, социально-трудовых и других гражданских прав и профессиональных интересов своих членов профсоюзы могут создавать юридические службы и консультации. 3. Право на содействие занятости населенияпредусмотрено ст. 12 Закона о профсоюзах и ст. 21 Закона о занятости. В этой области профсоюзы имеют право: 1) принимать участие в разработке государственных программ занятости, предлагать меры по социальной защите членов профсоюза, увольняемых в связи с реорганизацией или ликвидацией организации, осуществлять профсоюзный контроль за занятостью и соблюдением законодательства в области занятости; 2) осуществлять защиту социальных гарантий работников в вопросах обеспечения занятости, приёма на работу, увольнения, предоставления льгот и компенсаций в соответствии с законодательством; 3) проводить с органами исполнительной власти, с работодателями взаимные консультации по проблемам занятости. По их итогам могут заключаться соглашения о мерах по содействию занятости; 4) требовать включения в коллективный договор конкретных мер по обеспечению занятости. Соответствующие органы профсоюзов должны быть предварительно (не менее чем за 3 месяца) уведомлены работодателем о предстоящем массовом увольнении работников в связи с рационализацией производства, совершенствованием организации труда, ликвидацией, перепрофилированием производства, полной или частичной приостановкой производства по инициативе работодателя. 4. Право на участие в рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров (ст.ст. 399-418 ТК РФ). Профсоюзы вправе участвовать в разрешении коллективных трудовых споров, имеют право на организацию и проведение в соответствии с ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 г. собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других коллективных действий, а также и забастовок, используя их как средство защиты социально-трудовых прав и интересов работников (ст. 14 Закона). 5. Право на социальную защиту работников в области социального страхования и охраны здоровья, социального обеспечения, в формировании социальных программ, в осуществлении контроля за соблюдением законодательства в этой сфере (ст. 370 ТК РФ, ст. 22 Закона). 6. Право для осуществления уставнойдеятельности бесплатно и беспрепятственнополучать от работодателей, их объединений, органов государственной власти и местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам, пользоваться государственными средствами массовой информации (по договорам с их учредителями), самим быть учредителями средств массовой информации (ст. 370 ТК РФ, ст. 17 Закона). Производственные права профсоюзов: 1. Право на участие в охране труда и окружающей природной среды (ст. ст. 218, 370 ТК РФ). Профсоюзы участвуют в формировании государственных программ по вопросам охраны труда и окружающей природной среды, в разработке нормативных правовых и иных актов, регламентирующих вопросы охраны труда, предотвращения профессиональных заболеваний, экономической безопасности. 2. Право по уполномочию работников иметь своих представителей в коллегиальных органах управления организацией (ст. 16 Закона). Права профсоюзов в области общественного контроля. 1. Право профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде (ст. 370 ТК РФ, ст. 19 Закона). Для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства профсоюзы вправе создавать собственные инспекции труда, которые наделяются необходимыми полномочиями. Такие инспекции создаются на: 1) федеральном уровне - общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями; 2) региональном уровне - межрегиональными и территориальными объединениями или ассоциациями организаций профсоюзов. Профсоюзы, их инспекции труда при осуществлении этих полномочий взаимодействуют с государственными органами контроля (надзора) за соблюдением законодательства о труде. Профсоюзные инспекции труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право: 1) осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; 2) проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников; 3) принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 4) получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей - индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях; 5) защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе); 6) предъявлять работодателям требования о приостановлении работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников; 7) направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения; 8) осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями; 9) принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов; 10) принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда; 11) принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления; 12) принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством РФ; 13) обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве (ст. 370 ТК РФ). При невыполнении требований по устранению нарушений, особенно в случаях появления непосредственной угрозы жизни и здоровью работников, профсоюзные органы, профсоюзные инспекторы по охране труда вправе требовать от работодателя, органа управления организацией, должностного лица приостановления работ впредь до принятия окончательного решения Федеральной инспекцией труда. Работодатель, должностное лица обязаны незамедлительно выполнить такое требование. Работодатели, должностные лица обязаны сообщать профсоюзам о результатах рассмотрения их требования и принятых мерах. Профсоюзы, их инспекции взаимодействуют с государственными органами контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде (ст. 19 Закона). 2. Право контроля за выполнением условий коллективных договоров и соглашений (ст. 51 ТК РФ, ст. 13 Закона). Первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации) вправе осуществлять профсоюзный контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений. В случае нарушения работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами исполнительной власти и органами местного самоуправления условий коллективного договора, соглашения первичные профсоюзные организации, профсоюзы, объединения (ассоциации) профсоюзов и их органы вправе направлять им представление об устранении этих нарушений, которое рассматривается в недельный срок. В случае отказа устранить эти нарушения или недостижения соглашения в указанный срок разногласия рассматриваются в соответствии с федеральным законом. Имущественные права профсоюзов. 1. Право на профсоюзную собственность. Профсоюзы являются собственниками принадлежащего им имущества. Им гарантируется неприкосновенность и защита права собственности. Исполнительная власть не может осуществлять финансовый контроль за средствами профсоюзов, за исключением контроля за средствами от предпринимательской деятельности. Источники, порядок формирования имущества и использования средствами профсоюзов определятся их уставами и положениями. В собственности профсоюзов находятся земельные участки, здания, строения, сооружения, санаторно-курортные, туристические, спортивные, другие оздоровительные учреждения, культурно-просветительные, научные и образовательные организации, жилищный фонд, иные организации, в т. ч. издательства, типографии, а также ценные бумаги и иное имущество. Профсоюзы вправе создавать банки, фонды солидарности, страховые, культурно-просветительные фонды, фонды обучения и подготовки кадров и другие. Профсоюзы могут осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения целей, предусмотренных уставом (ст. 24 Закона). 2. Право на участие в осуществлении приватизации государственного и муниципального имущества через создаваемые комиссии по приватизации (ст. 21 Закона). 3. Право на паритетное участие с другими социальнымипартнерами в управлении фондами (социального страхования, медицинского страхования, пенсионным и другими) и на профсоюзный контроль за использованием средств этих фондов (ст. 15 Закона). 4. Право на создание образовательных и научно-исследовательских организаций, осуществление подготовки, повышения квалификации профсоюзных кадров и обучение профсоюзных работников и членов профсоюза (ст. 18 Закона). Политические права профсоюзов. 1. Право на участие в нормотворчестве (ст. 370 ТК РФ, ст. 8 Закона). Профессиональные союзы могут выступать с предложениями о принятии законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих отношения в сфере труда. Проекты таких актов рассматриваются и принимаются соответствующими государственными органами с учетом мнения и предложений профсоюзов (ст. 11 Закона). 2. Право участвовать в рассмотрении своих предложений органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями, другими общественными объединениями (ст. 11 Закона). 3. Право участвовать в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления (ст. 15 Закона). 4. Право вступать в международные объединения и организации на сотрудничество с профсоюзами других стран.
ТК РФ упорядочил права профсоюзов в их взаимоотношениях с работодателем. Работодатель должен: 1) принимать некоторые решения совместно с профсоюзами (ст.ст. 29, 38. 384 ТК РФ); 2) учитывать мнение выборного органа первичной профсоюзной организации при решении определённых законом вопросов (ст.ст. 82, 99, 113, 144 ТК РФ и др.); 3) получать согласие профессиональных союзов на совершение определённых действий (ст. 39 ТК РФ). Работодатель в ряде случаев, предусмотренных законом, должен учитывать мнение выборного органа первичной профсоюзной организации (ст. 371 ТК РФ). Порядок учёта мнения выборного профсоюзного органа припринятии локальных нормативных актов определяется ст. 372 ТК РФ, а при расторжении трудового договора по инициативе работодателя по ряду оснований, предусмотренных ст. 81 ТК РФ (п.п. 2, 3, 5), - ст. 373 ТК РФ. Этот порядок применяется только к работникам – членам профессионального союза. Решение работодателя может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда. Государственная инспекция труда в течение 10 дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула. Работник или представляющий его интересы выборный орган первичной профсоюзной организации вправе обжаловать увольнение непосредственно в суд, а работодатель вправе обжаловать в суд предписание государственной инспекции труда. Работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее 1 месяца со дня получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
|