Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие государственной гражданской службы. Ее правовая основаСтр 1 из 5Следующая ⇒
Под видом государственной службы понимается ее специализация, которая, в свою очередь, обусловливается уровнем, целями и функциями соответствующих государственных органов и производных от них. До мая 2003 г. аппаратные структуры всех государственных органов, а также воинские и правоохранительные подразделения именовались государственной службой. Но после принятия Федеральным Собранием Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ она была поделена на три вида: государственная гражданская служба, военная служба и правоохранительная служба. Поэтому при цитировании документов всегда следует иметь в виду данную особенность. Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы (ст. 2 Закона «О системе государственной службы Российской Федерации»): —государственная гражданская служба; —военная служба; —правоохранительная служба. Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ. Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы. Согласно ст. 5 Закона о системе государственной службы государственная гражданская служба — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ. Данное определение позволяет выявить характеризующие гражданскую службу признаки: —это профессиональная деятельность, осуществляемая на основе профессионализма и компетентности, т.е. специальных знаний и навыков; —деятельность, осуществляемая гражданами РФ; —деятельность с целью обеспечения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ. Федеральная государственная служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий РФ, полномочий федеральных органов государственного управления, а также лиц, замещающих государственные должности РФ. Военная служба (ст. 6 указанного Закона) — вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания. Правоохранительная служба (ст. 7 Закона) — вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины. Все виды государственной службы оформлены общегосударственными установлениями, т.е. федеральными законами, хотя каждый вид имеет собственный правовой статус и характерные признаки. Содержание каждого вида государственной службы, его правовое положение определяются также нормативными актами о соответствующем виде государственной службы. Правовое регулирование, организация и функционирование федеральной гражданской государственной службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование гражданской государственной службы субъекта РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, а ее организация и функционирование — в ведении субъектов. Необходимо отметить, что должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, — это так называемые государственные должности РФ. Например, к государственным должностям РФ согласно Конституции РФ отнесены следующие: —Президент РФ (ст. 11, 80); —Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ (ст. 101); —Председатель Государственной Думы Федерального Собрания РФ (ст. 101); —Председатель Правительства РФ (ст. 103, 110); —федеральный министр (ст. 110); —судья Конституционного Суда РФ (ст. 128); —судья Высшего Арбитражного Суда РФ (ст. 128); —судья Верховного Суда РФ (ст. 128); —Генеральный прокурор РФ (ст. 129); —Председатель Центрального банка РФ (ст. 83); —Полномочный представитель Президента РФ (ст. 83); —Председатель Счетной палаты РФ (ст. 103); —Уполномоченный по правам человека (ст. 103). Другие государственные должности в Российской Федерации устанавливаются федеральными законами, указами Президента РФ. В целях систематизации государственных должностей Указом Президента РФ от 11.01.1995 № 32 «О государственных должностях Российской Федерации» все они в количестве 38 наименований внесены в Сводный перечень. Принципиальным моментом является то, что государственные должности, внесенные в Сводный перечень, не относятся к государственным гражданским должностям. Эти должности включены в Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы. В соответствии с Указом Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» должности федеральной государственной гражданской службы, учреждаемые федеральными законами и указами Президента РФ, подлежат включению в указанный Реестр. Что касается субъектов РФ, то Реестры должностей государственной гражданской службы субъектов РФ утверждаются законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ с учетом положений Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы постоянно совершенствуется. Так, в соответствии с Указом Президента РФ от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» в Реестр введены две новые должности: —заместитель министра регионального развития РФ по федеральному округу; —заместитель федерального министра — руководитель (директор) федерального агентства.
|