![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психология безопасности изучает психологические, то есть зависящие от человека, причины несчастных случаев и разрабатывает методы и средства защиты от них.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Наибольший практический интерес представляет выяснение психологических причин несчастных случаев. Почему люди, которым от рождения присущ инстинкт самозащиты и самосохранения, часто сами становятся причиной собственных травм? Почему люди, отчетливо осознавая опасность, нередко поступают вопреки здравому смыслу и, стремясь к мелким выгодам, становятся жертвами несчастных случаев? Почему одни люди часто травмируются, а другие — редко или никогда? Наибольшую известность в изучении вопроса о влиянии индивидуальных качеств человека на несчастные случаи получил в свое время немецкий ученый Карл Марбе (1869-1953). Этот ученый своей теорией утверждал, что отдельные люди рождаются с природной предрасположенностью к несчастным случаям, обусловленной способностью к переключению установок, которая рассматривается как врожденное природное качество человека. Люди с хорошей переключаемостью установок мало подвержены опасности. Люди же с плохой переключаемостью как бы отстают в своем приспособлении к изменениям окружающего мира и поэтому будут подвержены несчастным случаям. Теория К. Марбе до сих пор продолжает вызывать споры. Вопрос о влиянии психофизиологических качеств человека на происхождение несчастных случаев является очень сложным. К психофизиологическим факторам, влияющим на травматизм, можно отнести аномалии анализаторов. Так, для слухового анализатора, травматогенным свойством является глухота, которая приводит к следующим неприятным последствиям: неточному определению источника шума; несвоевременному и неправильному распознаванию звукового сигнала; отсутствию восприятия звукового раздражителя. К основным травматогенным свойствам зрительного анализатора принято относить отклонения от нормального восприятия. К ним относятся цветовая слепота и дальтонизм, куриная слепота, световая адаптация, зрительная иллюзия, стробоскопический эффект. К психологическим травматогенным факторам можно отнести расстройства мышления, памяти, восприятия, внимания и эмоционально-волевой сферы. В настоящее время в структуре психики, связанной с сознанием и поведением, выделяют три компоненты: психические процессы (восприятие, внимание, мышление, память и др.); свойства (темперамент, характер и др.); состояние (утомление, психическая напряженность, стресс, пароксизмальное состояние, лекарственная, наркотическая или алкогольная астения и др.).
2. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СВОЙСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА БЕЗОПАСНОСТЬ Психические процессы составляют основу психической деятельности и являются динамическим отражением действительности. Без них невозможно формирование знаний и приобретение жизненного опыта. Различают: познавательные; эмоциональные; и волевые психические процессы. Важную роль в принятии решения играет речемыслительный уровень. К нему относятся: память, внимание, восприятие (перцепция), мышление. Память — это свойство запоминания, сохранения и последующего воспроизведения индивидуумом информации, непосредственно связанной с безопасностью, особенно оперативного характера. Запоминание тесно связано с забыванием, определяемым закономерностью Эббингауза («кривая забывания»). Из этой закономерности следует, что за первые 9 часов информация уменьшается от 100% до 35%. Следовательно, чтобы восполнить утраченную информацию, необходимо проводить обучение, инструктажи и т. д. Таким образом, «кривая забывания» может служить научной основой для организации учебно-инструктивной подготовки работников по охране труда, особенно в отношении периодичности. Для привлечения внимания к опасностям используются различные средства — звуковые, зрительные и т. д. Визуальная информация по безопасности представлена в виде плакатов, надписей, знаков, световых сигналов, различных видов окраски опасных объектов и др. Сенсорная информация, в основном зрительная, слуховая и тактильная, организуется при помощи восприятия. Исследованиями установлено, что качественное восприятие информационных средств по технике безопасности должно соответствовать определенным правилам, в частности, должны обеспечиваться актуальность и новизна информации, эмоциональность воздействия, лаконизм оперативных сообщений (текст из 3-6 слов), композиционная оригинальность и т. д. На основе перцептивного образа осуществляется выбор решения, непосредственно связанный с мышлением, под которым понимается процесс познавательной активности, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Ошибочный выбор решения может происходить по причине неправильной оценки ситуации, недостаточности опыта, неправильного осмысления полученной информации. Ошибочное принятие решения может привести к авариям, связанным с несчастными случаями. Наряду с речемыслительным уровнем важную роль в принятии решения играет эмоционально-чувственная сфера, включающая чувства, эмоции, аффекты, настроение и волю. Чувства. Чувства выполняют сигнальную и регулятивную функцию во взаимоотношениях субъекта с окружающей средой. Основными чувствами, способствующими травматогенным ситуациям, служат чувство утраты реальности (аутистичность), ложный страх (фобии) и т. д. Формой протекания чувств являются чувственный тон, эмоции, аффекты и настроения. Чувственный тон — это своеобразная эмоциональная окраска протекания психического процесса. Травматогенным фактором чувственного тона считаются идиосинкразии, то есть болезненное отвращение к определенным раздражителям, приводящее к аллергиям. Напротив, положительный чувственный тон, возникающий от эмоционально привлекательных звуков, запахов, цвета и движения снижает степень риска и уменьшает утомляемость человека. На этих явлениях основано эстетическое оформление рабочей зоны, включая светоколористическое оформление помещений, функциональную музыку, фотодизайн. Эмоции — это непосредственное переживание какого-либо чувства. Основными видами эмоций являются стенические и астенические. Стенические эмоции (решимость, радость, воодушевление, азарт) побуждают к активным действиям, преодолению препятствий и устранению причин угрозы для человека. Астенические эмоции (боязнь, опасение, страх, испуг, ужас) характеризуются уходом от борьбы, замыканием в себе, излишними переживаниями. Проявление эмоций связано с темпераментом и характером. Эмоциональные проявления учитываются при допуске на определенные виды ответственных работ (авиаполеты, хирургия ит. д.). С эмоциями тесно связаны аффекты, то есть эмоциональные процессы, быстро овладевающие человеком, бурно протекающие, характеризующиеся значительным изменением сознания, нарушением контроля за действиями (утратой самообладания), а также изменением всей жизнедеятельности человека. Аффект служит главной эмоциональной травматогенной формой. В состоянии аффекта, например отчаяния, может возникнуть ступор (застывание в неподвижной позе) или обморок. После аффективной вспышки может внезапно наступить аффективный шок, характеризующийся разбитостью, упадком сил, неподвижностью, вялостью. Людей, склонных к аффектам, нельзя допускать к особо ответственным работам. Воля — это форма психической активности человека, которая предполагает регулирование человеком своего поведения, торможение ряда других стремлений и побуждений; предусматривает организацию различных действий в соответствии с сознательно поставленными целями. Основными особенностями волевой деятельности являются: осознанность, детерминированность как жизненными обстоятельствами, так и складом личности. Основным элементом волевой деятельности служит волевой акт. Антиподы волевых качеств — внушаемость, нерешительность, безволие, импульсивность — являются источниками травматогенных ситуаций. Наиболее опасным считается групповое внушение, когда сильная, но антисоциальная личность внушает большому количеству людей идеи нанесения телесных повреждений и даже самоуничтожения.
|