Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Должность муниципальной службы: понятие и классификация
В настоящее время законодатель разделил два понятия: «муниципальная должность» и «должность муниципальной службы». Чтобы получить их наиболее точные определения, прежде всего рассмотрим термин «должность», под которым понимаются: 1) штатная единица или рабочее место как основной организационный элемент структуры. В должностной характеристике (инструкции) указывают частные задачи, которые решаются на соответствующем рабочем месте, необходимые для их выполнения полномочия и компетентность (знания), а также место в служебной иерархии; 2) служебное положение работника, определяющее круг его полномочий и ответственности, занимаемое постоянно или временно, а также замещаемое периодически, по кон курсу; 3) Д. Н. Бахрах определяет должность как первичный компонент. С одной стороны, должность есть первичный компонент управленческой структуры, в определенной степени обособленный. Ее можно рассматривать как минимальный предел дифференциации управленческих функций и как средство стабилизации, формализации деятельности служащего. Должность — простейшая ячейка аппарата, предназначенная для одного работника, определяющая его место и роль в управленческом ансамбле. С другой стороны, это стабильный комплекс прав и обязанностей, правовое установление, ориентированное на одного человека, который должен осуществлять часть работы, порученной организации. В современной теории муниципального права выделяют основные признаки должности: —существование должности неразрывно связано с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа. Таким образом, объективной основой для создания должностей служит круг обязанностей органа или лица; —обязательным признаком должности является круг обязанностей, которые выполняет муниципальный служащий. Эти обязанности являются формой полномочий органа или лица или формой функции органа или лица. Таким образом, под муниципальной должностью мы понимаем должность, предусмотренную уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей. Муниципальные должности подразделяются: — на выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов (депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления), а также замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов; — назначаемые (конкурсные) муниципальные должности, замещаемые путем заключения трудового договора. Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» определил понятие должность муниципальной службы — это должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Основные признаки должности муниципальной службы: —это должность в органе местного самоуправления либо аппарате избирательной комиссии муниципального образования; —она устанавливается муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте РФ, утверждаемым законом субъекта РФ; —при составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте РФ. Исходя из вышеизложенного, законодатель сделал различие муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности, под которыми понимаются депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, члены избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса. Классификация должностей муниципальной службы устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром должностей муниципальной службы субъекта РФ. Под реестром должностей муниципальной службы понимается установленный законом субъекта РФ перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций. В качестве примера приведем Реестр должностей муниципальной службы в Волгограде, утвержденный решением Волгоградской городской Думы от 06.10.2010 № 37/1133; Реестр должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах местного самоуправления Березовского городского округа, утвержденный решением Думы Березовского городского округа от 19.08.2010 № 150, где предусмотрены должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность. Кроме того, в реестре должностей муниципальной службы в субъекте РФ могут быть предусмотрены должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность. Такие должности муниципальной службы замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица. В соответствии с п. 3 Указа Президента РФ от 18.05.2009 № 557 в целях реализации Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» муниципальные образования принимают реестры коррупционно опасных должностей муниципальной службы. В соответствии с законом должности муниципальной службы подразделяются на следующие группы: 1) высшие должности муниципальной службы; 2) главные должности муниципальной службы; 3) ведущие должности муниципальной службы; 4) старшие должности муниципальной службы; 5) младшие должности муниципальной службы. Безусловно, данное разделение должностей муниципальной службы связано с соотношением должностей муниципальной службы и государственной гражданской службы. Должности государственной гражданской службы подразделяются на следующие категории: 1) руководители — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также — подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполни тельной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий; 2) помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей; 3) специалисты — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий; 4) обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий. Должности государственной гражданской службы подразделяются на следующие группы: 1) высшие должности гражданской службы; 2) главные должности гражданской службы; 3) ведущие должности гражданской службы; 4) старшие должности гражданской службы; 5) младшие должности гражданской службы. Должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы. Должности категории «специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы. Должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы. Исходя из вышеизложенного, мы можем определить содержание групп должностей муниципальной службы: 1) высшие должности, по которым предусмотрено исполнение обязанностей по управлению муниципальным образованием: — глава администрации муниципального образования (назначенный), — первый заместитель главы администрации муниципального образования, — заместитель главы администрации муниципального образования; 2) главные должности, по которым предусмотрено исполнение обязанностей, связанных с руководством подразделений органов местного самоуправления: —председатель комитета, начальник управления, департамента, —управляющий делами администрации муниципального образования, —руководитель территориального структурного подразделения, —главный бухгалтер администрации муниципального образования, —начальник (заведующий) отдела; 3) ведущие должности, по которым предусмотрено исполнение обязанностей по подготовке и принятию решений руководящим составом муниципальных органов, а также замещение данных лиц: —заместитель председателя комитета, заместитель начальника управления, департамента, —заместитель начальника (заведующего) отдела, —заместитель управляющего делами администрации муниципального образования, —заместитель руководителя территориального структурного подразделения, —заместитель главного бухгалтера администрации муниципального образования, —начальник (заведующий) отдела в составе управления, комитета, —начальник (заведующий) сектора в составе управления, комитета, отдела, —консультант (управления, отдела), помощник заместителя главы администрации муниципального образования, —главный бухгалтер комитета, управления, департамента территориального подразделения, отдела, —заместитель главного бухгалтера, комитета, управления, департамента, территориального подразделения, от дела; 4) старшие должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения органами местного самоуправления установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий: —главный специалист, —ведущий специалист; 5) младшие должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности органов местного самоуправления и замещаемые без ограничения срока полномочий: — специалист 1-й категории, — специалист 2-й категории, — специалист. Непосредственное соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта РФ с учетом квалификационных требований к соответствующим должностям устанавливается законом субъекта. Классификация должностей подкрепляется перечнем квалификационных требований и квалификационных разрядов, позволяющих определить уровень управленческого мастерства гражданина в должностной иерархии. В отношении муниципальных служащих предъявляются квалификационные требования: 1) к уровню профессионального образования; 2) стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности; 3) профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Эти квалификационные требования устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта РФ в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы; 4) гражданам, претендующим на должность муниципальной службы, необходимо иметь: — для высших и главных должностей муниципальной службы — высшее профессиональное образование по специализации должностей муниципальной службы либо по специальности «государственное и (или) муниципальное управление» либо образование, считающееся равно ценным, и стаж работы по специальности не менее трех лет, — для ведущих и старших должностей муниципальной службы — высшее профессиональное образование по специализации должностей муниципальной службы либо, — по специальности «государственное и (или) муниципальное управление» либо образование, считающееся равноценным, и стаж работы по специальности не менее двух лет, — для младших должностей муниципальной службы — среднее профессиональное образование. В целях определения соответствия уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям для замещения должностей муниципальной службы, законом субъекта РФ могут быть предусмотрены классные чины муниципальных служащих и установлен порядок их присвоения. Также данным законом устанавливается порядок их сохранения при переводе муниципальных служащих на иные должности муниципальной службы и при увольнении с муниципальной службы. Исходя из анализа законодательства субъектов РФ, классные чины муниципальных служащих присваиваются по результатам квалификационного экзамена или аттестации. Муниципальным служащим могут быть присвоены следующие классные чины: — действительный муниципальный советник субъекта РФ 1-го, 2-го и 3-го класса – муниципальным служащим, замещающим высшие должности муниципальной службы; — муниципальный советник субъекта РФ 1-го, 2-го и 3-го класса — муниципальным служащим, замещающим главные должности муниципальной службы; — советник муниципальной службы субъекта РФ 1-го, 2-го и 3-го класса — муниципальным служащим, замещающим ведущие должности муниципальной службы; — старший референт муниципальной службы субъекта РФ 1-го, 2-го и 3-го класса – муниципальным служащим, замещающим старшие должности муниципальной службы; — референт муниципальной службы субъекта РФ 1-го, 2-го и 3-го класса — муниципальным служащим, замещающим младшие должности муниципальной службы. Как правило, при увольнении муниципального служащего со службы в связи с выходом на пенсию муниципальный служащий считается находящимся в отставке и сохраняет присвоенный ему классный чин. В трудовой книжке производится запись о его последней должности с указанием «в отставке».
|