Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные этапы становления и развития системы защиты населения и территорий от ЧС мирного и военного времени.






ЛЕКЦИЯ

ТЕМА: ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА РСЧС И ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ РФ.

Обсуждена на заседании кафедры

«___» ______________2016 года

Протокол № _________

 

 

г. Омск – 2016 г.

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:

1. Рассмотреть историю становления государственной системы защиты населения в ЧС мирного и военного времени.

2. Раскрыть основные задачи и принципы построения и функционирования РСЧС и РО.

3. Раскрыть основные элементы организационной структуры РСЧС и ГО.

 

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Основные этапы становления и развития системы защиты населения и территорий от ЧС мирного и военного времени.

2. Задачи РСЧС.

3. Организационная структура РСЧС.

4. Роль, место, задачи гражданской обороны.

5. Организационная структура гражданской обороны.

6. Силы и средства ГО.

7. Степени готовности ГО и их краткая характеристика.

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

1. Занько Н.Г., Малаян К.Р., Русак О.Н. Безопасность жизнедеятельности: Учебник. 13-е изд., испр./Под ред. О.Н. Русака.– СПб.: Издательство «Лань», 2010.– 672 с.: ил.

 

 

Дополнительная:

1. Айзман, Р.И. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. пособие/ Р.И. Айзман, Н.С. Шуленина, В.М. Ширшова. – 2-е изд., стер. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010. – 247 с.

2. Белов, С.В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность): учебник / С.В. Белов. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – 680 с.

3. Безопасность жизнедеятельности (медико-биологические основы): Учебное пособие /О.Г. Феоктистова, Т.Г. Феоктистова, Е.В.
Экзерцева. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 320 с.

4. Маринченко А.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебное
пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 360 с.

5. Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.– 416 с.

6. Закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68 – ФЗ от 21.12. 1994 г.

7. Закон РФ «О гражданской обороне» № 28 – ФЗ от 12.02.1998 г.

8. Постановление Правительства РФ «О создании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» № 1113 от 5.11.1995 г.

 

 

УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

1. Мультимедийное сопровождение к лекции.

 

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧС МИРНОГО И ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ.

Для России, территория которой расположена в различных физико-географических и климатических поясах, а хозяйственный комплекс отличается высокой степенью концентрации опасных производств, риск техногенных аварий и стихийных бедствий особенно велик. Не случайно именно в нашей стране практически впервые в мировой практике была сформирована специальная структура – Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Для предупреждения ЧС, обеспечения безопасности населения и ликвидации последствий ЧС в стране создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

В России (СССР) становление и развитие системы защиты населения и территорий от чрезвычайных си­туаций различного характера можно условно разде­лить на следующие периоды.

1. Создание и функционирова­ние местной противовоздушной обороны (МПВО).

Создание МПВО в 1932 году было обусловлено бурным развитием после I Мировой войны авиации и наличием химического оружия и, соответственно, возросшей возмож­ностью нанесения ударов по тыловым объектам страны. В связи с этим возрастала возможность поражения и гражданского населения.

На МПВО возлагались задачи: предупреждение населения об угрозе нападения с воздуха и оповещение о миновании угрозы; осуществление маскировки населенных пунктов и объектов народного хозяйства от нападения с воздуха (особенно светомаскировки); ликвидация последствий нападения с воздуха, в том числе и с применением отравляющих веществ; подготовка бомбоубежищ и газоубежищ для населения и др.

Для решения задач МПВО организовывались соответствующие силы – воинские части МПВО, которые подчинялись командованию военных округов, и добровольные формирования МПВО: в городских районах – участковые команды, на предприятиях – объектовые команды, при домоуправлениях – группы самозащиты.

Силы МПВО, численностью 6 млн. человек, успешно справились со своей задачей в годы Великой Отечественной войны. Они ликвидировали последствия более 30 тыс. налетов фашистской авиации, предотвратили в городах свыше 32 тыс. серьезных аварий на объектах народного хозяйства, обезвредили свыше 430 тыс. авиабомб и почти 2, 5 млн. снарядов и мин. Усилиями формирований и частей МПВО было ликвидировано 90 тыс. загораний и пожаров.

2. Создание и функционирова­ние системы Гражданской обороны (ГО) страны.

В 50-е годы XX века появление ядерного оружия, создание ракетных средств его доставки потребовало ко­ренных изменений доктрины ядерных держав. Про­блема защиты населения и территорий от оружия мас­сового поражения приобрела особую остроту и важ­ность. В связи с этим в 1961 году система МПВО была преобразована в систему ГО, в последствии во­шедшую в состав Министерства обороны.

Основной задачей начала этого периода считалась защита населения и народного хозяйства страны от ядерного оружия. В 70-е и 80-е годы на ГО возлагались уже три группы задач:

1. Защита населения от ОМП.

2. Повышение устойчивости работы объектов экономики.

3. Подготовка сил и средств и проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ (СНАВР).

Однако ориентация ГО в эти годы в основном только на решение задач военного времени объективно приводила к однобокости развития системы защиты населения от ЧС. Авария на Чернобыльской АЭС под­твердила это, показав, что ГО не го­това к качественному решению задач по защите насе­ления и территорий в чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного и техногенного характера. В то же время, в 80-е годы, когда несколь­ко уменьшилась международная напряженность, стали накапливаться проблемы защиты населения и территорий в ЧС природного и техногенного характера.

В 1987 году были приняты меры по приданию системе ГО определенных функций в плане непосредственно­го решения задач по защите населения и территорий в ЧС природного и техногенного характера. Однако Спитакская (1988) трагедия показала, что решительных мер по реорганизации гражданской обороны принято не было, она опять оказалась не готовой к решению за­дач мирного времени. Сложившаяся обстановка тре­бовала создания новой государственной системы, способной эффективно решать задачи защиты насе­ления и территорий в ЧС не только в военное, но и в мир­ное время.

3. Создание государственной системы защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях в усло­виях как мирного, так и военного времени.

В 1989 году в СССР было начато создание государст­венной системы по предупреждению и действиям в ЧС природ­ного и техногенного характера. В структуре правительства страны была создана Государственная комиссия по чрезвычайным ситуациям.

27 декабря 1990 года Постановлением Правительства Российской Федерации был создан Российский корпус спасателей. Его целями объявляются: прогнозирование, предотвращение и ликвидация последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, эпидемий и других чрезвычайных ситуаций, координация деятельности министерств, ведомств и других органов управления в экстремальных условиях. Корпус возглавил С. Шойгу. В 1991 году на базе штаба ГО Российской Федерации и корпуса спасателей был создан Государственный Комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС РСФСР), который 10 января 1994 года Постановлением Правительства Российской Федерации был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Гражданская оборона была выведена из со­става Министерства обороны и передана в распоряжение МЧС.

Таким образом, ГО как организация прекратила свое существо­вание и была преобразована в систему мероприятий по защите населения и территорий в условиях ведения боевых действий и вследствие этих действий, выпол­няемых структурными элементами РСЧС.

Создание МЧС России стало первым и главным шагом при построении в стране современной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В апреле 1992 года Правительством Российской Федерации было принято и утверждено Положение о Российской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). Через два с половиной года эта система, основательно проверенная практикой, была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).

21 декабря 1994 года был принят Закон Российской Федерации № 68 – ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который стал главным инструментом управления как в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, снижения рисков, так и в вопросах ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.

5 ноября 1995 года вышло Постановление Правительства Российской Федерации № 1113 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Указанным Постановлением утверждено «Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», которым определены организационная структура и задачи РСЧС. Таким образом, РСЧС юридически наделена полномочиями по решению задач защиты на­селения и территорий в различных ЧС в условиях как мирного, так и военного времени.

В настоящее время система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в нашей стране создана, и по оценке не только наших специалистов, но и специалистов в этой области из других стран, созданная в России система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является одной из лучших в мире.

Такие страны, как Япония, Китай при создании национальных систем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, избрали Российскую модель.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал