Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные этапы становления и развития системы защиты населения и территорий от ЧС мирного и военного времени.Стр 1 из 6Следующая ⇒
ЛЕКЦИЯ ТЕМА: ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА РСЧС И ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ РФ. Обсуждена на заседании кафедры «___» ______________2016 года Протокол № _________
г. Омск – 2016 г. УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ: 1. Рассмотреть историю становления государственной системы защиты населения в ЧС мирного и военного времени. 2. Раскрыть основные задачи и принципы построения и функционирования РСЧС и РО. 3. Раскрыть основные элементы организационной структуры РСЧС и ГО.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Основные этапы становления и развития системы защиты населения и территорий от ЧС мирного и военного времени. 2. Задачи РСЧС. 3. Организационная структура РСЧС. 4. Роль, место, задачи гражданской обороны. 5. Организационная структура гражданской обороны. 6. Силы и средства ГО. 7. Степени готовности ГО и их краткая характеристика.
ЛИТЕРАТУРА: Основная: 1. Занько Н.Г., Малаян К.Р., Русак О.Н. Безопасность жизнедеятельности: Учебник. 13-е изд., испр./Под ред. О.Н. Русака.– СПб.: Издательство «Лань», 2010.– 672 с.: ил.
Дополнительная: 1. Айзман, Р.И. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. пособие/ Р.И. Айзман, Н.С. Шуленина, В.М. Ширшова. – 2-е изд., стер. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010. – 247 с. 2. Белов, С.В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность): учебник / С.В. Белов. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – 680 с. 3. Безопасность жизнедеятельности (медико-биологические основы): Учебное пособие /О.Г. Феоктистова, Т.Г. Феоктистова, Е.В. 4. Маринченко А.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебное 5. Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.– 416 с. 6. Закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68 – ФЗ от 21.12. 1994 г. 7. Закон РФ «О гражданской обороне» № 28 – ФЗ от 12.02.1998 г. 8. Постановление Правительства РФ «О создании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» № 1113 от 5.11.1995 г.
УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: 1. Мультимедийное сопровождение к лекции.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧС МИРНОГО И ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ. Для России, территория которой расположена в различных физико-географических и климатических поясах, а хозяйственный комплекс отличается высокой степенью концентрации опасных производств, риск техногенных аварий и стихийных бедствий особенно велик. Не случайно именно в нашей стране практически впервые в мировой практике была сформирована специальная структура – Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Для предупреждения ЧС, обеспечения безопасности населения и ликвидации последствий ЧС в стране создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). В России (СССР) становление и развитие системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера можно условно разделить на следующие периоды. 1. Создание и функционирование местной противовоздушной обороны (МПВО). Создание МПВО в 1932 году было обусловлено бурным развитием после I Мировой войны авиации и наличием химического оружия и, соответственно, возросшей возможностью нанесения ударов по тыловым объектам страны. В связи с этим возрастала возможность поражения и гражданского населения. На МПВО возлагались задачи: предупреждение населения об угрозе нападения с воздуха и оповещение о миновании угрозы; осуществление маскировки населенных пунктов и объектов народного хозяйства от нападения с воздуха (особенно светомаскировки); ликвидация последствий нападения с воздуха, в том числе и с применением отравляющих веществ; подготовка бомбоубежищ и газоубежищ для населения и др. Для решения задач МПВО организовывались соответствующие силы – воинские части МПВО, которые подчинялись командованию военных округов, и добровольные формирования МПВО: в городских районах – участковые команды, на предприятиях – объектовые команды, при домоуправлениях – группы самозащиты. Силы МПВО, численностью 6 млн. человек, успешно справились со своей задачей в годы Великой Отечественной войны. Они ликвидировали последствия более 30 тыс. налетов фашистской авиации, предотвратили в городах свыше 32 тыс. серьезных аварий на объектах народного хозяйства, обезвредили свыше 430 тыс. авиабомб и почти 2, 5 млн. снарядов и мин. Усилиями формирований и частей МПВО было ликвидировано 90 тыс. загораний и пожаров. 2. Создание и функционирование системы Гражданской обороны (ГО) страны. В 50-е годы XX века появление ядерного оружия, создание ракетных средств его доставки потребовало коренных изменений доктрины ядерных держав. Проблема защиты населения и территорий от оружия массового поражения приобрела особую остроту и важность. В связи с этим в 1961 году система МПВО была преобразована в систему ГО, в последствии вошедшую в состав Министерства обороны. Основной задачей начала этого периода считалась защита населения и народного хозяйства страны от ядерного оружия. В 70-е и 80-е годы на ГО возлагались уже три группы задач: 1. Защита населения от ОМП. 2. Повышение устойчивости работы объектов экономики. 3. Подготовка сил и средств и проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ (СНАВР). Однако ориентация ГО в эти годы в основном только на решение задач военного времени объективно приводила к однобокости развития системы защиты населения от ЧС. Авария на Чернобыльской АЭС подтвердила это, показав, что ГО не готова к качественному решению задач по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного и техногенного характера. В то же время, в 80-е годы, когда несколько уменьшилась международная напряженность, стали накапливаться проблемы защиты населения и территорий в ЧС природного и техногенного характера. В 1987 году были приняты меры по приданию системе ГО определенных функций в плане непосредственного решения задач по защите населения и территорий в ЧС природного и техногенного характера. Однако Спитакская (1988) трагедия показала, что решительных мер по реорганизации гражданской обороны принято не было, она опять оказалась не готовой к решению задач мирного времени. Сложившаяся обстановка требовала создания новой государственной системы, способной эффективно решать задачи защиты населения и территорий в ЧС не только в военное, но и в мирное время. 3. Создание государственной системы защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях в условиях как мирного, так и военного времени. В 1989 году в СССР было начато создание государственной системы по предупреждению и действиям в ЧС природного и техногенного характера. В структуре правительства страны была создана Государственная комиссия по чрезвычайным ситуациям. 27 декабря 1990 года Постановлением Правительства Российской Федерации был создан Российский корпус спасателей. Его целями объявляются: прогнозирование, предотвращение и ликвидация последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, эпидемий и других чрезвычайных ситуаций, координация деятельности министерств, ведомств и других органов управления в экстремальных условиях. Корпус возглавил С. Шойгу. В 1991 году на базе штаба ГО Российской Федерации и корпуса спасателей был создан Государственный Комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС РСФСР), который 10 января 1994 года Постановлением Правительства Российской Федерации был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Гражданская оборона была выведена из состава Министерства обороны и передана в распоряжение МЧС. Таким образом, ГО как организация прекратила свое существование и была преобразована в систему мероприятий по защите населения и территорий в условиях ведения боевых действий и вследствие этих действий, выполняемых структурными элементами РСЧС. Создание МЧС России стало первым и главным шагом при построении в стране современной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В апреле 1992 года Правительством Российской Федерации было принято и утверждено Положение о Российской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). Через два с половиной года эта система, основательно проверенная практикой, была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС). 21 декабря 1994 года был принят Закон Российской Федерации № 68 – ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который стал главным инструментом управления как в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, снижения рисков, так и в вопросах ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. 5 ноября 1995 года вышло Постановление Правительства Российской Федерации № 1113 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Указанным Постановлением утверждено «Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», которым определены организационная структура и задачи РСЧС. Таким образом, РСЧС юридически наделена полномочиями по решению задач защиты населения и территорий в различных ЧС в условиях как мирного, так и военного времени. В настоящее время система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в нашей стране создана, и по оценке не только наших специалистов, но и специалистов в этой области из других стран, созданная в России система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является одной из лучших в мире. Такие страны, как Япония, Китай при создании национальных систем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, избрали Российскую модель.
|