Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура и наука в 1917-1930-е годы

I. Цели и задачи культурного строительства в послереволюционный период.

1. Цели: создание новой социалистической культуры и подъем общего уровня культуры населения;

2. Средства и методы политики в области культуры: партийный и государственный аппарат, пропаганда;
а) создание Агитпропа (1920 г.), Главлита и Главреперткома (1922 г.);

б) создание Главполитпросвета и Социалистической (с 1924 г. - Коммунистической) академии общественных наук;

в) Коммунистический университет им. Я.М. Свердлова (1919 г.);

Истпарт (1920 г.);
Коммунистический университет трудящихся востока (1921 г.);
Институт Маркса и Энгельса (1921 г.);
Институт Ленина (1923 г.);
Общество воинствующих материалистов (1924 г.);
Общество историков-марксистов (1925 г.);
Сеть университетов марксизма-ленинизма;
Высшая партшкола (1939 г.);

г) Пролеткульт (1918 г.) – культурно-просветительская и литературно-художественная организация (теоретики- А.А. Богданов, В.Ф. Плетнёв: пролетарская культура может быть создана только представителями пролетариата;
(деятельность Пролеткульта прекратилась в начале 1930-х годов);


3. Власть и интеллигенция.
а) попытка власти наладить диалог с интеллигенцией (А.В. Луначарский);
б) преследование антибольшевистски настроенной интеллигенции;
высылка в 1922 г. 160 философов и историков («философский пароход»);
запрет произведений Н. Гумилева, частный запрет произведений А. Платонова, с 1927 г. – С. Есенина;
в) «попутчики» (М. Булгаков, А. Толстой);

4. Власть и церковь.
а) декрет СНК об отделении церкви от государства и церкви - от школы (20 января 1918г.);
б) «борьба с религиозными пережитками» (журнал «Революция и церковь»-1919 г.; газета «Безбожник» -1922г.;
в) кампания изъятия церковных ценностей – 1922г.;
«Союз безбожников» - 1925г. (с 1929 г.- «Союз воинствующих безбожников», около 3, 5 млн. чел.); аресты и казни священнослужителей (8 тыс.); ликвидация патриаршества (1927 г., восстановлено в 1943 г.); 1932 г. – декрет о «безбожной пятилетке»: задача – забыть «имя бога» к 1 мая 1937 г.

II. Образование, воспитание, подготовка кадров.
1. Ликвидация неграмотности:
«декрет о ликвидации неграмотности» (26 декабря 1919 г.) – обязать всех от 8 до 50 лет научиться писать;
июль 1920г. – ВЧК по ликвидации неграмотности;
1923 г. – массовое движение «Долой неграмотность»;
1926 г. – 51% грамотных (1917 г. – 40%);
1928 г.- «Всесоюзный культпоход за грамотностью».
2. Борьба за повышение уровня грамотности в 1930-е годы.
1939 г. – 90% грамотных в городе, в деревне – 77%;
к 1940 г. грамоте обучили 50-60 млн. чел.;
40 народов впервые получили свою письменность;
народы Средней Азии перевели с арабского сначала на латиницу, а с середины 1920-х годов – на кириллицу;

3. Реформа системы народного образования.
Создание единой трудовой школы (на основе положения ВЦИК «О единой трудовой школе» от 16 октября 1918 г.; принципы: связь обучения с производством, преемственность в воспитании и образовании, совместное обучение);
1922г. – отмена преподавания «4 буржуазных дисциплин» (философия, логика, латынь, древнегреческий);
1925 г. – декрет о введении в СССР всеобщего начального обучения;
1930 г. – введение в городе всеобщего 7-летнего обучения;
1934 г. – изменена структура единой среднеобразовательной школы: начальная (1-4 классы), неполная средняя (1-7 кл.), средняя (1-10 кл.); свёртывалось экспериментирование, характерное для 1920-х годов; восстановление преподавания всемирной и русской истории (с классовых позиций); в конце 1930-х годов - 1, 23 млн. учителей (в дореволюционное время – 260 тыс.);
с 1938 г. – обязательное изучение русского языка в национальных школах;
с 1940 г. – преподавание иностранных языков;

4. Высшая школа.
Цель - формирование новой рабоче-крестьянской интеллигенции.
Декрет СНК РСФСР от 2 августа 1918 г. «О правилах приема в высшие учебные заведения РСФСР»;
1919 г. – рабфаки;
1921 г. – упразднение автономии высшей школы;
1918-21 гг. – закрытие юридических, философских, историко-филологических факультетов, вместо них – ФОН (факультет общественных наук);
с 1921 г. – обязательное изучение марксизма-ленинизма;
к 1937 г. - в 498 вузах сняты классовые ограничения на поступление;
1933-37 гг.: выпущено 74 тыс. специалистов; накануне войны в СССР было 812 тыс. студентов, больше чем в 22 европейских странах, вместе взятых (причём 50% студентов – женщины); к концу 30-х годов начала формироваться советская интеллигенция в первом поколении;

5. Подготовка кадров, культурно-просветительская, оборонно-массовая и физкультурная работа;
1930-32 гг. – преобразование старших классов школы в техникумы;
создание школ фабрично-заводского ученичества и школ крестьянской молодёжи;
создание системы клубов, домов культуры, библиотек, музеев, парков культуры и отдыха; Всесоюзный комитет по делам физкультуры и спорта при СНК; Общество содействия обороне, авиации и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ); ДОСААФ; нормы БГТО, ГТО.

 

III. Наука.

1. Учреждение Центрального совета экспертов при ВСНХ (1918 г.);

2. Разработка плана ГОЭЛРО (1920 г. – 200 учёных);

3. Активное выдвижение членов партии в руководство наукой (с конца 1920-х годов); подчинение Академии Наук СНК (1933 г.); восстановление системы учёных степеней и званий (1934 г.);

4. Естественные и технические науки;
а) наука
-ядерная физика и электроника (Н.Н. Семёнов, П.Л. Капица, А.Ф. Иоффе);
-математика (И.М. Виноградов, М.В. Келдыш, С.В. Соболев, Н.Н. Лузин);
-физиология (И.П. Павлов);
-биология (Н.И. Вавилов, Д.Н. Прянишников);
-химия (С.В.Лебедев);
-геохимия (И.В. Вернадский).

Три ученых носят эту фамилию: дед, отец и сын. Вот самый известный из них - В.И. (Владимир Иванович) Вернадский – геохимик. Его сын Георгий или Джордж Вернадский. Джордж, потому что он уехал в иммиграцию и работал в Соединенных Штатах. Но вот очень интересный человек, практически неизвестный у нас, - это Иван Вернадский, он был специалист по статистике. И в 1854 году он написал потрясающую работу, предвосхитив всяких Бжезинских и прочих. Называлась эта небольшая работа «Великобритания и политическое равновесие в Европе», где он впервые, не употребляя этого термина, сформулировал идею Анаконды. Анаконда - это британская стратегия окружения России, вот как змея сдавливает. В 1878 году работа была переиздана, работа очень сильная. Но тот, о котором мы говорим, – это Владимир Иванович Вернадский, его сын, – геохимик.

1928 г. – Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. Ленина;

1933 г. – Реактивный НИИ;

1933-36 гг. – первые советские ракеты;
дрейфующая станция «Северный полюс-1»;
беспосадочные рекордные перелёты Чкалова, Коккинаки, Громова.

б) военная техника:
- самолёты (Туполев, Ильюшин, Яковлев);
- танки (Котин, Кошкин, Морозов);
- артиллерийские орудия и миномёты (Иванов, Петров, Грабин);
- автоматическое оружие (Дегтярёв, Токарев, Шпагин);

5. Гуманитарные и общественные науки. Философия.
а) разгром экономической науки (Чаянов, Кондратьев);
б) разгром школы Покровского в истории;
в) создание новых институтов в системе АН СССР:
1936 г. – истории,
1937 г. – философии;
г) «Краткий курс истории ВКП(б)» (1938г.).

IV. Художественная культура.
1. Литература:
а) литературные объединения и организации: Всероссийский союз пролетарских писателей (1918 г.);
РАПП (1920 г.) (руководитель – Авербах); «Серапионовы братья» (1921 г.);
«Перевал»;

б) инерционное предложение «Серебряного века» в 1920-е годы (Мандельштам, Цветаева, Анна Ахматова);

в) творчество Андрея Платонова, Замятина, Булгакова, Пришвина, А. Толстого, Бабеля, Пастернака, Маяковского, Есенина, Шолохова;

г) централизация и бюрократизация управления художественной культурой; постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно- художественных организаций»;
(16 апреля 1932 г.) – ликвидация всех существовавших прежде литературных объединений;
творческая интеллигенция была объединена в союз;

д) метод социалистического реализма (призван «отражать действительность в её революционном развитии в сочетании с задачей воспитания трудящихся в духе социализма»);

е) литература 1930-х годов: Н.А. Островский («Как закалялась сталь»), Горький, А.Н. Толстой, Булгаков, Шишков, Зощенко, Гайдар, Цветаева, Ахматова, Пастернак, Мандельштам, Заболоцкий;

2. Живопись:
а) 1920-е годы – инерционное продолжение «Серебряного века» (Кандинский, Шагал, Лентулов, Малевич, Петров-Водкин);

б) основание ВХУТЕМАС (Высшее художественно-технические мастерские) – подготовка художников;

в) союзы художников:
- Ассоциация художников революционной России (Малютин, Греков);
- Общество художников-станковистов (Дейнека, Пименов) (эти два союза заложили основы социалистического реализма в живописи);
- «Четыре искусства» (Петров-Водкин, Фаворский);
- Общество московских художников (Кончаловский, Лентулов, Фальк); (эти два союза – развитие традиций русского художественного авангарда);

С Фальком и Хрущевым связана забавная трагикомическая история. Дело в том, что Хрущев очень не любил абстракционистов. И вот однажды ему позвонили и сообщили что все, художники дошли до последнего предела. Это было в 1960-1961 году. Вывесили, во-первых, абстрактную живопись, во-вторых, вывесили картину Фалька «Обнаженная». «Обнаженная» Фалька. Но Хрущев не знал кто такой Фальк. И ему послышалось, что картина называется «Обнаженная Валька». Он пришел в ярость и сказал: «Я сейчас явлюсь в Манеж и сам эту картину сорву». И последовал за этим знаменитый «визит Хрущева в Манеж», где была вот эта современная живопись. Ему очень не понравилась скульптура Эрнста Неизвестного. Он попытался ее схватить, Эрнст Неизвестный встал у него на пути, и они начали дергать друг друга. Неизвестный оторвал у Хрущева пуговицу. Вот такие были эпизоды довольно забавные.

Три художника вне различных группировок, они были сами по себе:
- Грабарь, Нестеров, Корин.

3. 1934 г. – Союз художников;

4. Монументальная пропаганда. Скульптура (Андреев, Шервуд, Мухина, Шадр);

«Рабочий и колхозница» (Мухина, 1937г.);

5. Архитектура и градостроительство:
а) градостроительство – упорядоченное развитие больших городов (архитекторы: Жолтовский, Щусев). План реконструкции Москвы;
б) конструктивизм – главное направление советской архитектуры (братья Веснины, М. Я. Гинзбург);
в) завершение строительства мавзолея (1929-30 гг.);
1928 г. – Планетарий; в то же время, разрушение исторических памятников (Храм Христа Спасителя, Сухаревская башня и др.).
г) 1932 г. – Союз советских архитекторов;
д) генеральный план реконструкции Москвы, 1935г. (под руководством В.Н. Семёнова и С.Е. Чернышова).

6. Музыка:
а) песенное творчество первых лет советской власти.
Композиторы – Д.Я. Покрасс, А.В. Александров;
б) Российская ассоциация пролетарских музыкантов;
в) классическая музыка 1920-х годов: Мясковский, Глазунов, Ипполитов-Иванов;
г) основание Союза советских композиторов (1932 г.);
д) музыка 1930-х годов: опера «Тихий Дон» И.И. Дзержинского, балет «Ромео и Джульетта» и кантата «Александр Невский» С.С. Прокофьева, Хачатурян, Шостакович;
е) массовая песня, музыка кино: В.И. Лебедев- Кумач, Т.Н. Хренников, И.О. Дунаевский.

7. Театр:
а) национализация театров (26 августа 1919 г.);
к 1941 г. – 926 театров;
б) театры 1920-х годов:
Вахтангова и Моссовета в Москве;
БДТ в Ленинграде;
в) первые советские пьесы:
«Шторм» В.Н. Билль-Белоцерковского (1925 г.);
«Любовь Яровая» К.А.Тренёва (1926 г.);
«Баня» и «Клоп» Маяковского (1929- 30 гг.).
д) МХАТ: классика; пьесы Булгакова («Мольер», «Дни Турбиных»);

8. Кинематограф:
а) революционные фильмы:
С.М. Эйзенштейн («Броненосец Потёмкин», «Октябрь»), Васильевы («Чапаев»);
б) массовое кино:
«Волга-Волга», «Цирк», «Веселые ребята» Г.А. Александрова;
в) исторические фильмы:
«Александр Невский» Эйзенштейна, «Петр I» В.М. Петрова.

9.Народное творчество (частушки).

10. Репрессии против деятелей науки и культуры:
- арестованы и погибли: Пильняк, Мандельштам, Бабель, Н. Вавилов;
-арестовывались и были выпущены: С.П. Королёв, А.Н. Туполев;

 

V. Культура русского зарубежья.

1. Центры русской эмиграции:
а) Берлин, Париж, Прага;
б) Белград, Рига, София;
в) Харбин, Нью-Йорк, города Канады, Латинской Америки, Африки;
г) «Русский институт» в Праге; «Русский заграничный архив в Праге (1923-1945 гг., передан АН СССР);

2. Наука:
а) естественные и технические науки: механик С.П. Тимошенко, авиаконструктор И.И. Сикорский, электронный физик В.К. Зворыкин, кораблестроитель В.И. Юркевич;
б) гуманитарные и общественные науки:
- философия: Бердяев;
- историки: Милюков, Ростовцев, Вернадский;
- социолог: Сорокин;

в) философская и социальная мысль:
- евразийство (Савицкий, Трубецкой, Вернадский);
- сменовехство (сборник «Смена вех», Прага, 1921 г.) – реакция на НЭП части эмиграции (Устрялов, Ключников).

3. Художественная культура:
а) литература: Бунин, Куприн, Шмелёв, Бальмонт, Набоков;
б) живопись: Бенуа, Коровин, Кандинский, Шагал;
в) музыка: Стравинский, Рахманинов;
г) опера и балет: Шаляпин, Лифарь, Павлова.

 

VI. Выводы: основные характеристики советской политики в области культуры в 1920-30-е гг.:

1. Идеологизация и классовый подход;

2. Авторитарно-бюрократический стиль руководства культурой и наукой;

3. Унификация и регламентация культуры;

4. Поворот власти в сторону советского патриотизма;

5. Объявление о завершении культурной революции в 1939 г.;

Что касается советского патриотизма, смотрите – такая вещь. Мне нужно, что бы вы логику поняли. Я вам уже говорил, что русскую революцию в широком смысле, т.е. с 1917 по 1939 год, можно условно разделить на две фазы:
Первая фаза – интернационал - социалистическая – это когда у власти были те люди, которые считали, что нужна мировая революция, а Россия - это хворост в топку этой революции. Данная группа возглавлялась Троцким, отчасти Лениным, они потерпели поражение, и с 1926 – 27 годов команда Сталина начала реализовывать другой проект: социализм в одной отдельно взятой стране. Грубо говоря, возрождение российского государства в виде Красной Империи.
Вторая фаза – с 1927 по 1939 год. Но естественно, если это поворот к строительству социализма в одной отдельно взятой стране, значит, должны были произойти изменения в культуре, и в середине 1930-х годов эти изменения начинают происходить. Меняется название праздника 7 ноября, этот праздник до 1936 года назывался «Первый день мировой революции». С 1936 года он стал называться «Праздник великой пролетарской революции», а потом «Великой октябрьской революции». В 1936 году впервые появляется термин «советский патриотизм». Слово «русский» перестает быть бранным, начинают говорить о русской культуре, о народе. Пика это достигнет во время Великой Отечественной войны, когда будут возвращены погоны, будет новый гимн, в котором будут слова «Сплотила на веки великая Русь», когда будет упразднен институт комиссаров, когда распустят Коминтерн. Но начался этот процесс в 1936 году, в середине 30-х годов. Это поворот в сторону советского патриотизма, даже сам термин «советский патриотизм» появляется в 1936 году.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция №63. Политическая борьба в РКП(б)/ВКБ(б) в 1920-е годы | Рост и возраст рыб
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал